11.12.2010. Иерархия трехстиший с точки зрения сочинения хайку

 

И.А.Шевченко

ИЕРАРХИЯ  ТРЕХСТИШИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЧИНЕНИЯ ХАЙКУ

Японские хайдзины легко сочиняли хайку и танка при любых катаклизмах. Я же слаб и не могу спокойно написать даже эту никчемную статью об иерархии в хайку, когда после резни в станице Кущевская губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, как ни в чем не бывало, занимает свой пост. Он не собирается уходить сам и, вероятно, президент страны «доверяет» такому губернатору. У новоиспеченного мэра столицы, которому опять же «доверяют», отпускают соучастников убийства Егора Свиридова. Вот что пишет «Свободная пресса»: «Что касается кавказцев, которые вместе с Черкесовым участвовали в драке и были сначала задержаны, а потом непонятно почему отпущены… Милиция их снова ищет потому что они исчезли в неизвестном направлении. И возникает закономерный вопрос – а зачем их выпускали?» http://svpressa.ru/sport/article/35309/ А теперь на Манежной площади отцы в омоновской форме бьют детей, которые еще слишком восприимчивы к окружающей их несправедливости. О каком искусстве может идти речь в этой стране?
Статью я готовил два года, но озвучу лишь основные положения.
Все трехстишия я разбил на разряды (кю) и уровни мастерства (даны). Это необходимо сделать как для совершенствующихся в написании стихов жанра хайку, так и для участвующих в конкурсах на моем сайте http://haiku-konkurs.ru, главным из которых на сегодняшний день является непрерывно идущий конкурс — «Поэзия хайку».

14 кю: утверждения, назидания;
13 кю: рассуждения, объяснения, монологи, диалоги;
12 кю: афоризмы http://stihi.ru/2010/05/05/221, пословицы, обобщения;
11 кю: метафорические трехстишия,
10 кю: трехстишия со смысловыми ошибками,
9 кю: с лишними словами, неэкономичные,
8 кю: сенрю (иронические и юмористические),
7 кю: трассы http://stihi.ru/2010/05/06/1149,
6 кю: такыны (одноопорные)http://stihi.ru/2010/06/01/1438,
5 кю: оранжевые (присутствие автора)http://stihi.ru/2010/05/30/4889,
4 кю: мини-танка http://stihi.ru/2010/05/06/6662,
3 кю: хайрю (скрытая метафоричность)http://stihi.ru/2010/05/28/6801,
2 кю: динамические трехстишия http://stihi.ru/2010/05/23/5068,
1 кю: трехстишия с техническими недочетами,

I дан: (оценка на моем сайте «0») — техничные трехстишия, которым присущи:
1) предметность,
2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,
3) предельная лаконичность (а не твердость формы),
4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,
5) отсутствие смысловой досказанности http://stihi.ru/2010/04/20/4292,
6) отсутствие досказанных мостов в прошлое  http://stihi.ru/2010/11/12/7209,
7) вариативность,
8) безличность и бесцветность,
9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,
10) отсутствие рифмы,
11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),
12) положительный вектор.

II дан: (оценка на моем сайте «+0.5»)технически сложные трехстишия (с четвертой строчкой, с обыгрыванием омонимии, с символикой и т. п.)

III дан: (оценка на моем сайте «+1»)с циклическим мостом (мост в прошлое без рекурсии)

IV дан: (оценка на моем сайте «+1.5») скрытый мост в прошлое с рекурсией в настоящее.
Рекурсию можно представить как взаимосвязанное переодевание, как смену масок по некоему принципу всех действующих предметов в трехстишии, как семантическую реинкарнацию. Пример смены масок показан в статье «Триединство хайку (1 вариант)» http://stihi.ru/2010/11/02/3740.
Первой особенностью рекурсии является то, что переодеваются существительные, но не глаголы. Глаголы не подлежат семантической реинкарнации. Выражаясь математически, глаголы выносятся за скобки при движении по мостам трехстиший.

V дан: (оценка на моем сайте «+2») двуступенчатая рекурсия (в настоящее и надприродное).
Вторая особенность рекурсии – животворность. Рекурсия, помимо предметных мостов, рождает мост в абстрактное, в символику. И чем полнее рекурсия (из прошлого в настоящее, из настоящего в надприродное), тем более очевидным становится символический подтекст.

«11» декабря 2010 г                                             Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110121106725 

Добавить комментарий