17.09.2010. Ответ на вопрос автора Иса Лариса о ВКХ-3
И.А.Шевченко
Лариса спрашивает меня о предполагаемом месте моих трехстиший на конкурсе, а также о возможных школах хайку в нашей стране.
Для начала перечислю трехстишия, которые я послал на ВКХ-3:
№ 1491 (номер регистрации на ВКХ-3)
старый пруд
на щеке рыбака
овод
№ 1492
рассвет
под ружьем караульного
певень
№ 1493
Гомель
за казино «Европа»
голуби и белочка
№ 1494
стоматология
на набережной удочка
с колокольчиком
№ 1495
паспорт
за окошком ОВиР
побег бегонии
№ 1496
тучи
над баньяновой рощей
висячий мост
№ 1497
полдень
на ветке баньяна
куропатка
№ 1498
старый баньян
за стеклом фонаря
улитка
№ 1499
ночной ливень
стучит в дверь аптеки
ребенок
№ 1510
снегопад
с портфелем за спиной
маленький лыжник
Первый вопрос: как долго будет идти конкурс? Думаю, что до конца октября. Сейчас послано около 2000 трехстиший, значит, следует ожидать около 5 000 работ. Средний процент хайку в наших книгах равен 2. Поэтому стоит ожидать 100 нормальных хайку. У меня 5-6 хайку.
Позволю предположить, что в лучшем случае мои трехстишия займут 95-100 места. Здесь я с Вами согласен. Почему?
1) В «Хайкумене» сильна групповщина. Этот вывод я делаю из полемики с Дмитрием Кудрей, когда тот не ответил на центральный вопрос: можно ли считать хайку «сон бежит, кружит…»?
2) Квалифицированными судьями я считаю Тайшу и Соколову-Делюсину. Так как все остальные могут считать, что «сон бежит, кружит» — хайку, то у них мои трехстишия займут 200-300 места, если не ниже. Поэтому большое значение будет иметь число судей.
Плавно переходим ко второму вопросу о школах. Неявно одна школа редколлегии «Хайкумены» уже существует. Это видно по той грубости, с которой члены редколлегии встречают новое мнение (смотрите сколько удаленных постов в моей полемике с ними). Это видно по явному игнорированию творчества одного из патриархов российских трехстиший Михаила Сапего.
Александр Долин, и тут я согласен, вряд ли будет что-то создавать.
Орига, на мой взгляд, иногда пишет очень сильные хайку. Однако, то что она послала на японский конкурс антихайку с «сущностью бытия», а конкурс дал этому трехстишию второе место, говорит о некоей невидимой политической подоплеке на этих японских конкурсах, и о том, что Орига, при всей талантливости, понимает хайку, вероятно, интуитивно и, поэтому, может быть, допускает подчас грубые ошибки. По крайней мере мне никто не сможет доказать, что трехстишие с «сущностью бытия» — хайку. Басё, думаю, уже приходил с бамбуковой палкой к организатору того конкурса.
Я не имею таланта Ориги писать выдающиеся хайку. Однако аналитически, как мне кажется, разобрался в этом интересном жанре. Развитие хайку и других жанров трехстиший, думаю, возможно лишь при наличии как минимум двух школ. Однако, организованный мною параллельный конкурс совместно с журналом «Поэзия» собрал всего 19 трехстиший.
Как можно сотрудничать с Оригой, если она убеждена, что «сущность бытия» — хайку?
Как можно сотрудничать с «Хайкуменой», если главный редактор Дмитрий Кудря не может публично сказать, что «сон бежит, кружит» — это не хайку.
Вот мы и видим три идейные школы русскоязычных хайку:
- Орига. Здесь в хайку можно писать «сущность бытия»,
- «Хайкумена», здесь сон может бегать и кружиться по полям,
- Игорь Шевченко, который говорит, что все вышеназванное не хайку, что хайку картинно. И невозможно нарисовать «сущность бытия» или сон, который гуляет по полям.
При всем этом каждый по-своему прав. Орига, может быть, находит свое очарование в соединении восточной и западной поэзий. Редколлегия «Хайкумены», вполне возможно, видела Гипноса (Сомнуса или Морфея), бегущего и кружащегося по полям.
Однако мне недоступны сии радости бытия, поэтому и сидеть мне, самое большее, на сотом месте.
«17» сентября 2010 года Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110091705420