(результаты судейства высланы на утверждение главному судье второго конкурса альманаха «Полевые цветы» Александру Аркадьевичу Долину)
.
. Впервые номинация под названием «Лучшие хайку» появилась в журнале «Поэзия». Считалось, что она соберёт краткостишия, которые было бы можно хотя бы формально отнести к теории сясэй («отражения натуры») Масаока Сики (1867-1902). Дело в том, что я также пришёл к пониманию ценности трёхстиший-фотографий, но, вероятно, с неведомой для японского мэтра стороны – наличия смыслового веера. Моя теория утверждает следующее:
.
. если трёхстишие построено верно,
. в нём должен быть
. гармоничный смысловой веер
.
. Доказательство выходит за рамки логики и материалистического взгляда. Оно вытекает из моего понимания гримуара «Праведы», подготовленного Виктором Михайловичем Журкиным. Мыслители давно поняли, что Мир не исчерпывается миром видимым, физическим. Проникнуть «за», как и научиться летать, мечта многих творцов:
.
«На ковре-вертолете ветер бьёт в глаза,
Нам хотя бы на излёте заглянуть за..»
. «Ковёр-вертолёт», Глеб Самойлов,
. альбом «Чудеса» рок-группы «Агаты Кристи»
.
. «Праведы» на вопрос:
«Что есть такого в Мире, что одновременно
. И истинно, и мнимо?»
отвечают: «Это Мысль».
«ПРАВЕДЫ», В. М. Журкин, М., серия: «Наследие предков, Солнечный гримуар», 2011, с. 362.
.
. Итак, основной ценностью всего, что есть в жизни, являются Мысли. Для трёхстиший – это смысловой веер. Именно веером смыслов трёхстишие может возвыситься в среде красивых и бессмысленных пустышек. Смысл хайку или созерцательных краткостиший в том, что они являются силками для мыслей. И если человек захочет быть ловцом мыслей, то один из способов чтение или создание хайку. Правда, нужно оговориться, количество таких трёхстиший, которые я называю хайку, очень и очень мало. Но они суть, без них для меня эти конкурсы будут лишены всякого смысла.
.
. Что значит: «Трёхстишие построено правильно?»
.
. Я начал развивать свою теорию из точки Масаока Сики с фиксацией времени и отражения авторского пространства. Есть и обратная сторона и теория с фиксацией пространства и «долготой» авторского времени. Но я решил эту сторону пока не развивать, тем более что второй уровень есть и в ставших привычными трёхстишиях – это форма. Но и без теории форм, если трёхстишие двучастно, лаконично, в нём нет глаголов, автора и рифмы, т.е. построено правильно, в нём должен присутствовать гармоничный смысловой веер. При этом, строго говоря, обратное неверно:
.
. если в трёхстишии есть
. гармоничный смысловой веер
. то не всегда перед нами хайку
.
. Примером является использование религиозной символики.
.
. На втором конкурсе альманаха «Полевые цветы» в кандидатском списке хайку у меня всего три трёхстишия.
.
№ 1
солончаки
до горизонта
чистое небо
. ketschmidt, 2017-07-24 13:29:53
.
. На первый и поверхностный взгляд здесь есть интересный подтекст и значимые зацепки: «соль земли», на солончаках растут такие растения как бессмертник, полынь (в переводе «здоровый»), тамариск (божье дерево) и т.д. Вообще, на мой взгляд, комментирование не должно выходить за рамки школьного курса. Однако, занимаясь регулярно репетиторством, могу сказать, что рамки школы и вуза стираются по всем известным мне предметам.
. Но я вижу пересечение значений слов «солончаки» и «горизонт», так как оба понятия характеризуют почву. Горизонт – омоним, с одной стороны означающий границу, а с другой – слой. Есть, к примеру, перегнойный (гумусовый) горизонт. Получается, что автор вводит новое название почвенного горизонта – «чистое небо».
. Но так ли беспочвенна эта мысль? Ведь мы называем сушу – дном воздушного океана. Отчего же мы не можем назвать морской воздух, насыщенный солями – солончаком?
. Это открытие и ставит трёхстишие в этой номинации на первое место.
.
.
1 место
.
солончаки
до горизонта
чистое небо
. Катерина Шмидт, г. Реген, Федеративная Республика Германия
.
2 место
.
снежные дюны.
над пеленой тумана
верхушки сосен
. Сергей Шпиченко, г. Киев, Украина
. Прочтение через точку: «снежные дюны над пеленой тумана» – возможно. Скажем, облака могут выступить в роли заснеженных дюн. У меня несколько интерпретаций этой картинки. Расскажу о самой неожиданной, о букве «Е». Буква «Е» состоит из трёх слоёв и скрепляющего их ствола. Подул ветер и нанёс снежных дюн, которые изогнулись месяцами около сосны, образовав нижнюю часть буквы «Е». Светало. И над снежными дюнами возникла тёплая волна пелены тумана, так образовался средний выступ. Сосна стоит, а дюны и пелена со-стоят. Но, что стоит истинно, а что лишь со-стоит? Ответ даст ветер. Дюны поползут дальше, а туман развеется. И лишь сосна, изогнув верхушку для полноты буквы, останется стоять на своём. Так же и человек под давлением обстоятельств может наклоняться в ту или иную сторону, но вера его остаётся незыблемой.
. Вот пример конденсации мысли, показывающий глубинную ценность созерцательного жанра.
.
3 место
.
крест и полумесяц
у разветвления дорог
тормозной след
. Алиса Михалёва, г. Санкт Петербург
.
. Первая строчка – общеизвестный символ религиозный и международного гуманитарного движения, что является большим недостатком. Но при отсутствии других достойных работ, я отдал бы третье место этому трёхстишию. Тем более, что вытянуть смысловой веер здесь не очень трудно, что я и предоставляю нашим читателям. Но эксплуатация религиозных символов не в духе хайку, они — цель. И, если главный судья вычеркнет эту работу из призёров, то можно будет в виде исключения присудить двум работам первое место, так как они — ровня по большому счёту, можно и — два вторых, а первое не присуждать никому.
.
.
Игорь Шевченко
Московская область
17 июля 2018 года