Несколько слов о работе с детьми (статья Людмилы Грачевой)

.            В связи с возрастающим интересом к обучению детей технике хайку я обратился к Людмиле Александровне Грачевой, первой в России начавшей вести детский кружок хайку на новом качественном уровне, с просьбой рассказать о своём методе. Напомню, что её воспитанница, Кувалдина Аня, стала абсолютным победителем детского конкурса «Цветик-семицветик» второго (т. е. только что вышедшего) номера альманаха «Полевые цветы».

.                                                                                                                                                         Игорь Шевченко

.

                                                      Несколько слов о работе с детьми

Идея попробовать увлечь детей трехстишиями в стиле хайку родилась у меня спонтанно после посещения маленькой подмосковной сельской библиотеки в мае 2018 года., куда местная читающая детвора заглядывает не только для того, чтобы взять нужную книгу, но и поучаствовать в праздничных мероприятиях и мастер-классах, а то и просто пообщаться за чашкой чая. Одним словом, юные посетители библиотеки – публика замотивированная, интересующая литературой и всякого рода интересностями.

Заканчивался учебный год, у ребят появилось больше свободного времени, и они с энтузиазмом откликнулись на моё предложение «поиграть в хайку».

Для начала я познакомила ребят с историей написания хайку на русском языке, с опытами поэтов Серебряного века, увлечённых японской поэзией и вкратце рассказала о теоретических выкладках Игоря Шевченко на тему хайку, на которые мы с ребятами в последствии и опирались.

Ребятам понравилась сначала распознавать (слушая интересные трехстишия взрослых хайдзинов), а в дальнейшем и самим создавать в трёх строках яркие картинки, которые оживали в детских фантазиях при обсуждении каждой удачной находки.

Одной из проблем, с которой мы столкнулись изначально, было желание некоторых ребят продублировать прочитанное, уже проявленное, заключив сюжет в три строки. Искать, открывать новое, оказалось не так-то просто.

Мы начали экспериментировать с отработки формы. Усвоить форму трёхстиший нам помогла игра в «Чепухайку». Поколения младших школьников докомпьютерной эры хорошо помнят игру в «Чепуху». Вот на основе этой игры кто-то, когда-то решил, что так можно и с хайку поиграть, и появилась «Чепухайка».

Мы приспособили эту идею для себя следующим образом.

В качестве образца брали трехстишие, отмеченное на одном из конкурсов хайку, и по его форме коллективно создавали «Чепухайку».

У каждого участника игры свой листок бумаги и ручка. Каждый игрок пишет свою первую строку вверху листочка, затем заворачивает лист узкой полоской, скрывая, тем самым, свой вариант и передаёт по кругу соседу. Затем каждый пишет вторую строку, но при этом продолжая свою историю. Снова заворачивает лист и, таким образом, листки передаются по кругу и пишется третья строка, завершающая трехстишие по образу оригинала. Листки ещё раз совершают переход. По окончании игры каждый разворачивает дошедший до него листок, все по очереди зачитывают, что получилось, и тут начинается всеобщее веселье по поводу результатов.

Чепуха, как правило, получается отменная, но случаются и интересные варианты трехстиший. Но главное, за этим следует обсуждение не только смешных версий, но и трехстиший каждого из участников. Отмечаются находки, обозначаются оплошности. При этом участники игры становятся ещё и критиками…

Трехстишие в качестве образца удобно использовать, т.к. при этом не только отрабатывается один из вариантов формы, но и реальнее в результате получить согласованную весёлую картинку, что детям очень нравится.

Апробировали мы и другой вариант этой игры – открытый. Здесь задача участников соблюсти не только форму, но и придать смысл коллективному творению – продолжить начинание соседа, но при этом попытаться спасти и свой первоначальный замысел. В итоге зачитываются и обсуждаются результаты коллективного творчества и авторские трёхстишия.

Мы встречаемся в библиотеке раз в неделю. Занятия начинаются с разбора трёхстиший, написанных ребятами за 7 дней. Обсуждение всегда коллективное. Сначала каждый из ребят высказывает своё мнение о прочитанном, и только после этого выносится вердикт – удалось ли трехстишие или стоит с ним ещё поработать. Часто случается, что ребята возвращаются к написанному ранее и находят лучший вариант.

Ребята в WhatsApp создали группу «Хайку», где в течение недели они могут задавать вопросы и получать консультации. Там же выкладываются интересные фотографии, оттолкнувшись от сюжета которых, ребята могут писать свои трёхстишия.

Интересными формами работы являются также:

— написание трёхстиший на заданную тему с запретом на использование слов, обозначающих тему;

— написание трёхстиший по первой заданной строке;

— ведение «дневника хайку». Предлагается каждый вечер, перед сном записать «хайку дня», т.е зафиксировать в трёх строках яркие моменты уходящего дня;

— написание трехстишия по заданному АКРО;

— игра «Угадай третью строку» — ведущий зачитывает две строки хайку лауреатов конкурсов хайку и предлагает, продолжив мысль, дописать третью;

— игра «Критик» — каждому участнику предлагается отобрать из числа 15 работ взрослых участников конкурсов сайта http://www.haiku-konkurs.ru, интересные по его мнению трёхстишия и обосновать свой выбор:

-игра «Ренга»: ведущий задаёт своё «затравочное» трёхстишие, все участники пишут в продолжение темы свои трёхстишия, ведущий выбирает лучшее из написанного, и оно является следующим «затравочным». И так по договорённости до 5-ти, 6-ти, 7-ми трёхстиший. В финале игры зачитывается лучшая отобранная ренга, а затем каждый из участников составляет и зачитывает свой вариант ренги.

И это, конечно, далеко не всё, что можно использовать на занятиях с детьми. Главное – заинтересовать их этой удивительной формой поэзии…Жизнь продолжается. Надеюсь, что все, кто рискнёт поработать с детьми на ниве «хайку», найдёт новые интересные формы этой работы.  «Стучащему да откроется…»

 

Людмила Грачева

Добавить комментарий