архив 20.04. 2015. По следам выступления в Видном

 

19 апреля, несмотря на метель, в помещении центральной видновской детской библиотеки под всевидящим объективом профессионального фотографа, Сергея Орловского, состоялась встреча с местными авторами. Остановлюсь на моментах, которые могут быть интересны и постоянным читателям моей странички.

 

  1. Лев Котюков и Владимир Бурич

 

Прежде чем доверить мне предварительный отбор конкурсных трёхстиший, в числе прочего Лев Котюков спросил меня о пионерах российских краткостиший. Естественно, что я  сразу привёл находку Владимира Бурича (1932-1994):

 

Я заглянул к себе ночью в окно

 

И увидел

что меня там нет

 

И понял

что меня может не быть

«Тексты», М.: «Советский писатель», 1989, с. 112

 

«А у меня было глубже», — заметил Лев Константинович и прочёл:

 

«Человек, стоящий в тёмном саду,

Боится смотреть на горящие окна

Дальних микрорайонов

И уходит на гул железной дороги».

 

Он открыл шкаф, и, покопавшись в нём, извлёк книжку – «В одинокой толпе» (М.: «Советский писатель», 1990).

В Видном я рассказал об этом случае и показал книгу Льва Константиновича. Выяснилось, что Алексей Павлович Зименков впервые видит эту книгу и в библиотеке, в которой не раз бывал и сам Лев Константинович, такой нет.

Мне стало интересно, при таком параллелизме находок, не  могли ли встретиться Лев Котюков и Владимир Бурич «под одной обложкой»? Выяснилось, что такая встреча состоялась в 1991 году – в «Антологии русского верлибра» (М.: «Прометей»). Приведённое выше стихотворение Бурича приведено составителем, Кареном Джангировым, на 104-ой странице. Однако, несмотря на знакомство с книгой Льва Котюкова – «В одинокой толпе» (о чём упомянуто на 720-ой странице) – составитель включил в антологию совсем другое стихотворение.

Но на этом их параллель не закончилась. Вторая встреча авторов состоялась в 19-ом номере журнала «Арион» (№ 3 за 1998 год). К этому времени многое изменилось. Умер Бурич. Вячеслав Куприянов привел в статье неизвестное мне трёхстишие Владимира Бурича:

 

Мёртвые

отодвигают ногами

ограды кладбищ

с. 73

 

В цикле Льва Котюкова можно угадать след былого краткостишия:

 

Человек, стоящий в тёмном саду,

Боится смотреть на деревья,

О которых не помнит никто.

с. 110

 

 

  1. Евгений Зубов и Людмила Грачёва

 

Потенциальным призёром 12-го конкурса в номинации «хайку» было следующее трёхстишие:

 

полная луна

на яблоне соседа

новый скворечник

Людмила Грачёва, г. Москва

 

Согласно «Праведам» смысл искушения Евы был в том, чтобы съесть не духовное, а материальное. Так Мир пал. И образовался новый скворечник жизни. Однако столь же глубокий подтекст можно увидеть и в четверостишии видновского поэта – Евгения Зубова:

 

<…>

Ворс серёжек серебрист и нежен –

Верба зацвела в урочный час.

В глубину ещё пустых скворешен

Смотрит неба любопытный глаз.

<…>

Евгений Зубов (1942-1996), Март (***)

«Мисайлово – времена года», М.: МОСП России, 2011, с. 20

 

Редчайший случай, когда с хайку могут конкурировать строчки привычных для нас стихов. Дело в том, что трёхстишия умозрительно представляют собой квадрат, созданный давлением со всех сторон других литературных жанров: смысловым потоком прозы, ритмическим – западно-европейской поэзии, песнями в стиле акын, афоризмами, пословицами, эпиграммами, анекдотами, нравоучениями и, возможно, эпитафиями. На границе с этими жанрами трёхстишия образуют переходные двойственные жанры. А в глубине «ещё пустой скворечни» должен находиться сверхплотный жанр хайку, который с одной стороны будет иметь отношение ко всем жанрам, а с другой – совершенно не связан ни с одним из них. Ещё и в этом смысле хайку – поэзия неопределённости.

 

III. О смысле жанра хайбун

 

На встрече было прочитано стихотворение, которое можно было бы при желании пересказать прозой. Для этих целей есть жанр, пришедший из Японии – хайбун. То, что можно сказать обычным языком оформляют как прозаический текст. А поэтическую изюминку – как трёхстишие. Рифмование прозы приводит к загрязнению поэтического родника России. Берегите природу поэзии, мать вашу.

 

 

  1. Подмосковные хайдзины

 

Да, пока нет ни одного случая выхода в призёры конкурса «Краткостиший», проводимых журналом «Поэзия», авторов, проживающих в Московской области. Бряцание членством в СП – пока лишь создаёт видимость успешности. Мои встречи один на один с членами СП, надеюсь, показали каждому из них всю их беспомощность в этом жанре. При этом никто не осмелился допустить моего публичного разбора произведений даже без указания их имён. О том же я сказал и на встрече в Видном. Либо должны прекратиться все попытки самовозвеличивания, либо пожалуйте на публичный разбор своих произведений. Особенно меня интересует творчество тех членов СП, которые считают сочинение трёхстиший – баловством, тех, кто считает возможным приглашать меня для отбора трёхстиший в местные сборники и при этом устанавливать свои правила их разбора. До тех пор пока члены СП не поймут иерархии стихов, не будет и подлинного уважения ни к хайку, ни к хайдзинам.

На конкурс «Наш современник» мне направляют книги региональных членов СП и даже рекомендательные письма. После завершения конкурса я дам им оценку. Пока же буду это делать без указания имён. Но, если найдётся смельчак или «суровые нордические женщины», которые не побоятся указать своего имени и членства в СП или руководства ЛитО, буду очень рад. Трёхстишия этого поэта из СП (или руководителя ЛитО) будут рассмотрены мною в первую очередь.

 

  1. Перечень ссылок на семь идущих конкурсов

 

Работы принимаются на русском языке, буква «ё» пишется с точками наверху, желательно в отдельном письме (на мою почту video31@yandex.ru) указать домашний адрес, ФИО и как подписывать Ваши стихи в интернете, в журнале, в дипломе.

 

№ 1

14-ый конкурс «Краткостиший», номинации: «Лучшие хайку», «Лучшие трёхстишия», «Амазония», «Лучшие сенрю», «Лучшие министишия» (менее 12 слогов), «Первозданность» и «Чужая Лужа»:

объявление, http://www.stihi.ru/2015/01/26/579,

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=58.

№ 2

Конкурс журнала «Наш современник»:

объявление, http://www.stihi.ru/2015/01/12/824

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=57.

№ 3

13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Рукописи не горят»:

объявление, http://www.stihi.ru/2014/09/24/4340,

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=56.

№ 4

13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Лучшие миниверлибры»:

объявление, http://www.stihi.ru/2014/09/24/1014,

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=55.

№ 5

13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Лучшие танка»:

объявление, http://www.stihi.ru/2014/09/23/3049,

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=54

№ 6

13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Лучшие рубаи»:

объявление, http://www.stihi.ru/2014/08/02/5190,

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=53.

№ 7

13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Гармония» (фото + трёхстишие):

объявление, http://www.stihi.ru/2014/07/31/9453,

сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=52.

 

 

«20» апреля 2015 г                                            Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий