архив 20.05.2015. Полурифма

Из всех школьных предметов самым глубоким я считаю – литературу. Чтобы оценивать произведения необходимо стройное мировоззрение, знание истории и русского языка. Чтобы говорить о поэзии нужно ещё большее. Я не могу представить разбор стихотворения без детального рассмотрения его рифмики. В этом мастерство поэта. Однако школа даёт настолько примитивное понятие о рифме, что кажется – поэты рождаются только для того, чтобы накропать пять стихов – ямбом, хореем, дактилем, амфибрахием и анапестом. Теоретики собирают открытия стихотворцев и сообщают миру, что встречается рифма мужская, женская и дактилическая. Есть тактовики и дольники. В итоге сущность тонет в терминах. И на поверку мы видим, что рубаи рифмуются, как правило, лишь концевой и к тому же примитивной рифмой, вероятно, уровня раннего Ломоносова. А в хайку, где рифмы как бы и быть не должно, через одно встречаются созвучия 19-20 веков.

Сейчас на конкурсах трёхстиший две беды: отсутствие должной глубины работ и рифмование. На страже глубины в какой-то мере стоит номинация «Чужая Лужа». Но не всегда у меня есть время показать иным стихам их место.

С рифмой сложнее. Думаю, нужен цикл статей с показательным разбором лучших рифм российских поэтов. Лишь создание базы лучших (хотя бы концевых) рифм приучит хайдзинов следить за этой стороной техники. А я лишь буду указывать – «смотри: Маяковский, стих такой-то».

Мой взгляд на рифму прост. В каждом слове есть ударная гласная. Она освещает ударный слог. Буковки как бы выходят на свет Божий  и предстают перед нами почти без искажений. Ударение таким образом — свет. Так как базовых гласных – пять, то можно предположить, что каждая светит своим светом. Т.е. гласные, теоретически, должны иметь цвет. Но это отдельная большая тема. Безударные слоги – как бы серость, тут — темнее, там — светлее.

Так вот, две одинаковые ударные гласные уже сами по себе, на мой взгляд, образуют полурифму. Любое дополнительное созвучие переводит полурифму в рифму. Сейчас это звучит голословно. Но по мере написания статей с рифмами лучших российских поэтов будет создана и доказательная база.

Сейчас я хотел бы разобрать полустишия одного стихотворения Маргариты Агашиной, которую, может, и не все знают, но я считаю её стихи достаточно техничными. При этом я прошу прощения за мои вольности обращения со стихами у ценителей и поклонников поэтессы. И впрямь иногда нужно «раскроить» стих, чтобы доказать, что он цел.

Стихотворение называется «Я люблю тебя, Корея» («Маргарита Агашина. Избранное», М.: Художественная литература», 1986, стр. 121-122). Написано оно было в 1957 году.

 

Цитата № 1

<…>

и, как Имя бУдущему сЫну,

кнИге я придУмываю Имя.

<…>

 

Заглавными буквами я выделил ударные гласные: ИУИ-ИУИ. Вот полурифмы, на которых держится рифмовка этих строк.

А вот четверостишие с несколько иной техникой.

Цитата № 2

<…>

А потом рассказывают были

о героях своего народа,

и тогда бледнеют перед ними

сказок и легенд богатыри.

<…>

 

Да, первая и третья строчки рифмуются через «были-ними». А как образуется созвучие третьей и четвёртой строк? Выделим ударные:

 

и тогдА бледнЕют перед нИми

скАзок и легЕнд богатырИ.

 

Удивительно, но снова техника полурифм.

Но можно ли создать всё четверостишие на полурифмах? Смотрите:

 

Цитата № 3

<…>

Смуглые корейские поэты

мне опять рассказывают нынче

древние легенды о драконах,

сказки о красавицах лесных.

<…>

 

Выделим ударные гласные:

УЕЕ

ААИ

ЕЕО

ААИ

 

Вторая и четвёртые строчки образуют три полурифмы, а первая и третья – две: «корейские поэты/ древние легенды».

Понятно, что полурифмы работают не только параллельно, но и последовательно. Чтобы увидеть это, нужно разбить строчки на подстрочия по ударным гласным.

 

Цитата № 4

Я давно уже не сплю ночами.

Но не сладким запахом акаций

и не влажной свежестью рассветов

сердце переполнено моё.

 

О                           У                       А                            Е

 

Я давно            уже не сплю          ночами.

Но не сладким

запахом

акаций

и не влажной         свежестью

рассветов

сердце

переполнено

моё.

 

Круг замкнулся. Вот красота использования полурифм. Введение в свою теорию я сделал. В следующих статьях постараюсь начать создание базы концевых рифм лучших российских поэтов. Она хороша тем, что объективна и к ней будет не придраться.

 

«20» мая 2015 г                                                                  Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий