архив 29.10.2015. Тайна времени

Вся мировая литература построена на эксплуатации времени. Из времени легко получается пространство. Из зерна, конденсата времени, вырастает колос, из ребёнка – человек, из точки взрыва – Вселенная. Однако вопрос – как накопить время – до сих пор не разрешён. Я предложу его решение на примере техники хайку, чтобы придать осмысленность их сочинению.

Для этого первым делом мы должны время остановить. Когда время останавливают художники, получается полотно, на котором отражено пространство, которое окружает композиционный центр.

Композиционный центр хайку это предмет, на который можно посмотреть с точки зрения времени (что очень легко), и с точки зрения пространства (здесь нужна техника).

Таким образом, трёхстишия представляют собой как бы песочные часы с центром в каком-то предмете, где с одной стороны – песок времени, а с другой – пространство.

Сыпать песок умения не нужно, он сам сыплется.

Задача в том, чтобы получить песок из пустого пространства. Вот где чудо, вот, что очень важно осмыслить каждому человеку. И это как раз и есть хайку.

Неинтересны с этой точки зрения трёхстишия, начинающиеся со слов: год 2015-ый, осень, ноябрь и т.д. Это удел временных (ударение ставьте, где хотите) трёхстиший, которые являются как бы обратной стороной хайку. Их цель использовать время виртуальное и живое время жизни автора.

Пространственные хайку начинаются с объёма, пространство проецируется на плоскость и уже оттуда – на предмет под определённым углом. Цель их создания – задуматься о тайне времени, важнейшей тайне для души человека. Смешивание пространства и времени не приближает к пониманию ценности своего времени жизни. Да, можно брать дипломы на конкурсах, читать родным, но они не приближают автора к пониманию тайн. Вот пять примеров.

 

№ 1

пустой цех

на ржавом верстаке

тополиный пух

Николай Гранкин, «Поэзия», № 43, с. 254

 

«Цех» – пространство, «верстак» – плоскость, «пух» – предмет, центр композиции. Именно в пространственных хайку нужно искать тайну времени. Комментировать далее не буду. Я очерчиваю лишь технику, суть и цель творчества.

В короткой записи пространственный конус этого хайку выглядит так:

цех

верстак

пух

 

№ 2

летний ливень…

в песочнице вверх дном

ведёрко

Константин Микитюк, «Поэзия», № 40, с. 266

 

Кстати, теперь могу покритиковать и это талантливое трёхстишие. Хайку я мог бы его назвать в такой редакции:

 

ливень…

в песочнице ведёрко

вверх дном

«Летний» – слово лишнее по причине, что, во-первых, оно подразумевается. Во-вторых, уменьшается вариативность. А главное – вводом ВРЕМЕНИ уничтожается принадлежность к классу пространственных хайку.

 

№ 3

Поцелуев мост.

Меж лепестками

Окурки.

Яна Полтарак, «Поэзия», № 41, с. 254

 

Мост – меж лепестками – окурки.

 

№ 4

закат

у закрытой двери

старик с котомкой

Людмила Грачёва, «Поэзия», № 41, с. 254

 

Закат – дверь – старик.

 

№ 5

ванная комната

у китаянки с вазы

пунцовые щёки

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 251

 

Ванная – ваза – щёки.

 

Так как пространственные хайку имеют особую ценность для человечества, то важнейшее теоретическое значение приобретает вопрос

 

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА В ХАЙКУ.

 

Однако всё это требует статей и разъяснений. А мне пока есть чем заняться.

 

«29» октября 2015 г                                                             Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий