В одной из статей я привёл формальную связь количества слогов в рубаи, танка и хайку:
17(х) + 31(т) = 49(р) – 1.
Связь кажется надуманной и случайной. Отмечу, что рейтинг в 12-ой серии конкурсов я буду считать числами Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89. У этих чисел интересная жизнь, но не будем отвлекаться. Укажу лишь на странное совпадение.
49 – это семь в квадрате. А квадрат числа Фибоначчи с нечётным номером за вычетом единицы есть произведение рядом стоящих чисел:
2*2 – 1 = 1*3,
5*5 – 1 = 3*8,
13*13 – 1 = 8*21 и т. д.
Леонард Эйлер примерно так и делал свои знаменитые открытия – по аналогии. Мой секрет понимания сути восточных жанров иной природы – это учение Волхвов. Скажу честно, мне нравятся практически все религиозные системы, с которыми я знакомился. Но именно у Волхвов я нашёл ключ к пониманию восточной поэзии, причём не только хайку, но и танка и даже рубаи. Причём это понимание распространяется не только на какой-то отдельный жанр, но, что гораздо важнее, на их органическую взаимосвязь. Прошу понять меня правильно, я не агитирую за советскую власть, а предельно честно рассказываю: откуда у меня уверенность понимания этих жанров. Надеюсь, читатели знают, что не знаю я японского языка и вряд ли возьмусь за его изучение, так как это ни на грамм не приблизит меня к пониманию жанров. Не листаю я и переводов заседаний японских хайдзинов, и уж тем более не смотрю им в рот.
Вот несколько строчек книги «Правед», из которых будет ясна сущность каждого жанра.
Постигни: пред Зеркалом супротив друг друга
Две вечно разделённых, две разлученных
Крайних ипостаси Троицы:
Бог и Диавол – Раз и Об,
Иначе Время и Пространство, Об-Раз.
ПРАВЕДЫ, М.: «Белые альвы», 2005 г, 17 стр.
Мне очевидно, что всё в мире отражение высшего, и жанры не исключение. Поэтому, с одной стороны находится хайку, с другой – танка. Рубаи – зеркало, в котором встречаются отражения того и другого.
Сущность хайку – смысл. Зеркало отражает, отражает, искажая, то есть рождает ассоциации. Итак, когда хайку смотрит в зеркало, оно рождает смысловые ассоциации, так появляется понимание смыслового веера.
Сущность танка – чувство, и в зеркале возникают эмоциональные отражения.
Рубаи – это смешение двух сущностей, двух отражений: эмоциональная мысль – афоризм.
Эту теорию можно развить в любую сторону. На закуску – трио.
пустой цех
на ржавом верстаке
тополиный пух
Николай Гранкин, г. Краснодар
Цех – тело, верстак – греховная суть, пух – душа. Выводы и размышления здесь у каждого свои.
Древняя чаша:
сквозь трещинки и сколы —
цветок пиона.
Не так ли в моём сердце,
разбитом многократно?..
Кокоро
Даже в затвердевшем от горя сердце, где-то очень глубоко, ещё живет цветок души.
Мы – воздух и огонь, мы – глина и вода.
Мы – страждущая жизнь и смертная страда.
Мы – плоть: мы все сгниём и сгинем без следа…
Мы – дух: мы скинем плоть, и вновь душа чиста.
Омар Хайям
«Рубаи», пер. И. А. Голубева, М.: РИПОЛ классик, 2005, с. 82
Уже первая строчка – смешение стихий, с одной стороны – огонь, с другой – вода; жизнь и смерть, плоть и дух.
«…Так Бог и Диавол познают друг друга,
Познают себя, глядя в единый, общий Образ,
Не сливаясь, мнимо отдают другому то,
Чем владеют: Время и Пространство…»
ПРАВЕДЫ, М.: «Белые альвы», 2005 г, 19 стр.
Надеюсь, теперь становится ещё более понятной моя позиция глубокого уважения ко всем жанрам, как к различным путям познания Высшего.
«12» февраля 2014 г Игорь Шевченко
г. Дубна