Социально-нравственное значение Хайку

Хайку — является центральным жанром миниатюр, поэтому именно на него мы и обращаем взор за несколько дней до защиты нашего проекта (альманаха “Полевые цветы”) в Губернаторской премии “Наше Подмосковье”. Для того, чтобы показать необходимость хайку для человечества постараюсь провести черту между хайку и наукой.

Более 30 лет (с 1987 года) я живу в Дубне, престижном научном городке. Все эти годы я так или иначе поддерживал жизнь небольшого числа: птиц, белочек, кошек и собак, которые оказывались на моём пути или около моего дома.

Мне пришлось вытерпеть много научной критики, хамства и угроз. Расскажу лишь об одном случае 10-летней давности. Кто-то из 9-этажного дома напротив бросал в меня камни. Милиция развела руками, но выяснилось, что моё заявление не первое, кто-то бросает камни и в людей, выгуливающих собак. Тогда один мой знакомый установил камеру в моей квартире и нацелил её на предполагаемые окна и балконы. Выяснилось, что этим занималась семья пенсионеров. На балконе у них были  залежи гальки, а на верёвках висели две простыни, которые издали сливались. На самом деле одна из них была натянута до половины. Находясь на высоте “положения”, они прекрасно видели людей снизу. Бросив камень они легко успевали не только спрятаться, но и войти в квартиру. Показав материалы участковому, я попросил провести беседу с умниками. Инцидент был исчерпан. Таких случаев у меня было очень и очень много. Выяснилось кредо умников (учёных): мы не вмешиваемся в природу, а только используем её.  Т. е. наука работает по мере накопления доказательных знаний для людей за счёт всего, что можно только использовать.

Принципиально иной поход людей, исповедующих принципы хайку, состоит в том аналогию и интуицию они уже считают доказательством.

Ученые и умники считают, что не нужно вторгаться в мир животных, у них есть свои регулирующие законы. Есть дао, свой путь у каждого, и нас (учёных) не касается будет жить эта птичка или кошка день, два или год. По причине такого подхода, скажем, тихо травят кошек в подвалах, иногда хитро в два этапа: сначала подтравят мышей, а кошки, съев этих грызунов тоже медленно и мучительно умирают. Вокруг некоторых многоэтажек появляются таблички через каждые пять метров: “Выгул собак запрещён”. И т. д., и т. д.

Подход партии Хайку основан на похожести, на аналогии. Этот поход используют и в науке, но не для доказательства, а чтобы найти правильный ответ, который потом можно будет дружно доказывать.

А аналогия в данном случае проста. Все мы живём на Земле. Земля даёт нам всем жизнь. Когда вы будете чистить картошку, мыть морковку, пить воду — знайте, что это всё сделал не магазин, не продавец, не мэр и даже не Путин. Это дала Земля. Т. е. Земля всех кормит и поит, она живёт и даёт жизнь всем нам.

Мы — часть Земли, не инопланетяне, а прах, и в прах затем превратимся. Но на миг нам дали возможность побыть не прахом, а частичкой живой Земли. И если Земля всех кормит и поит, то почему мы не считаем себя частью планеты, её родными детьми? Отчего нам трудно создавать вокруг себя такую же жизнь?

Отвечаю, потому что учёные отучились жить по аналогии, возомнили себя царями. Именно поэтому нужна партия хайку, нужны люди, которые живут и осознают себя частью живой Земли, и вокруг себя они, как и Земля, стараются возводить храм жизни, по мере сил, со своими ограничениями.

 

Игорь Шевченко

 

Добавить комментарий