Статья Игоря Шевченко из книги «Евгений Зубов. «Мисайлово – времена года. Избранные стихотворения. Проза, дневники, письма. Воспоминания и статьи о поэте»

Игорь ШЕВЧЕНКО

член Правления Московской

областной организации

Союза писателей России

.                                                      Евгений Зубов. Восток и Запад

До недавнего времени считалось, и не без оснований, что в разработке мини-жанров Восток на века опередил Запад. Однако литературные границы между Востоком и Западом и линии судеб лучших их представителей, на мой взгляд, совсем не так далеки, как кажется на первый взгляд.

.                                                                               с. 590

 

.                                         I. Евгений Зубов (1942–1996) и хайку

В контексте восточной поэзии творчество поэта представляет несомненный интерес, так как покоится на трёх китах: временах года, пейзажных зарисовках и любви к Земле. Попытаюсь показать это примерами из книги стихов Евгения Зубова «Мисайлово – времена года» (М.:Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Московская организация Союза писателей России, 2011). Многим нижеприведённым цитатам можно найти соответствующие трёхстишия хайку.

 

Распускает март клубки сугробов

На живые нити ручейков

.                                                  с. 20

В глубину ещё пустых скворешен

Смотрит неба любопытный глаз.

.                                                 с. 20

Серебристый тонкий месяц

Видит в лужах свой двойник.

.                                                с. 25

Глядишь на тонкие берёзки,

Как сквозь зелёное стекло.

.                                              с. 29

Цветы и песни воедино

Сплетает май в живой венок.

.                                               с. 20

Трётся о ноги котёнком

В белом пуху одуванчик.

.                                              с. 38

Словно монета со дна водоёма,

С неба дневного белеет луна.

.                                              с. 52

Встал георгин – светофор краснощёкий,

Лету командует: «Стоп!»

.                                            с. 58

.                                                                 с.591

Грач на столбе, задумчивая птица,

К светилу повернулся чёрной грудью.

На ветвях корявой груши

Вижу чёрного скворца.

.                                               с. 62

.                В данном случае не удержусь, чтобы не отметить аналогию со всемирно известным «вороном Басё».

 

Осенние ветры закрыли

Открытое в лето окно.

.                                        с. 63

И день, и ночь шумит холодный ветер,

Разучивая в рощах букву: ш-ш-ш-ш…

.                                                                  с. 67

Звёзды, словно жёлтые цыплята,

Облаков пробили скорлупу.

.                                                   с. 78

Яркий месяц засмотрелся в лужу

И вмерзает незаметно в лёд…

.                                                      с. 78

У входа в лес склонённый ствол берёзы

Шлагбаумом тропинку перекрыл.

.                                                              с. 82

 

.                              II. Евгений Зубов и Масаока Сики (1867–1902)

Если присмотреться, то можно обнаружить сходство узловых точек жизни Евгения Зубова и великого мастера поэзии хайку – Масаоки Сики.

Приведу параллельно тексты:

  • [1] из статьи А. Зименкова «Есенин Видновского края» упомянутой выше книги «Мисайлово – времена года» (М.: Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Московская организация Союза писателей России, 2011);
  • [2] из 4-го тома «Истории новой японской поэзии» Александра Долина (Санкт-Петербург: ГИПЕРИОН, 2007):

                                                                     с. 592

 

[2], с. 231:

«…Годом раньше [1899 – ИШ] у него [Масаока Цунэнори – ИШ] открылось кровохарканье – дала себя знать болезнь бедных, неизлечимая в ту пору чахотка. Туберкулёз, нажитый усердным школяром в годы, когда пристанищем ему служили холодные, грязные комнатушки в токийских трущобах, остался его зловещим спутником на всю жизнь. Узнав, что дни его сочтены, Масаока Цунэнори решил взять литературный псевдоним Сики – Горная кукушка. По древнему поверью, у горной кукушки (чьи трели нисколько не похожи на знакомое нам монотонное кукование) при пении идёт горлом кровь».

[1], с. 122-123:

«Болезнь к Зубову подступала исподволь, постепенно. Первые лёгкие проявления мышечной дистрофии ног были отмечены ещё в школе. <…>

Юноша понимал, что с ним творится что-то неладное, однако, ни родным, ни друзьям очень долго ничего не говорил. Тайна открылась в Мисайлове совершенно случайно. «Выхожу я как-то в сени, где у нас находилась лестница. И вижу: Женя лежит у этой лестницы – свалился.<…>» (З. П. Зубова).

Родные без промедления отвезли Евгения в Боткинскую больницу, где вынесли вердикт: болезнь неизлечима. Сказали, что с таким заболеванием живут лет до тридцати».

[2], с. 231-232:

«Однако известие о том, что он приговорён к скорой и мучительной смерти, не остановило Сики и не отвратило его от творчества.

Наоборот, он с удвоенной энергией набрасывается на книги, пробует кисть в различных стихотворных жанрах, занимается рисованием, много путешествует по стране и ведёт художественные путевые дневники, знакомится с ведущими столичными поэтами и критиками – словом, стремится как можно скорее определиться в своём призвании и занять подобающее место в литературном мире».

[1], с. 125:

«Впоследствии поэт напишет стихотворение «Угол», из которого можно понять, каким образом он решил противостоять болезни.

                                                                                                         с. 593

 

[2], с. 232:

«В 1892 году Сики впервые получил возможность обосноваться в собственном жилище. <…> Дом стоял на окраине Токио, среди пышной зелени. <…>

Сики любил эту жизнь наедине с природой <…>. Но больше всего на свете он любил книги».

[2], с. 124, 129-130:

«Постепенно вся жизнь ещё совсем молодого человека сосредоточилась в пределах двора.

Зиму Евгений проводил в родительском доме. А в летний период местом проживания его становились прилепленная к тыльной стороне избы небольшая пристройка – «домушечка» да сад, где сын Зои Петровны

Борис смастерил скамейку и столик. <…>

Я к одиночеству привык –

Мне ль одиночества бояться.

Среди своих любимых книг

Я буду плакать и смеяться. <…>

 

Зоя Петровна Зубова рассказывала: «На улице – зима. Приходит Володя Попов, они садятся с Женей рядом и начинают беседовать о своём. И вдруг Попов говорит, что новую книжку купил. Женя спрашивает: «А почему же мне не принёс показать?» В ответ Попов вскакивает, одевается и говорит, что сейчас принесёт. На улице мороз, а он побежал к себе в Молоково за книжкой. Часа через полтора приносит книжку, и они оба склоняются над ней».

[2], с. 75-76, 242:

«В последние годы жизни туберкулёз позвоночника приковал поэта к постели. <…>

 

Упал на окно

отсвет зимнего солнца –

комната больного… <…>

Одиночества час.

Лежу, распростёршись на ложе.

Друг ещё не пришёл.

Я один на один с цветущей

сливой карликовой в вазоне. <…>

 

На одре болезни

поворачиваюсь, чтобы лечь

поближе к жаровне… <…>

Сквозь стеклянную дверь

любуюсь печальной картиной:

под весенним дождём,

вся усыпанная цветами,

одинокая мокнет вишня…

 

Поэт постепенно угасал. Он всё реже вставал, чтобы выйти взглянуть на деревья и цветы во дворе. Вскоре он был лишён и этих маленьких радостей, не в силах даже приподняться на своём скорбном ложе, довольствуясь созерцанием грозди глицинии или пиона в горшочке. И только разум Сики до самой безвременной кончины, которая застигла его 19 сентября 1902 г., сохранял удивительную ясность».

[1], с. 124, 149, 157, 163:

«Последние шесть лет он прожил, не вставая с постели, в окружении книг, в горнице за сооружённой для него выгородкой. <…>

Однако тайная тревога живёт в нём. Порой становится нестерпимой. И тогда он жалуется в стихах на «зелёную», «жёлтую» и «белую» скуку, завидует деревьям и травам, которым следующей весной дано «всё начать с нуля».

 

Белая скука короткого зимнего дня.

Снег на ветвях, на поверхности мёрзлых перил…

Белая скука страшит и пугает меня.

Чтоб одолеть одному её, хватит ли сил? <…>

Мои стихи – бездомные бродяги. <…>

 

Весной 1996 года полиграфическое предприятие «Инициал» подготовило вёрстку сборника, и я отвёз её автору. <…>

Самого сборника поэту было увидеть не суждено. Книга стихов «Мисайлово – времена года» (Видное: Инициал, 1996) вышла через несколько месяцев после его смерти».

 

Великий японский поэт сказал:

«Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету».

Кобаяси Исса – Вера Маркова.

Ливень пятой луны.

СПб.: Кристалл, 1999. С. 391

 

.                                                                        III. Зубовская премия

 

При вручении 11-й Московской областной литературной премии имени Евгения Зубова царила атмосфера почти семейная, «как на чайной церемонии», сказал бы японец. А ведь в зале Центральной районной библиотеки находились первые лица и администрации Ленинского района, и Союза писателей России. Я благодарю работников Центральной районной библиотеки города

Видное, готовивших столь важное культурное мероприятие, Льва Константиновича Котюкова, лауреатов и всех пришедших на церемонию.

Свою премию рассматриваю как ещё один шаг к признанию литературным сообществом права краткостиший на существование как поэтического жанра, в котором Евгений Зубов мог быть среди лучших.

2017__

Добавить комментарий