Лучшие современные хайку — 3 (статья шестая: философия и анаграммы)

.                    Лучшие современные хайку — 3
.         (статья шестая: философия и анаграммы)
.
.         Так как на третьем конкурсе хайку оказалось примерно 60 работ, которые можно отнести к современным, и ещё 40 — к переходным краткостишиям, то к воле случая этот факт отнести трудно. Часть авторов стремятся к лодочному типу, размышляют над возникающими анаграммами, над скрытым центром.
.         Именно это и побуждает меня приоткрыть эту тайну хайку и организовать в рамках 4-го конкурса альманаха “Полевые цветы” экспериментальный конкурс  -“Современные хайку”.
.          Так как тема совершенно новая, то каждый шаг в «пока неизвестное» я буду сопровождать статьёй с демонстрированием достижений в этой неизведанной области.
.
.                   I. Философия современных хайку
.
.          Эта часть статьи должна показать всем неверующим, что моя теория строится не на фундаменте идей японских знатоков жанра, а на принципах русских “Правед”. Хотя, не исключаю того, что говорим мы об одном и том же, но разными словами. Но есть факт, который заставляет меня усомниться в этом примирении позиций: японские хайку не развиваются и находятся в упадке. Я делаю этот вывод на основании переводов современных хайку и том, что жанр хайку в Японии давно стал элементом массовой культуры. Ни одной выдающейся теоретической работы по хайку у японцев (наших современников) я не видел. Думаю, что Александр Аркадьевич Долин такую статью бы не пропустил. Моя же теория, живи я даже ещё 100 лет, развивалась бы сколь угодно долго. Успехи жанра хайку мне чрезвычайно интересны, и я немного завидую нашим потомкам. Развитие теории хайку может приоткрыть завесу тайной жизни букв и прикоснуться к замыслу жизни в принципе.
.              Итак, Высшие силы связывают мужское и женское начала. Мужское — шар, женское — луч. Если хайку шар, то должен быть центр. Идеально, когда строчки содержат количество букв (включая пробелы между словами) равное соседним числам Фибоначчи. Чтобы центр был вещественным, точкой, нужно чтобы числа были нечётными. Т. е. идеальная форма должна иметь размер: 13-21-13 (хайку)и 21-13-21 (парахайку) букв. Мужское начало как бы выпирает, женское — впадает. Формы хайку и парахайку можно слить в форму хайку следующего числа Фибоначчи.
.           При желании, можно выделить в отдельный род трёхстишия с одинаковым количеством букв в каждой строчке и равным любому числу Фибоначи, которые в фигурных скобках я привожу с самого начала {0(Ф0), 1(Ф1), 1(Ф2), 2(Ф3), 3(Ф4), 5(Ф5), 8(Ф6), 13(Ф7), 21(Ф8), …}
.            Теперь пример, показывающий вполне осознанное понимание автором сути излагаемого.
.
17: 13-13-13 (Ф7 — хайку седьмого [числа] Фибоначчи)
весенний гром.
седьмой крест
на епитрахили…
.           Александр Савостьянов, 2018-04-03 20:22:14
.
.           Отмечу это трёхстишие, как хорошую (хотя и косвенную) иллюстрацию к нашей теории центра. На епатрахили обычно видны шесть крестов. У хайку тоже видны крайние шесть букв. Кресты расположены парами по обе стороны. Также и конечные буквы в хайку. Седьмой крест — невидим, он, условно, находится на шее, сверху. Как невидимый крюк-волосок на котором мы все висим. Седьмой крест — связь с высшим началом. Также и в хайку, седьмая буква — невидима, трудно на взгляд определить центр, так как буквы отличаются между собой размахом в плечах, широтой таза и размером обуви. Попробуйте на взгляд определить центральную букву в каждой строчке приведённого трёхстишия. Остановите чтение,
прикройте нижеследующий текст
и наметьте центральные буквы.
Очень хорошо.
             А теперь правильный ответ: “И”, “Й” и “Т”. Такое трёхстишие можно назвать хайку седьмого Фибоначчи, которое может состоять из двух хайку меньшего размера: пятого и шестого чисел Фибоначчи (Ф5=5 и Ф6=8):
.
весен…………….ний гром.
седьм…………….ой крест
на еп…………….итрахили…
.
которые в свою очередь могут дробиться и далее. Можно разложить на мужское (5-8-5, с пузом) и женское (8-5-8, с талией):
.
…весен…………….ний гром.
седьмой …………….крест
…на еп…………….итрахили…
.
.            Соединение трёхстиший — отдельная большая тема. Пока нам не до неё.
.
.                  II. Анаграмма: центр мужской и женский
.
.             Рассмотрим два возможных центра хайку при нечётном числе букв и при чётном. Мужское начало — вещественное и единое, точка, выпирающее. Значит ему соответствует нечётное число букв. Женскому соответствует — дыра, а, значит, дицентр, две буквы в центре и чётное число букв в строке. В самом деле, середина у двух букв находится между ними, т. е. в дыре.
.             Мы не будем углубляться далее. Главное, применение центра к анаграмме.
.             Если автор создаёт лодочное краткостишие, то всегда возникает центр мужской (в виде буквы-точки) или женский (в виде междубуквия — дыры). Таким образом, женская анаграмма состоит из шести букв, а мужская из 7. Мужскому хайку лучше подходит выпирающая форма: 13-21-13, женскому — обратная: 13-8-13. Мужское и женское в нашем мире не девственные начала, а перетекающие друг в друга, взаимодействующие, содержащиеся друг в друге.
.             В следующей (седьмой) статье я приведу примеры лучших женских анаграмм.
Игорь Шевченко,
Исполнительный директор Международной ассоциации
«Мастера поэтической миниатюры»

Добавить комментарий