Часть 1. Автобиография и три хайбуна
Меня преследуют нестандартные ситуации. У всех лито как лито, у нас ЛитО с одной стороны Подмосковное, с другой – международное. Один из судей действующий профессор японского университета, призёры живут в Германии, на Украине, в Белоруссии и Казахстане. Во всех лито авторы, как правило, стремятся вступить в СПР, у нас – как была четвёрка СПРовцев, так и остаётся уже несколько лет. Ни Сергей Борисов, ни Катерина Шмидт, ни Яна Полтарак… Список можно продолжить: свои стихи мне не дала для публикации моя бывшая жена Искрина Наталья. На сайте стоят лишь те немногие стихи, которые я нашёл в забытой ею тетради. Моя дочь, Олеся, давно пишет в жанре хайбун, но у меня лишь несколько её миниатюр. Я не раз просил её разрешения на их публикацию на своей страничке в учебных целях.
И вот, на днях, меня попросили выслать работы хотя бы одного перспективного молодого автора Подмосковья в любом из жанров восточной поэзии. И тут я вспомнил о дочери. Я упросил её написать автобиографию и опубликовать хотя бы те работы, которые хранятся у меня на отдельных листках. Все имеющиеся у меня материалы я постараюсь разместить на стихи.ру в ближайшее время, так как они могут быть интересными не только любителям жанра хайбун, но и шахматистам. В первой части я размещу автобиографию и три миниатюры. Во второй – воспоминания о поездке в Китай. В третьей – мои комментарии. Итак – автобиография.
Нескучно с собой.
С малых лет я получала большое удовольствие, проводя время за размышлениями, будь то игра в шахматы или осмысление прочитанного. Благодаря успехам в шахматах я объездила почти всю нашу огромную страну, видела разнообразные пейзажи, наблюдала множество человеческих типажей. Побывала в домах-музеях многих писателей и всюду искала что-то особенное, что-то, что выделяло бы именно это место. Шахматами я не ограничивалась только общепринятыми — индийскими, также принимала участие в турнирах по русским (таврелям), японским и китайским, где тоже занимала призовые места. В 10 лет я получила звание мастера FIDE и решила больше времени уделять остальным своим интересам, таким как культура востока и литературное творчество. Я стала посещать занятия в детской городской газете «Живая шляпа», где мне помогли сделать первые шаги в журналистике. Изредка писала статьи о шахматных мероприятиях в городскую газету «Встреча». Посетила Китай с «Обществом китайских дам».
В школе я встретила чудесного преподавателя Иванову Наталью Леонидовну, которая помогла мне развить литературный вкус, открыла многих авторов и утвердила меня в желании идти дальше в этом направлении. Школьное сочинение о современном поэте я писала по маминым стихам:
В этом городе странном
Ветер мечется кругом.
Скоропостижны дожди и обманы.
Туманы
Жмутся в пространстве упругом.
Здесь вечно стынут
глаза и руки,
И гулко бормочет ток,
Самозабвенно ищет разлуки
Всякий глухой поток.
Здесь пальцами трогаешь
жёсткое время,
И раны — орнамент морщин.
Коллажи из пепла — моё поколенье
Невидимых женщин, простертых мужчин.
Властители бреда ночного,
Сумбура, волшебных длиннот
Сокроют заветное слово —
Миф перейдёт в анекдот.
Пусть она и не издала своей книги, но её стихи печатали в газетах, их клали на музыку барды, и ещё я знаю о её переписке с Татьяной Бек. После школы я поступила в Академию поэтов и философов, где еженедельно нам читал лекции, отвечал на вопросы и устраивал встречи с современными писателями и поэтами Константин Александрович Кедров. К этому щедрому на мысли советскому и российскому поэту, имеющему множество наград, доктору философских наук, бывшие студенты нашего факультета, ныне закрытого, до сих пор ходят на беседы.
Я много экспериментировала с жанрами и стилями. Интуитивно мне хотелось соединить разные виды творчества в единое целое, чтобы они дополнили друг друга и выигрышно оттенили свои особенности. Так я пришла к хайбуну и осталась в нем до сих пор.
Олеся, 27 лет
г. Дубна Московской области
* * *
Не имея денег на билет, да и времени на ожидание поезда, решила ехать в Волгоград электричками. Первая пересадка — в замшелом городке, чьё название уже и не вспомнить. Поняв, что смогу продолжить путь лишь через час, спросила у местного «Якима» о достопримечательностях. Он, внимательно меня оглядев, объяснил, как пройти к памятнику. «Ого!» — а с виду и не скажешь, что здесь может быть памятник. Эдак ещё и консерваторию найду. Прямо на дороге дети гоняют мяч, то и дело слышны вопли с разными акцентами. Вышла на небольшую «площадь», зажатую низенькими перекошенными домиками с облупившейся краской. В центре, во всем своём величии, стоит каменный Ленин, указуя верный путь. У ног его кудахчут и клюют зерно куры.
памятник Ленину
цып цып
джюджялярим
* * *
В десять лет у меня появилось страстное желание быть полезной родному городу — Дубне, острову между Волгой, Сестрой и каналом имени Москвы. Обзванивая школы, детские клубы и дома культуры, предлагая уроки шахмат, слышала только отказы. В телефонном справочнике наткнулась на пивной клуб «Лига чемпионов», где на идею провести сеанс одновременной игры уклончиво обещали перезвонить. И я уже было совсем отчаялась, как вдруг мне сообщили, что меня ждут вечером в ближайшее воскресенье завсегдатаи “Лиги” и даже заказали для этого события редкий сорт пива.
В указанный час в баре хороводом стояли столы с разнообразными досками, собранными со всего города. Все места на веранде были заняты. Стоял обычный питейный гул. Меня представили, и игра началась. Любители вслух спорили, чем и как пойти, коллективно разрабатывали длинные варианты прямо на доске, делали два хода подряд. Однако с минимальным перевесом мне удалось победить. Через месяц руководство клуба обзавелось собственной детской шахматной командой.
сумерки
за столом лишь я
и «Товарищ Бендер»
* * *
В конце 90-ых в Электростали проходил полуфинал Московской области по шахматам среди детей разных возрастов. При регистрации объявили, что соревнование будет проходить по круговой системе и обозначили время завтрака, обеда и ужина. Большая часть участников приехала утром, к часу дня в столовой уже был аншлаг. Но кругом, насколько хватало глаз, высились горы почти нетронутых блюд. Все доедали дорожную снедь: варёные яйца, колбасу и пирожки. На осмотр города времени уже не было: узнав противников, все разошлись готовиться к предстоящим партиям.
За ужином в качестве десерта к основному блюду почти у всех были кругленькие таблетки от несварения.
чёртово колесо
подташнивает
с непривычки
«29» апреля 2015 г Опубликовано с разрешения автора.
* * *
Путешествие по Китаю. Пекин. Обычный городской парк — царство пенсионеров. Там они занимаются гимнастикой, музицируют, поют, танцуют. У пруда играли в местную настольную игру – сянци. На ломаном английском предложила дать сеанс в индийские шахматы, старики бодро отозвались и попросили подождать, пока они сходят за инвентарём. Прошло примерно полчаса, прежде чем мы начали.
каменные фонари
у пруда в парке
качается дно
За первой доской — человек рисковый, обостряющий, то и дело затевающий многоходовые комбинации. За следующей – эстет: его ходы были точны и красивы, а из сделанной «форточки» будто рос бонсай. Третий дедушка был дальновиден и спокоен, он с самого дебюта искал незаметного преимущества для перехода в выгодный эндшпиль. Рядом – его противоположность, жертвовал пешки ради развития и фигуры – ради угроз. Пятый соперник был уверен в себе, крепко пожал руку и разыграл открытое начало, глядя прямо в глаза. Шестой был мечтатель, по его туманному взгляду и доброй улыбке можно было предположить, что он представлял коронацию своего монарха и семейный ужин на ферзевом фланге. У другой доски небольшая группа старичков активно подсказывала бабуле, но когда это не привело к победе, та ловко свела партию вничью. Следующий соперник встретил меня шутками, пряча фигуры и показывая пальцем на птиц, все смеялись. За последней доской меня ждал сюрприз: пенсионер, попив чаю с печеньем, прикорнул прямо на стуле.
китайская стена
стоят не шелохнувшись
индийские слоны
Олеся, 27 лет
г. Дубна Московской области
«30» апреля 2015 г Опубликовано с разрешения автора
Часть III.1 Мои комментарии
Сразу хочу сказать о давней договорённости с дочерью, что она не будет участвовать в наших конкурсах. Я могу лишь пригласить её судить конкурсы произведений, написанных в жанре хайбун. Но для этого ей не хватает возраста и самой номинации.
Говорить о жанре хайбун со Львом Котюковым, думаю, не время. На данный момент первейшим делом считаю – обсудить возможность публикации призёров детских конкурсов. Основная проблема – ранг журнала. Всё-таки страницы «Поэзии» предназначены для серьёзной публики. Есть и другая сторона. Поэтому всё будет зависеть ото Льва Константиновича.
Хайбун – очень трудный композиционный жанр, как новогодняя ёлка с бегущими огнями. Помимо того, что прозаический текст должен быть хорошо и грамотно написан (как нарядная ёлка), в нём должны быть «бесхозные», «болтающиеся» без дела провода с лампочками. Трёхстишие – розетка на 220 вольт.
Посмотрим на представленные работы с этой точки зрения. Выделим лампочки в прозаической части первого хайбуна.
№ 1
Не имея денег на билет, да и времени на ожидание поезда, решила ехать в Волгоград электричками. Первая пересадка — в замшелом городке, чьё название уже и не вспомнить. Поняв, что смогу продолжить путь лишь через час, спросила у местного «Якима» о достопримечательностях. Он, внимательно меня оглядев, объяснил, как пройти к памятнику. «Ого!» — а с виду и не скажешь, что здесь может быть памятник. Эдак ещё и консерваторию найду. Прямо на дороге дети гоняют мяч, то и дело слышны вопли с разными акцентами. Вышла на небольшую «площадь», зажатую низенькими перекошенными домиками с облупившейся краской. В центре, во всем своём величии, стоит каменный Ленин, указуя верный путь. У ног его кудахчут и клюют зерно куры.
1)
«Яким» — рисует нам безбилетную Мону, автора, городскую девушку, оказавшуюся в захолустье:
— Сударыня, не надо здесь стоять.
— Оставьте меня, я брошусь под поезд.
— Нельзя, следующий поезд будет только в восемь.
На дальнем плане и другой – Яким Нагой, что из деревни Босово:
Вгляделся барин в пахаря:
Грудь впалая; как вдавленный
Живот; у глаз, у рта
Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука — кора древесная,
А волосы — песок.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
2)
«Памятник» продолжает линию «Безымянной звезды»:
— Степь? Какая же это степь, сударыня? У нас есть и тюрьма, и гимназия, и суд…
3)
А вот и лампочки – «вопли с разными акцентами», «каменный Ленин, указуя верный путь», «куры».
Раз, два, три! Ну-ка, елочка, гори!
памятник Ленину
цып цып
джюджялярим
Зажглась гирлянда под народную узбекскую песню.
«30» апреля 2015 г Игорь Шевченко
г.Дубна
Часть III.2 Мои комментарии
Продолжу развивать теорию гирлянды. Рассмотрим второй текст.
№ 2
В десять лет у меня появилось страстное желание быть полезной родному городу — Дубне, острову между Волгой, Сестрой и каналом имени Москвы. Обзванивая школы, детские клубы и дома культуры, предлагая уроки шахмат, слышала только отказы. В телефонном справочнике наткнулась на пивной клуб «Лига чемпионов», где на идею провести сеанс одновременной игры уклончиво обещали перезвонить. И я уже было совсем отчаялась, как вдруг мне сообщили, что меня ждут вечером в ближайшее воскресенье завсегдатаи “Лиги” и даже заказали для этого события редкий сорт пива.
В указанный час в баре хороводом стояли столы с разнообразными досками, собранными со всего города. Все места на веранде были заняты. Стоял обычный питейный гул. Меня представили, и игра началась. Любители вслух спорили, чем и как пойти, коллективно разрабатывали длинные варианты прямо на доске, делали два хода подряд. Однако с минимальным перевесом мне удалось победить. Через месяц руководство клуба обзавелось собственной детской шахматной командой.
Здесь тёмная лампочка – «редкий сорт пива». И после чтения трёхстишия эта лампочка загорается: «Товарищ Бендер». Выясняется замысел организаторов сеанса.
сумерки
за столом лишь я
и «Товарищ Бендер»
Но здесь возникает вопрос о соответствии сети 220в. Если в предыдущей миниатюре автор неявно ввёл себя под образом Моны, то теперь это сделано явно, причём самым грубым образом попирая учение о нежелательности присутствия автора в трёхстишии. Нужно отметить, что трёхстишие в хайбуне живёт с совместным центром тяжести и подчиняется иным законам. На первый план выходит требование композиционности. Здесь автор ассоциирует себя с мадам Грицацуевой, безмерно любящей своего суслика, т.е. своих, пусть под шафе, противников, и несмотря на то, что их цели не совпадают, порой, в принципе:
Словно статуэтка, девушка стояла,
И пират корабль свой к ней направить поспешил…
При общей техничности мы видим новый приём в жанре хайбун – приём смены масок.
«30» апреля 2015 г Игорь Шевченко
г.Дубна
Часть III.3 Мои комментарии
Можно сказать, что техничность хайбуна определяется количеством лампочек (слоёв), которые зажигает трёхстишие.
№ 3
В конце 90-ых в Электростали проходил полуфинал Московской области по шахматам среди детей разных возрастов. При регистрации объявили, что соревнование будет проходить по круговой системе и обозначили время завтрака, обеда и ужина. Большая часть участников приехала утром, к часу дня в столовой уже был аншлаг. Но кругом, насколько хватало глаз, высились горы почти нетронутых блюд. Все доедали дорожную снедь: варёные яйца, колбасу и пирожки. На осмотр города времени уже не было: узнав противников, все разошлись готовиться к предстоящим партиям.
За ужином в качестве десерта к основному блюду почти у всех были кругленькие таблетки от несварения.
Первая лампочка – «круговая система», вторая – «осмотр города», третья – «кругленькие таблетки». Вновь: ёлочка – гори.
чёртово колесо
подташнивает
с непривычки
Есть и мелодия из «Ну, погоди!»:
Но ты помнишь, как давно, по весне
Мы на чёртовом крутились колесе…
Вот она слоистость трёхстишия в хайбуне.
«30» апреля 2015 г Игорь Шевченко
г.Дубна
Часть III.4 Мои комментарии
Если предыдущие три хайбуна были просто техничными, то четвёртый имеет помимо техники ещё и культурное значение. Поэтому краткий анализ заключительной миниатюры начнём сразу с рассмотрения слоёв одного из трёхстиший.
№ 4
Путешествие по Китаю. Пекин. Обычный городской парк — царство пенсионеров. Там они занимаются гимнастикой, музицируют, поют, танцуют. У пруда играли в местную настольную игру – сянци. На ломаном английском предложила дать сеанс в индийские шахматы, старики бодро отозвались и попросили подождать, пока они сходят за инвентарём. Прошло примерно полчаса, прежде чем мы начали.
За первой доской — человек рисковый, обостряющий, то и дело затевающий многоходовые комбинации. За следующей – эстет: его ходы были точны и красивы, а из сделанной «форточки» будто рос бонсай. Третий дедушка был дальновиден и спокоен, он с самого дебюта искал незаметного преимущества для перехода в выгодный эндшпиль. Рядом – его противоположность, жертвовал пешки ради развития и фигуры – ради угроз. Пятый соперник был уверен в себе, крепко пожал руку и разыграл открытое начало, глядя прямо в глаза. Шестой был мечтатель, по его туманному взгляду и доброй улыбке можно было предположить, что он представлял коронацию своего монарха и семейный ужин на ферзевом фланге. У другой доски небольшая группа старичков активно подсказывала бабуле, но когда это не привело к победе, та ловко свела партию вничью. Следующий соперник встретил меня шутками, пряча фигуры и показывая пальцем на птиц, все смеялись. За последней доской меня ждал сюрприз: пенсионер, попив чаю с печеньем, прикорнул прямо на стуле.
http://www.stihi.ru/2015/04/30/5218
китайская стена
стоят не шелохнувшись
индийские слоны
http://www.stihi.ru/2015/04/30/5218
Привычные для нас шахматы родом из Индии, поэтому их ещё называют индийскими. Поверхностный смысловой слой трёхстишия – китайский шахматист заснул, поэтому его индийские фигуры стоят, словно зубцы китайской стены, не шелохнувшись.
В Китае водятся индийские слоны, и есть длиннющая стена, которой они отгорожены. Аналогично устроены китайские шахматы. По центру доски проходит река, через которую не могут перейти слоны.
В привычных для нас шахматах пешки могут упереться друг в друга, образовав стену, которую иногда называют китайской. В таком положении слоны, как и все фигуры, становятся запертыми.
Интересен подтекст и другого трёхстишия.
каменные фонари
у пруда в парке
качается дно
http://www.stihi.ru/2015/04/30/5218
В целом, китайцы, народ невозмутимый, как каменные фонари. Трудно что-либо понять по их лицам. Но игра проявляет их характер. Но несмотря ещё и на языковой барьер, который стоит Великой китайской стеной между обычными людьми, игра обнажает сущность каждого. Игрок начинает чувствовать характер человека вне зависимости от языка, на котором тот говорит. Столь незыблемое, недоступное и невозмутимое вдруг начинает двигаться, обретать живые и привычные очертания.
«30» апреля 2015 г Игорь Шевченко
г.Дубна