Лексический состав книги Льва Котюкова «В одинокой толпе» (1990), глава 1

Лев Котюков входит в круг лучших поэтов России, поэтому мне было интересно провести анализ слов, которые Лев Константинович использовал в своём поэтическом творчестве. Начал я с самой ранней книги (по дате публикации) моей коллекции: «В одинокой толпе» (книга стихотворений, М.: Советский писатель, 1990, 176 с.; книга № 1). Книгу эту мне где-то отыскал Эдуард Валентинович Хандюков, а подписал сам Лев Константинович!
Уже сама по себе тема чрезвычайно интересная. Но так как я уже сделал подобный (так и неопубликованный) анализ книги трёхстиший Константина Микитюка «Колени в облаках», то хотелось бы сравнить лексические срезы двух поэтических жанров.
Планирую публиковать в блоге Игоря Шевченко лексический состав каждого из 142 стихотворений книги. Это создаст ощущение присутствия великого поэта и позволит читателям контролировать исследование.
Схема каждой публикации предполагается следующей: сначала публикуется очередное стихотворение, затем лексический анализ, несколько слов от меня и в конце — обобщённая таблица слов по всем стихотворениям.
Букву «ё» пишу с точками. Значок ударения ставлю после ударной гласной. Цифры в скобках у слова обозначают: номер строки; порядковое число в строке; номер стихотворения; номер книги. Слова названия поэтического текста учитываются, так как входят в ткань стихотворения. Местный падеж — «м.п.»

Стихотворение № 1
(43 слова)
* * *
(1)Ничего невозможного нет и не будет,
(2)Всё возможно, как жизнь и любовь.
(3)Возвратившийся свет тебя утром разбудит —
(4)И очнётся дремавшая кровь.
21
(5)И малинник седой от росы отряхнётся
(6)В том краю, где давно тебя нет,
(7)А ведро зачерпнёт из глухого колодца
(8)Невозвратный невидимый свет.
22
Лев Котюков,
«В одинокой толпе: книга стихотворений», М.: «Советский писатель», 1990, с. 3
А
а (7,1,1,1)
Б
будет (1,6,1,1)
В
в (6,1,1,1)
ведро (7,2,1,1)
возвратившийся (3,1,1,1)
возможно (2,2,1,1)
всё (2,1,1,1)
Г
где союз. сл. (6,4,1,1)
глухого прил. (7,5,1,1)
Д
давно (6,5,1,1)
дремавшая (4,3,1,1)
Ж
жизнь (2,4,1,1)
З
зачерпнёт (7,3,1,1)
И
и (1,4,1,1) (2,5,1,1) (4,1,1,1) (5,1,1,1)
из (7,4,1,1)
К
как (2,3,1,1)
колодца (7,6,1,1)
краю’ м.п. (6,3,1,1)
кровь (4,4,1,1)
Л
любовь (2,6,1,1)
М
малинник (5,2,1,1)
Н
не (1,5,1,1)
невидимый (8,2,1,1)
невозвратный (8,1,1,1)
невозможного (1,2,1,1)
нет (1,3,1,1) (6,7,1,1)
ничего (1,1,1,1)
О
от (5,4,1,1)
отряхнётся (5,6,1,1)
очнётся (4,2,1,1)
Р
разбудит (3,5,1,1)
росы’ р.п.(5,5,1,1)
С
свет (3,2,1,1) (8,3,1,1)
седой прил. (5,3,1,1)
Т
тебя (3,3,1,1) (6,6,1,1)
том пр. п. мест. «тот» (6,2,1,1)
У
утром (3,4,1,1)

Слова, начинающиеся на буквы: «в»(5), «и»(5), «к»(4), «н»(7) составляют половину всех слов стихотворения. Лидер — союз «и» (около 12%). Из 43 слов первого стихотворения в хайку обычно используют примерно треть. Скажем, все слова на букву «н» в этом жанре неприемлемы. Произведение написано анапестом, использованы слова, начинающиеся с 17 разных букв.
Мне нравится смотреть на диагональные слова, т. е. такие слова, которые в 1-й строке занимают первое место, во 2-й – второе и т. д.
Вот пушкинская диагональ, по которой можно сразу вспомнить само произведение:
буря
. снежные
. зверь
. дитя
В стихотворении Льва Котюкова «главная диагональ» состоит из шести слов. В шестой и седьмой строчках по 6-7 слов, а в восьмой — всего три.

А вот кому леденцов?! —
с размаху из-под крыши
сосулька
София Русинова (1965-2005) (Ореховая Соня), 10.03.2004
http://www.sofia-ru.хайдзин.рф/haiku/2004-03.shtml

Игорь Шевченко

Добавить комментарий