МИХАИЛ КОЖИН: «ЖАНРЫ СОВРЕМЕННЫХ СЕТЕВЫХ КРАТКОСТИШИЙ: ПИРОЖКИ, ПОРОШКИ, ДЕПРЕССЯШКИ»

сестра таланта это краткость

хотел воскликнуть лев толстой

но что то изнутри шепнуло

постой

…..© шаг

.

За последние три десятилетия повседневная жизнь изменилась неузнаваемым образом. Развитие электронных средств коммуникации привело с одной стороны к лавинообразному возрастанию информационного потока, с другой − к смещению сферы общения в виртуальное пространство (социальные сети, блоги). Всё это благоприятствовало появлению так называемого «клипового мышления» − способности воспринимать информацию как калейдоскопическую смену осколков фактов и событий и строить своё представление о мире из мозаики коротких ярких образов. Новый способ мышления дал зелёный свет кратким литературным жанрам, где автор не растекается мысью по древу, а в нескольких строках рождает целостную ёмкую картину.

.

Так в конце 90-х в рунете начали появляться японские трёхстишия − хайку, быстро завоевавшие популярность в поэтической среде. Однако, не всех полностью устраивала эстетика хайку: отсутствие рифмы и ритмического строя шло вразрез с отечественными канонами стихосложения, а эмоциональная отстранённость автора от сюжета, казалось, противоречила самому духу русской поэзии, где во главу угла ставились личные переживания автора, его ощущения от окружающего мира. И в середине нулевых в интернет-пространстве из сообщества hokku.ru выделились авторы, начавшие экспериментировать с русскими краткостишиями, в которых приветствовались и поощрялись многие литературные приёмы, в хайку нежелательные, а порой и недопустимые. В ходе экспериментов начала набирать популярность стихотворная форма, названная «пирожками». Желающих узнать подробную историю возникновения и развития жанра отсылаю к первоисточнику − статье на сайте perashki.ru/info/History.

.

Если хайку можно сравнить с поляроидными фотоснимками, где автор лишь останавливает мгновение, не внося искажения в ткань реальности, то пирожки – это этюды художника-экспрессиониста, яркими мазками кисти придающего реальности узнаваемые, но гротескные и эмоционально насыщенные черты. Но есть и то, что их объединяет: неординарный взгляд на обыденные ситуации и лаконичность формы стиха, оставляющая место недосказанности, дающей возможность читателю самому мысленно разворачивать развитие сюжета. Довольно скоро из пирожков вычленились дочерние краткостишия − «порошки» и «депрессяшки», обретшие самостоятельность, но не утратившие идейную связь с прародителем. Познакомимся с ними, собрав часть лучших образцов в мини-антологию. Оригиналы большинства стихов позаимствованы с сайта poetory.ru, являющегося мощным аккумулятором произведений этих жанров в интернете.

.

.

Часть 1. ПИРОЖКИ

.

стих пирожок всегда без рифмы

а также без заглавных букв

в нём знаков препинанья нету

а есть лишь юмор ритм и ямб

…..© Бойко Алексей

.

Пирожки представляют собой нерифмованные катрены (законченные четверостишия). Вот слегка сокращённый рецепт их приготовления от автора приведённого эпиграфа:

.

«1. Выуживаем из глубин подсознания оригинальную идею.

  1. Добавляем к идее перцу и соли по вкусу. Соль лучше добавлять в конец стишка-пирожка.
  2. Отсекаем от нашей идеи всё лишнее, чтобы она уместилась в 34 слога.
  3. Могучим четырёхстопным ямбом втаптываем получившиеся слоги в четыре строки. В первую и третью строки щедро сыпем по девять слогов, во вторую и четвертую − по восемь. Ни в коем случае не наоборот.
  4. Удаляем из почти готового стишка-пирожка случайно затесавшиеся туда заглавные буквы.
  5. Проделываем аналогичную операцию со знаками препинания, если они вкрались по недосмотру в текст пирожка. Занесённые Розенталем в Красную книгу вопросительный и восклицательный знаки также безжалостно выпалываем вместе с дефисами, кавычками, скобками. Должны остаться только буквы.
  6. Стишок-пирожок почти готов. Если в нём нет ни одной рифмы, вспоминаем, что пирожки тем и хороши, что можно не задумываться о рифмах.
  7. Внимательно читаем получившийся стишок-пирожок.
  8. Если получившийся пирожок вызывает лишь вздох разочарования, безжалостно выкидываем его в ведро и возвращаемся к пункту 1.
  9. Если же после прочтения стишка-пирожка на лице появляется довольная улыбка — смело угощаем этим пирожком всех, до кого только сможем дотянуться.»

.

Кратко резюмируя, формальные правила достаточно жёсткие. Строгая слоговая форма: четырёхстопный ямб 9-8-9-8; непременное отсутствие рифм, заглавных букв, цифр (прописываются словами) и любых знаков препинания – даже дефисов, что вынуждает авторов нарушать правила словообразования и писать такие слова либо раздельно, либо слитно (както, когда нибудь). Добавим к этому обязательное озвучивание всех сокращений: не смс, ГИБДД, и т.д., а эсэмэс, гибэдэдэ, и тэ дэ, что связано со счётом слогов.

.

Но, наряду с ограничениями, допускаются и грамматические послабления: разрешается писать не по нормативам русской грамматики, а по произношению, если того требует размер (например, «вапще» вместо «вообще»). По большому счёту, орфография здесь – личное дело каждого автора, иные сознательно идут на нарушение правил: пишут, к примеру, «чорный», «жырный», объясняя это большей эмоциональной насыщенностью – дескать, так выглядит чернее и жирнее.

.

Все эти ограничения и послабления создают благоприятную среду для своеобразной имитации устной речи – так называемой «спонтанной письменной речи», характерной для языка сетевых сообществ. Намеренный уход от норм орфографии и пунктуации, используемый в русской поэзии ещё со времён футуристов, с одной стороны снимает излишнюю патетику текста, усиливая комический эффект, с другой − служит стилистическим средством, способом языковой игры, лингвистических шалостей.

Помимо формальных критериев, существуют жанровые особенности, так называемый «пирожковый дух». Если сравнить пирожковую поэзию с жанрами живописи, ближе всех встанут фовизм, сюрреализм и магический реализм. «Выпечка» пирожков представляет собой интеллектуальную игру с вовлечением в неё читателя, а готовое литературно-кулинарное изделие предстаёт перед нами в виде философско-бытовых зарисовок, щедро сдобренных юмором − от лёгкой воздушной улыбки до беспощадного стёба, а также всевозможными аллюзиями, игрой слов и иррационализмом, вплоть до лёгкой неадекватности. Игра в пирожки − отличный способ для творческих людей восстановить связь со своим «внутренним ребёнком» и хотя бы на время освободиться от шаблонов и условностей общества, взглянув на них через призму иронии, метафор и гротеска.

.

Об инструментах творческой кухни будет рассказано позднее, в главе про порошки, а пока предлагается самостоятельно попробовать ассорти из пирожков. Их начинка практически на любой вкус: это возможность высказаться о любой волнующей автора проблеме − о работе и семье, о политике и футболе, о башмаках и сургуче, о королях и капусте.

.

Большой пласт пирожков посвящён философии жизни «маленького человека», с его житейскими ситуациями, душевными переживаниями и своим собственным взглядом на мир:

.

на покосившемся заборе

семён напишет слово жук

и детям почитать не стыдно

и взрослым пища для ума

…..© sometimer

.

как только в фотоаппарате

совсем кончается заряд

так обязательно навстречу

бежит нудистка или лось

…..© cosel noster

.

олег уволился с работы

душа полна различных чувств

как будто прямо с шеи камень

упал на палец на ноге

…..© мЫколус

.

глеб управляет президентом

особенно по выходным

то громче сделает то тише

то выключит на полчаса

…..© 0331

.

олег приходит в галерею

а там малевича квадрат

видать ещё не загрузилась

картина думает олег

…..© Сыр

.

я продал старые рисунки

и дачный домик в бологом

и этого хватило ровно

на девятьсот пятнадцать роз

…..© tolegor

.

в углу стоять ужасно скучно

но если взять карандаши

то на обоях можно маму

с собой в углу нарисовать

…..© dingo

.

своё заветное желанье

глеб повторил сто раз подряд

ващето надо было триста

но он на сотом расхотел

…..© Мурка

.

бердымурат из байконура

весь день стрижёт траву в москве

и снится рокот космодрома

ночами тёмными ему

…..© Сыр

.

олег безмолвно наблюдавший

сквозь запылённое стекло

узнал за вечер всё что нужно

про жизнь солёных огурцов

…..© Дмитрий Васильев

.

Авторы любят помещать своих персонажей в неожиданные, а порой даже фантастические ситуации, подчёркивая изначальную иррациональность окружающего мира, в противовес навязываемому обществом рационализму:

.

в гермотрусах и гермошлеме

выходит утром космонавт

дымится в тюбике какао

и вакуум вокруг так свеж

…..© moroz

.

купил ночное небо в звёздах

и луг некошеной травы

цыган добавили бесплатно

они по акции идут

…..© Хобот Точный

.

зимой под утро пьяный дворник

пугает стайки мирных душ

что прячась в спешке надевают

хозяев сонные тела

…..© никоролева

.

кондуктор высадил олега

за неоплаченный проезд

в открытый грунт за остановкой

удобрил сверху и полил

…..© бес

.

я думал что в раю зануды

и нет нормальных пацанов

а здесь из под одной варшавы

четыре танковых полка

…..© псл

.

кабина боевого лифта

лифтёр подтянут и суров

медаль на кожаной тужурке

за штурм седьмого этажа

…..© Кошкин

.

биг мак картофель фри и кола

все верно подтвердил олег

и джинн немного удивившись

желания осуществил

…..© Vo_One

.

в египте ольга и виталий

на ужин выбрали себе

салат из карпов и каспаров

филе морских гребенщиков

…..© zlobins

.

висит на сцене в первом акте

бензопила ведро и ёж

заинтригован станиславский

боится выйти в туалет

…..© nik-aragua

.

в иллюминатор постучали

гагарин вздрогнул побледнел

и по инструкции три раза

прочёл двенадцатый псалом

…..© Sansonnet

.

зима пришла в картонный город

пошел обильный пенопласт

и пленкой полиэтилена

к утру подернулась река

…..© бес

.

пришла весна и наши танки

стоят без гусениц опять

а в небе весело порхает

армада бабочек стальных

…..© Спектор

.

Любят авторы предаться в пирожках и философским размышлениям о высоких материях − правда, материи выглядят пёстрыми, а мир, сшитый из них, похож на шапку с бубенцами:

.

бог не помыл пробирку на ночь

к утру в ней появилась жизнь

и даже сорок дней под краном

ее не смыли до конца

…..© Lena Ginzburg

.

бог создал труд и обезьяну

чтоб получился человек

а вот пингвина он не трогал

тот сразу вышел хорошо

…..© the axy

.

когда господь придумал время

его вдруг стало нехватать

тогда господь придумал вечность

а время людям подарил

…..© kingpest

.

стоит табличка край вселенной

а за табличкой пустота

лишь вдалеке у горизонта

мигает вывеской ашан

…..© Покемон

.

вы можете стать ближе к богу

сказал архангелам исус

а то те трое в белых рясах

не попадают в объектив

…..© макс колесник muzz djfedos

.

из глубины с тобою смотрим

на небо скованное льдом

и ктото пьяный чертыхаясь

нам бурит новую звезду

…..© road-man

.

бог пишет птицами на небе

и листьями на мостовой

но мы с тобой уже не помним

что значат это письмена

…..© 0331

.

продам суровую реальность

куплю прекрасную мечту

но корешки товарных чеков

на всякий случай сохраню

…..© MarkII

.

Как говорил Фрейд, миром правят Эрос и Танатос, и вся наша жизнь − это борьба между ними. Авторы пирожков не обходят стороной и эти две фундаментальные темы, но смотрят на них с обратной стороны подзорной трубы, в свете чего те начинают выглядеть комично и как бы не всерьёз:

.

давайте трахаться почаще

кричал на площади илья

а люди шли не глядя мимо

но каждый думал а давай

…..© karim-abdul

.

аркадий опытный электрик

он не берется никогда

двумя руками за две сиськи

когда они оголены

…..© Поэт Пирожков

.

взяв в руку член вениамина

тамара сразу поняла

что больше никогда не сможет

без слёз смотреть на вермишель

…..© Zinаid

.

минет для мужа из хургады

спешит оксана довезти

но рейс задержан и подарок

остался в аэропорту

…..© zajushka

.

алё вы смерть по телефону

вобщето нет но ради вас

готова сделать исключенье

представьте питер гололёд

…..© shuvovse

.

зачем вам фёдор табуретка

возьмите лучше венский стул

и хоть в последние минуты

не экономьте на себе

…..© dingo

.

почтенный старый математик

среди могил бредет ворчит

элементарные задачи

здесь минус сорок например

…..© karim-abdul

.

старушка прямо с сенокоса

зашла сыночка повидать

ну кто же знал что в той палате

такие мнительные все

…..© Дей

.

Выбор лирического героя для пирожка ограничен лишь фантазией автора, и на эту роль могут быть приглашены не только люди, но и животные, неодушевлённые предметы и даже абстрактные понятия:

.

пингвин бобру твердил про море

про льды про мачты кораблей

бобр вяло слушал но про мачты

просил подробней рассказать

…..© ethopmevoila

.

глядит унылая креветка

питаясь падалью на дне

как в вышине парят селёдки

расправив гордо плавники

…..© Sansonnet

.

жевала в темном трюме крыса

большой трансгенный апельсин

еще не зная что дворняжки

ей будут лапу подавать

…..© Итальянка

.

за шкафом пыльная розетка

мечтала девятнадцать лет

о белом штепселе и стержнях

входящих в узкие пазы

…..© Filcherbobers

.

шнурки вели себя развязно

в маршрутке душной на полу

плели интриги волочились

цеплялись к дамским каблукам

…..© Михаил Гаевский

.

отряд останкинских пельменей

я по тревоге поднял в ночь

скомандовал им погруженье

затем готовность семь минут

…..© MaxFactor

.

две параллельные прямые

живут в эвклидовом мирке

и бегают пересекаться

в мир лобачевского тайком

…..© ironichna-osoba

.

веду здоровый образ жизни

я за собой на поводке

он упирается и плачет

не хочет в бар со мной идти

…..© Елена Литвинова

.

Не только стрессы и проблемы давят на авторов − не обходят их стороной романтика и позитив, восхищение красотой окрущающего мира, переполняющее чувство радости от жизни, светлые ностальгические воспоминания − и тогда рождаются лирические строки:

.

давай сыграем в снег и питер

я буду падать не спеша

и сразу таять прикоснувшись

к твоим горячим площадям

…..© Л.М.

.

когда колючим мокрым снегом

твой дом по крышу заметет

я загляну на запах кофе

через чердачное окно

…..© жывотное

.

навылет журавлиным клином

прошит осевший горизонт

течет из раны терпким соком

густой гранатовый закат

…..© макс колесник

.

дождливой чорною собакой

на город опустилась ночь

и леденцы горящих окон

слизала мокрым языком

…..© tolegor

.

ходили волны по квартире

сметали пыль со всех шкафов

повсюду раскрывали окна

на кухне жарили блины

…..© cindy

.

в густом дыму от самовара

висели пчёлы и луна

и тёк как старое варенье

забытый медленный фокстрот

…..© Умная Маша

.

а вы смогли бы взять за руку

чужой простывший океан

и отвести к себе на кухню

и чаем греть его медуз

…..© estь

.

давайте подморозим море

чтоб там с обратной стороны

могли дельфины в лунном свете

кататься на морских коньках

…..© BobZ

.

мы называем ностальгией

обычный доплеровский сдвиг

вносящий розовый оттенок

в далёкий серый школьный день

…..© phort

.

когда утихнут разговоры

я вновь проникну в старый дом

и буду слушать южный ветер

на пыльном темном чердаке

…..© дядюшКаа

.

.

Часть 2. ПОРОШКИ

.

люблю в калейдоскопе мозга

играть стекляшками словес

и отбирать для вас скриншоты

чудес

…..© Олег Олег

.

Дальнейшее развитие пирожкового жанра привело к вычленению из него независимого поджанра – «порошков». Порошок представляет собой ямбическое четверостишие с усечённой последней строкой: 9-8-9-2. Всё-таки не может русский поэт жить без рифмы, поэтому вторая и четвёртая строки порошка обязательно рифмуются, первая и третья – как правило нет, но оставляются на усмотрение автора. Все остальные правила (отсутствие заглавных букв, цифр и знаков препинания) – сохранились как у пирожков. По сравнению с пирожковой ритмикой, достаточно плавной и текучей, рубленый ритм последней строки добавляет в порошок порцию адреналина, а сокращённое в ней же количество слогов повышает информационную плотность стиха. Юмор, словесная эквилибристика, смелость фантазии, иррационализм и сюрреализм, присущие пирожкам, в порошках проявляются в ещё большей степени. Вот примерный рецепт порошкового коктейля: взять житейскую ситуацию, слегка приправить философией, щедро плеснуть иронии, немного романтики по вкусу, пару капель сюрра для остроты ощущений, смешать, но не взбалтывать.

.

В процессе сочинения порошков автор ещё глубже, чем в пирожках, погружается в лингвокреативную игру − игру в литературу, основанную на поиске альтернативных слов, явлений, ситуаций. В её процессе в переплетениях текста образуются новые смыслы, распознавание которых доставляет читателю как эстетическое, так и интеллектуальное удовольствие.

.

Творческий инструментарий весьма разнообразен. Одними из любимых авторами инструментов являются игра слов, омонимия и каламбур:

.

у сорока процентов женщин

манящи сахарны уста

а если всплыл на субмарине

у ста

…..© Нестер Пим

.

я майский гром люблю за свежесть

за жгучий страх и маету

ямайский ром за те же чувства

во рту

…..© ЯКатюня

.

в подвалах морга людоеды

озорничают вчетвером

то петь попробуют тихонько

то ром

…..© zlobins

.

не доводите до кипенья

есть вероятность что сбежит

а то и вовсе испарится

мужик

…..© лыжа

.

объединились меж собою

доставка суши и воды

блюдя гармонию природной

среды

…..© unknown

.

сизиф лежит и отдыхает

расслаблен и со всеми мил

и каждый сразу понимает

вкатил

…..© Антон Зуев

.

Другой эффектный инструмент представляет обыгрыш устойчивых выражений, приобретающих внезапно совсем иной смысл:

.

юдашкин презентует форму

солдаты смирно встали в ряд

ну кто вне очереди хочет

наряд

…..© violator

.

мясник аркадий не заметил

когда на части стейк рубя

он начал отдавать работе

себя

…..© bespamiatnyh

.

вот ты мудила просто ходишь

переставляя две ноги

а президент предпринимает

шаги

…..© zrbvjd

.

как завещал великий ленин

на весь полночный мавзолей

аж караульный стал немного

седей

…..© Олег Олег

.

Неожиданный новый смысл можно отыскать и в отдельных словах, удачно жонглируя ими, перебрасывая в непривычный контекст, а то и из одной части речи в другую:

.

в кустах ничто не изменилось

и в них по прежнему как встарь

кричит ночами среднерусский

кустарь

…..© zrbvjd

.

я млел в объятиях возницы

когда негаданно возник

ея ревнивый благоверный

возник

…..© Нестер Пим

.

когда идёшь чеканным шагом

здоровой верною стезёй

из всех углов так вкусно пахнет

нельзёй

…..© B0JI

.

три музы с грохотом вломились

в да винчи старенький музей

и спорят кто для леонардо

музей

…..© stakhanoff

.

Новый смысловой пласт может быть также вскрыт в процессе разрыва слова и переноса его части на усечённую четвёртую строку:

.

растает август в дымке где то

и венеролог моисей

приступит к изученью лето

писей

…..© Пан

.

дрожит труба а вместе с нею

от бороды до самых стоп

внутри застрявший санта клаус

трофоб

…..© ОК

.

сижу один с наполеоном

а были времена месье

мы с ним вдвоем делили курву

азье

…..© unknown

.

илья сказал на фото глядя

скрыть не пытаясь свой восторг

я показал бы этой влади

восток

…..© кама

.

Всецело одобряется изобретение новых слов, удачно описывающих процесс или явление:

.

ямби поэт про винни пуха

муму и трёх богатырей

ну а когда ямбить устанешь

хорей

…..© nilyin

.

всем домом били дзенннбудиста

мы спим а этот лысый хрен

протяжно дзеннн по батарее

и дзеннн

…..© Митрий

.

обманут нянечкой в детсаде

в порыве стать сильней брюслей

на завтрак переел геннадий

мюслей

…..© B0JI

.

весной купи одну бутылку

запрись в берёзовую сень

махни прижмись стволом к затылку

есень

…..© Хм

.

Удачным приёмом является эффект «обманутого ожидания», когда повествование разворачивает в самом конце ассоциативную цепочку в неожиданном направлении:

.

пришла пора прощаться други

не будет песен и вина

идёт гражданская лихая

жена

…..© Олег Олег

.

по наущению колдуньи

царевич грянулся о грунт

и в блеске молний обратился

в медпункт

…..© Нестер Пим

.

в музей две пригоршни цемента

пронёс в кармане штукатур

и позамазывал все стыки

культур

…..© Znake

.

а ежели пойдёшь со мною

на сеновал то знаешь кать

к твоим ногам я завтра брошу

бухать

…..© Олег Олег

.

Усечённый ритм четвёртой строки вводит в соблазн оборвать фразу на полуслове, чем авторы время от времени и пользуются, вовлекая читателя в игру предоставлением ему права самому провести логическое завершение:

.

ты обмакнёшь перо в чернила

а шум осеннего дождя

неторопливо продиктует

мой дя

…..© тры

.

круиз шёл с блеском на рассвете

так близко видели кита

что в глубине зрачка читалось

TITA

…..© Л.М.

.

стакан в руке в другой окурок

мелькают мимо этажи

а тост я помню был красивый

за жи

…..© volga

.

а это что за бочка ватсон

не видно надпись при луне

поближе спичку поднесите

огне

…..© андро

.

Но, пожалуй, одним из ведущих приёмов языковой игры является вплетение в ткань стиха так называемых «прецедентных феноменов» − аллюзий на известные читателю литературные произведения, исторические факты и события, мифологические сюжеты, высказывания и имена, вызывающие определённые ассоциации. Их переосмысление в рамках текста создаёт контраст между ожиданиями читателя, основанными на его личном опыте, и конечной реализацией, тем самым запуская механизм языковой шутки и активизируя игру в загадки в лучших традициях постмодернизма. Однако, автору приходится полагаться на широкий кругозор собеседника: существует необходимость узнавания источника, чтоб был распознан и понят смысл высказывания. Вот, к примеру, такой порошок:

.

иван трубу изобретает

чтоб приближать она могла

тела небесные и просто

тела

…..© phort

.

Основной комический акцент здесь делается на «многофункциональности» подзорной трубы. Но если искушённый читатель знает, что её изобретателем был голландский мастер-оптик Иоанн Липперсгей, порошок приобретает дополнительный обертон звучания.

.

Ситуации из прецедентных текстов встречаются и обыгрываются наиболее часто.

Они могут быть позаимствованы из классической литературы:

.

ночь пагода сады фонарик

бумажный светит вдалеке

не наливайте больше блоку

саке

…..© zrbvjd

.

левшу в деревне не любили

зайдёт на чай и был таков

а по избе всю ночь удары

подков

…..© crazy_grant & zrbvjd

.

художественных фильмов:

.

стыдясь врождённого изъяна

дальтоник нео в мандраже

глядел на пару идентичных

драже

…..© YanaKrilova

.

графин лафа фреон фрилансер

жираф гофра олигофрен

пытался вспомнить текст боярский

но хрен

…..© YanaKrilova

.

сказок:

.

волшебник снова вынул сердце

разорванное на куски

и прошептал возьми ка лучше

мозги

…..© бочкарёв

.

махнула мышь хвостом не зная

о связи сказочных вещей

а где то в замке кони двинул

кощей

…..© nebyxadanazzer

.

народного фольклора:

.

хотел в четвертый раз поручик

исполнить номер свой на бис

но нет ведро не удержалось

обвис

…..© петкутин

.

держа большую кружку с пивом

в руке запомнившей укус

отведал грека прелесть мести

на вкус

…..© ленасть

.

Близко по духу к прецедентным текстам стоит обыгрыш ситуаций, связанных с историческими или мифологическими персонажами:

.

дыхнул в ладонь генсек украдкой

разгладил брови вздёрнул нос

ну всё подумал чаушеску

взасос

…..© Bruce

.

у вас товарищ менделеев

врач подытожил сняв пенсне

нехватка кальция и фтора

во сне

…..© zub

.

в разгаре пир рекою льётся

в стаканы свежая вода

все на спасителя косятся

когда

…..© metafola

.

стрельцам советуют планеты

быть осторожными с утра

особенно остерегаться

петра

…..© Akril

.

Бывает и так, что персонаж не называется напрямую, а стоит за кадром и ждёт, когда читатель раскроет его инкогнито:

.

один художник сокрушался

как медленно текут часы

другой взял кисти усмехнувшись

в усы

…..© тодибо

.

Культурные традиции также могут выступать в роли прецедентных феноменов:

.

у нас не мордой по асфальту

а свежей прелестью ланит

о петропавловский культурный

гранит

…..© zrbvjd

.

гвоздь туристической программы

мы оставляем на потом

и угостим всех нашим тульским

кнутом

…..© rybocop

.

Особый интерес вызывают ситуации, когда в пределах четырёх строк скрещиваются сразу несколько сюжетов из разных источников, порождая смысловую игру. Иногда автор сталкивает друг с другом реальных знаменитых людей, создавая гротескный вариант исторических анекдотов:

.

тебе адольф не быть великим

сказал он глядя на мольберт

всё относительно запомни

альберт

…..© stakhanoff

.

пришёл бетховену по почте

какой то странный коробок

с письмом дарю тебе нужнее

ван гог

…..© Алексай

.

эйнштейн к малевичу в квартиру

проник с улыбкой на лице

и на квадрате накалякал

эм цэ

…..© Лось Иноостровский

.

давай как авторы котлеты

войдем в анналы наравне

толкует минин а пожарский

нене

…..© Нестер Пим

.

Иногда − литературных персонажей:

.

и вот они сошлись на рельсах

под рокотание небес

две роковые анны с маслом

и без

…..© Вороныч

.

намазав фосфором собачку

держал в болотах на цепи

с тех пор как барыня сказала

топи

…..© андро

.

А бывает и так, что во взаимосвязь вступают ситуации из вымышленного и реального мира, размывая тем самым грань между ними:

.

аэростаты цеппелины

и гвоздь программы ле бурже

последний выдох господина

пэжэ

…..© Вороныч

.

с утёсом тучка ночевала

а девять месяцев спустя

на град челябинск обронила

дитя

…..© Тихомиров

.

А в целом, в качестве прецедентных могут выступать вообще любые ситуации, представленные в виде ожидающей расшифровки лингвистической загадки:

.

был изгнан из уютной спальни

на жёсткий кухонный настил

нашёл хозяйские ботинки

и мстил

…..© SSebastian

.

и как то сразу расхотелось

всем доказать что я герой

когда за первым не раскрылся

второй

…..© Л.М.

.

с одной ириской мы штурмуем

через единственный проём

сорокоградусную крепость

втроём

…..© iXtiandbIr

.

париж сказала ты и скрылась

в окне на пятом этаже

а я стою и вспоминаю

на же

…..© тодибо

.

Помимо лингвистических игр с прецедентными феноменами, у авторов порошков большой популярностью пользуется житейско-бытовая тематика. Берутся ситуации из повседневной жизни и рассматриваются через цветные стёклышки иронии:

.

из ванной тапки выплывают

в кастрюльке жарится бульон

а николай выводит статус

влюблён

…..© НиРо

.

вчера за ролик с балалайкой

где голым прыгал мой дружбан

я получил сто тысяч лайков

и в жбан

…..© intelleon

.

ну что в лошадку наигрался

чего молчишь как истукан

верни скорей подковы деду

в стакан

…..© лыжа

.

натуралисты отмечают

слегка просроченный лосось

быстрей чем свежий пролетает

насквозь

…..© o’negen

.

Особое внимание уделяется сюжетам с нетривиальным течением и неожиданной развязкой:

.

проснулся я в поту холодном

и на душе скребут ежи

я в мавзолей а нет всё в норме

лежит

…..© om137

.

с абсента фёдор никанорыч

бывает редкостный мудак

ещё с какао с лимонада

и так

…..© НиРо

.

умей проигрывать голубчик

сказал проктолог так нельзя

и стал вытаскивать из глеба

ферзя

…..© seaL

.

погиб сегодня наш учитель

поев просроченной лапшы

и унеся с собою тайну

жы шы

…..© Aкын

.

Авторы порошков любят подчёркивать иррациональность жизни, играя со смыслами, очеловечивая неодушевлённых персонажей, вводя в ткань стиха фантастические элементы и создавая тем самым атмосферу лёгкого сюрра:

.

на уходящий скорый поезд

прицеплен медленный вагон

для всех несущихся в пижамах

вдогон

…..© лыжа

.

я всех оставлю без обеда

сказал суровый командир

и снова запихал картошку

в мундир

…..© раз раз_

.

окуклился в кусочке теста

в предзимье свежий фарш мясной

чтоб запорхать пельменем легким

весной

…..© Znake

.

модем с седыми проводами

сказал внучок не забывай

нам всем когда нибудь наступит

вай фай

…..© Lameanata

.

не в силах трубочист евгений

забыть стремительный десант

из тысяч бешеных оленей

и сант

…..© obriane

.

петрович напоив пришельцев

удачно смухлевал в буру

и отыграл назад земную

кору

…..© crazy_grant

.

Впрочем, сюрр не всегда бывает лёгким. Иногда авторы дают полную свободу своим фантазиям, достойным кисти Дали, с головой погружаясь в эстетику абсурда:

.

полёт никколо паганини

на журавле в новокузнецк

сюжет раскрытый лишь в немногих

из нэцк

…..© Нестер Пим

.

где взял где взял сказал аркадий

салаги надо знать места

и сиганул с ведром оладий

с моста

…..© Вороныч

.

аркадий выскочил из шкафа

во всех руках по утюгу

и начал гордо не сдаваться

врагу

…..© горобец

.

лосеискатель обнаружил

высокий уровень лосей

по двум из трех координатных

осей

…..© oless & горобец

.

А иногда бывает и такое, что на душе лирическое настроение − и тогда отбрасываются в сторону и игры, и загадки, и ироничный взгляд на мир − и на лист ложатся переживания текущего момента бытия, романтических мечтаний, либо приятных воспоминаний:

.

мосты подняв пролёты к небу

впускают утренний туман

и я кладу фрагмент рассвета

в карман

…..© Дей

.

стрекочет зингером безумным

за мкадом армия цикад

как будто к небу пришивает

закат

© amico

.

на мой вопрос не даст ответа

молчит в объятьях тишины

подброшенная ввысь монета

луны

…..© Татьяна Качалова

.

а где то там гуляет вечность

по млечному пути босой

небрежно звёздочки срезая

косой

…..© shumolechka

.

на сумрачном мольберте неба

взяв кисть из огненных комет

твой звёздной пылью нарисую

портрет

…..© Макс Колесник

.

пройдусь по памяти рубанком

шероховатости убрав

так чтобы только море света

и трав

…..© Олег Олег

.

допьём февраль в купе холодном

прокурим ночь до самых звёзд

спасибо поезд что к весне нас

довёз

…..© Кисычев

.

я путешествовал по миру

взяв газировки и котлет

с друзьями на велосипедах

в пять лет

…..© stakhanoff

.

.

Часть 3. ДЕПРЕССЯШКИ

.

я круглогодично

жалуюсь судьбе

как межъягодично

житие мое

…..© gORIzONt

.

Третьим, самым молодым жанром, отпочковавшимся от пирожков, стали депрессяшки. «Пирожковый дух» и правила написания здесь упакованы в иную форму: трёхстопный хорей с числом слогов 6-5-6-5, вторая и четвёртая строка обязательно рифмуются, первая и третья − по желанию. Изначальная сюжетная направленность их видна из названия: поэтическое уныние − возможность посетовать на несовершенство мира, посмеиваясь при этом над собой и ситуацией. Впрочем, выбор для излияния души самого «легковесного» из всех стихотворных размеров, уже свидетельствует в пользу того, что акцент будет сделан как раз на иронию и самоиронию.

.

каждый день красиво

ставлю на столе

чашку депрессино

банку сожеле

…..© Lunnaia

.

если присмотреться

вдалеке видна

туша серой птицы

завтрашнего дна

…..© ZAK

.

восемь мухоморов

скушала сырых

жизнь дерьмо во первых

вкусно во вторых

…..© jordana

.

рухнули надежды

просраны мечты

виноваты оба

ты и снова ты

…..© журкова

.

сунул ноги в тапки

левый не налез

вот опять реальность

с логикой вразрез

…..© Таня Григорьева muzz sensata

.

вискас валерьянкой

вечером запью

чтобы душу кошки

не скребли мою

…..© Татьяна Фахми

.

Воздействие на психику в значительной степени зависит от погоды − отсюда в стихах нередко присутствует сезонность, что, отчасти, роднит их с хайку:

.

осень в небе тучки

солнца по чуть чуть

хочется на ручки

водки и уснуть

…..© Sansonnet

.

в октябре все птицы

на юга летят

кроме двух тушёных

в яблоках утят

…..© Идиот

.

все имеют хобби

к ноябрю и я

запишусь на курсы

койки и нытья

…..© ДК

.

улыбнулось солнце

минус сорок три

тихо опадают

с веток снегири

…..© Миха

.

весь февраль мороз мне

кровь тянул из жил

а теперь отборным

мартом обложил

…..© ОК

.

солнышко пригрело

началась жара

значит о прохладе

ныть уже пора

…..© vsprugis

.

Удачно вписывается в это настроение и алкогольная тема − так уж повелось, что алкоголь, как двуликий Янус, является для нас как источником душевной тоски, так и лекарством от неё:

.

чтоб не раздавило

грузом серых дней

либо выпей водки

либо водку пей

…..© estь muzz Мел

.

на площадке детской

средь ночной тиши

я да гусь жатецкий

больше ни души

…..© Андрей Валерьевич

.

выслушав советы

гада сомелье

я с утра очнулся

мордой в оливье

…..© МихФед

.

не пойму две вещи

физику ядра

и так напиваться

было нахера

…..© ДК

.

Эмоциональный настрой депрессяшек словно создан для того, чтобы пофилософствовать на досуге о жизни и смерти:

.

в ту же реку дважды

ты не вступишь но

вот к твоим услугам

грабли и говно

…..© NikK

.

чувствую что надо

поменять уже

колесо сансары

в шивамонтаже

…..© Муррр

.

человек был создан

для хороших дел

но с короткой жизнью

чтобы не успел

…..© Drye

.

расплескался жизни

жертвенный сосуд

и пустую тару

четверо несут

…..© Бурушка

.

На вспаханном поле душевных переживаний активно всходят ростки чёрного юмора:

.

шла кардиограмма

игоря домой

и устав решила

срезать по прямой

…..© Gena_

.

впереди камаза

выросла сосна

и прервала фазу

медленного сна

…..© Вороныч

.

надо мною ветры

вьюги кружева

и земли три метра

ладно ладно два

…..© ДК

.

видя ваши лица

думаю эге

зря я к вам припёрся

с биркой на ноге

…..© СапсанOff

.

я картошку чистя

думаю разок

хоть комуто можно

вырезать глазок

…..© perfecihuist

.

мы станок включили

просьбе вопреки

больше нам василий

не подаст руки

…..© настя

.

капитан от рома

стал чуть чуть добрей

даже двух матросов

снять позволил с рей

…..© Sansonnet

.

вижу что не врёте

говорит палач

эй подручный ногти

вклей и вновь залачь

…..© KoRBez

.

Впрочем, аутентичный настрой ироничной грусти не всегда выдерживается авторами, и тогда стих приобретает типовой пирожково-порошковый характер комического обыгрывания житейских ситуаций:

.

лять сказал курчатов

чтож я сделал лять

и давай обратно

атом защеплять

…..© Заринка

.

боря моисеев

во дворе орал

кто запарковался

тут как натурал

…..© Миха

.

над рекой в деревне

обвалился мост

лайками поможем

сделаем репост

…..© КВ

.

яхты в монте карло

погубил пожар

и в россии сразу

газ подорожал

…..© Доцент

.

счёт оксана знает

с очень малых лет

восемь девять десять

дама туз валет

…..© КВ

.

вот лювак малайский

проживет не зря

он хотя бы кофе

производит сря

…..© Hippy

.

капучино с пенкой

любит хипстер стас

для бариста это

плюнуть пару раз

…..© Анна Бордиловская

.

крокодил напрасно

уползает в тень

я уже решила

сумка и ремень

…..© Пи

.

выпили всего то

грамм по пятьдесят

а трусы на люстре

до сих пор висят

…..© борго

.

на восьмое марта

я тебе дарю

то что ты получишь

только к декабрю

…..© OvT

.

Подытоживая впечатления от всех видов рассмотренных краткостиший, видим, что полёту авторской фантазии не препятствуют никакие ограничения, помимо того, что в стихе непременно должна присутствовать изюминка, в полном соответствии с правилом: «все жанры хороши, кроме скучного». Активное распространение пирожков, порошков и депрессяшек в творческой сетевой среде демонстрирует потенциал отечественного стихосложения, способность к созданию новых поэтических форм, пусть и несколько непривычных, но ярко и успешно отражающих грани современной жизни.

.

Михаил Кожин

12.07.2018

Добавить комментарий