ГЛАСНЫЕ В ХАЙКУ Глава I Введение

I. Введение

I.1 Выбор темы

Сейчас, когда после долгого перерыва, вновь открылись «Блог Игоря Шевченко» и конкурсный сайт, передо мной встал вопрос: с какой темы продолжить разговор о хайку? Сначала у меня было желание остановиться на одной из двух интереснейших тем: «Теория относительности в хайку» и «Переводы Веры Марковой (1908-1995) глазами русских классиков». Первая тема имеет большое значение для повышения техники написания краткостиший, вторая — показывает, что примитивный перевод японских миниатюр практически не несёт ничего нового богатейшей русской литературе.
Но здесь мне бросилась в глаза одна из титульных надписей нашего альманаха — «научно-исследовательский».
Значит, настала пора проанализировать творчество, созданное лучшими авторами планеты! В противном случае издание «Полевых цветов» в исторической перспективе будет выглядеть лишь как исключительно эгоистичное баловство авторов для утешения собственного самолюбия.

I.2 Пушкин и хайку

Мой взгляд на хайку во многом формировался под влиянием творчества А. С. Пушкина. В третьем номере «Полевых цветов» в статье «От Пушкина к технике хайку» я рассказал о полупрочтениях и прочтениях, которые осознанно применял гениальный поэт вокруг знаков препинания. Тема эта, конечно, не закончена, и мне есть ещё что сказать. Однако этим скрытая техника, важная для хайку, не завершается. Есть тонкость, на которую не обращает внимания ни один из современных авторов трёхстиший — это степень многообразия гласных. Она заинтересовала меня после того, как мне стало понятно, что по этому показателю Пушкин превосходит всех современных авторов хайку.

I.2а «Онегинская строфа» и хайку

Давайте закроем глаза на рифму, и обратим внимание на количество слогов в каждых двух строчках «онегинской строфы»:

«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полу-живого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмёт тебя!»
I, 1, с. 5
Здесь использован 6-й том «Полного собрания сочинений Пушкина» (АН СССР, 1937). Да, устаревшая орфография, да выходит новое современное издание, но жёлтые тома создают трепетно-уважительное настроение. Римскими буквами обозначается номер главы, арабскими — номер строфы. С недавних пор стараюсь проставлять букву «ё» во всех текстах, которые публикую (за исключением преднамеренной или возможной хайку-игры «е/ё»).

1-2: перекрёстная рифмовка а(9)+б(8) = 17 слогов;
3-4: перекрёстная рифмовка а(9)+б(8)= 17 слогов;
5-6: попарная а(9)+а(9) = 18;
7-8: попарная б(8)+б(8) = 16;
9-10: кольцевая а(9)+б(8) = 17;
11-12: кольцевая б(8)+а(9) = 17;
13-14: мужская рифма б(8)+б(8) = 16.
Итак, в каждых четырёх случаях из семи Пушкин сочинял 17-сложные двустишия, в двух — 16-сложные, и в одном — 18-сложное двустишие. Т. е. в целом «Евгений Онегин» почти идеально вписывается в слоговый размер хайку. Иначе, любые две строчки «онегинской строфы» по количеству слогов соответствуют размеру классического хайку.

I.2б Ещё одна тайна поэтического гения

Чем же ещё интересен роман Пушкина? Оказывается, что, практически, на любой выборке двустиший из «Евгения Онегина» средний коэффициент разнообразия гласных на голову выше соответствующих коэффициентов всех авторов трёхстиший, чьи произведения опубликованы в первом номере «Полевых цветов». Близко подходят к нему лишь единицы, среди которых Александр Долин.

I.3 Класс, номер и
коэффициент разнообразия гласных (рейтинг)

Возьмём фразу: «альманах «Полевые цветы». Выпишем все гласные: а а а о е ы е е ы, теперь соединим одинаковые гласные: ааа о еее ыы, далее расставим группы одинаковых гласных в порядке увеличения количества букв: о ыы ааа еее. В итоге наша фраза содержит 4 разные гласные, это определяет класс фразы — IV, номер фразы определяется количеством каждой гласной: 1 233. Номер содержит количество разрядов, соответствующее классу. Если цифр в разряде будет не хватать (это случается довольно редко), то далее идут латинские буквы: а, b, c, d, e, f, g, h и т. д.
В случае нескольких фраз, можно посчитать средний класс, который называется рейтингом автора (если все фразы принадлежат ему) или коэффициентом разнообразия гласных.
Например, если у нас 10 фраз 4-го класса и 15 фраз 6-го, то средний класс (или коэффициент разнообразия гласных, или рейтинг автора) будет равен: (10*4+15*6):25 = 130:25 = 5.2.

I.4 Три открытия
первого номера «Полевых цветов» (2 изд.)

Первый номер выходил дважды, до презентации (обычный) и после (дополненный). У нас не было тогда профессионального корректора, поэтому 2-е издание вышло с огромным количеством ошибок, за которые я буду извиняться в своих статьях ещё очень и очень долго. Тем не менее я насчитал в нём 598 трёхстиший без учёта рифмы и с поправкой на грубые ошибки. Главным критерием было наличие трёх строк и отсутствие названия. Исключением были несколько хайку, автор которых разрешил мне в интересах работы обходиться без предстиший.

I.4а Первое открытие

Выяснилось, что все трёхстишия первого номера можно разбить на семь классов: с третьего до девятого. Всего в русском языке 10 гласных, которые определяют теоретическую возможность принадлежности стихов от 1 до 10 класса. Удивительно, что нашлось трёхстишие, написанное с использованием всего трёх гласных.

III класс, номер 346 (13): еее ииии оооооо

скрип качелей
мальчик листает
атлас мира
Николай Гранкин, № 424, с. 121
В скобках — количество слогов. Нумерация трёхстиший моя, её нет в альманахе.

Нашлось семь трёхстиший: Катерины Шмидт, Евгения Плеханова (2), Людмилы Скребневой, Веры Лавриной и 2 перевода (Александра Долина и Катерины Шмидт), в которых были использованы 9 гласных.

IX класс, номер 111 123 334 (19): у я ю и ёё ыыы ааа ооо ееее

сладко жмурясь
нюхает чёрный котёнок
белые хризантемы
Вера Лаврина, № 466, с. 153

I.4б Второе открытие

состоит в распределении всех 598-и трёхстиший первого номера «Полевых цветов» по классам (проценты округлены до десятых):

IX КЛАСС 1.2% 7
VIII КЛАСС 11.0% 66
VII КЛАСС 29.1% 174
VI КЛАСС 37.1% 222
V КЛАСС 17.4% 104
IV КЛАСС 4.0% 24
III КЛАСС 0.2% 1

Теперь мы знаем, что чаще всего мастера поэтической миниатюры используют в своих произведениях 6 разных гласных. Далее идут миниатюры, в которых авторы оперируют 7-ю разными гласными, потом — 5-ю.

I.4в Третье открытие

Я часто говорю, что хайку — шар. Давайте подсчитаем средний класс всех трёхстиший первого номера альманаха «Полевые цветы»:

1*3 + 24*4 + 104*5 + 222*6 + 174*7 + 66*8 + 7*9 =
(3+96+520+1332+1218+528+63):598 = 3760:598 = 6.287625418

Теперь вспомним число π.

VI класс, номер 111 336 (15): ы е а ууу ооо ииииии

входит и выходит
в уши студентки
формула пи
Евгений Плеханов, № 228, с. 52

π ≈ 3.1415926535…
2π ≈ 6.283185307…

Среднее число разных гласных в хайку, опубликованных в
первом номере «Полевых цветов»стремится к 2π, т. е.
к отношению длины любой окружности к её радиусу.

I.5 Краткое содержание следующих глав

Практика показала, что на полную публикацию ни одой научной работы у меня не хватает времени, так как я это делаю не за деньги, а из любви к предмету и из уважения творчества других людей. Скажу, что хотелось бы опубликовать из исследованного:
а) рейтинги авторов первого номера «Полевых цветов» и отдельно Константина Микитюка с расшифровкой; итоговые спектры классов этих авторов;
б) коэффициент разнообразия гласных «Евгения Онегина»;
в) проблема сохранения класса трёхстиший при переводе;
г) спектры гласных каждого из авторов.
Вот сколько работы только по одной скрытой грани хайку, опубликованных в первом номере нашего альманаха, что говорит об огромном значении начатого дела. Разрешаю публиковать эту работу в любом объёме (на любом сайте, в любых СМИ и т. д.) лишь активу МА «МПМ» и авторам, чьё творчество будет использовано. Благодарю Константина Микитюка, который давно разрешил мне использовать его творчество для исследований.

Игорь Шевченко, Исполнительный директор МА «МПМ»

Добавить комментарий