19 апреля, несмотря на метель, в помещении центральной видновской детской библиотеки под всевидящим объективом профессионального фотографа, Сергея Орловского, состоялась встреча с местными авторами. Остановлюсь на моментах, которые могут быть интересны и постоянным читателям моей странички.
- Лев Котюков и Владимир Бурич
Прежде чем доверить мне предварительный отбор конкурсных трёхстиший, в числе прочего Лев Котюков спросил меня о пионерах российских краткостиший. Естественно, что я сразу привёл находку Владимира Бурича (1932-1994):
Я заглянул к себе ночью в окно
И увидел
что меня там нет
И понял
что меня может не быть
«Тексты», М.: «Советский писатель», 1989, с. 112
«А у меня было глубже», — заметил Лев Константинович и прочёл:
«Человек, стоящий в тёмном саду,
Боится смотреть на горящие окна
Дальних микрорайонов
И уходит на гул железной дороги».
Он открыл шкаф, и, покопавшись в нём, извлёк книжку – «В одинокой толпе» (М.: «Советский писатель», 1990).
В Видном я рассказал об этом случае и показал книгу Льва Константиновича. Выяснилось, что Алексей Павлович Зименков впервые видит эту книгу и в библиотеке, в которой не раз бывал и сам Лев Константинович, такой нет.
Мне стало интересно, при таком параллелизме находок, не могли ли встретиться Лев Котюков и Владимир Бурич «под одной обложкой»? Выяснилось, что такая встреча состоялась в 1991 году – в «Антологии русского верлибра» (М.: «Прометей»). Приведённое выше стихотворение Бурича приведено составителем, Кареном Джангировым, на 104-ой странице. Однако, несмотря на знакомство с книгой Льва Котюкова – «В одинокой толпе» (о чём упомянуто на 720-ой странице) – составитель включил в антологию совсем другое стихотворение.
Но на этом их параллель не закончилась. Вторая встреча авторов состоялась в 19-ом номере журнала «Арион» (№ 3 за 1998 год). К этому времени многое изменилось. Умер Бурич. Вячеслав Куприянов привел в статье неизвестное мне трёхстишие Владимира Бурича:
Мёртвые
отодвигают ногами
ограды кладбищ
с. 73
В цикле Льва Котюкова можно угадать след былого краткостишия:
Человек, стоящий в тёмном саду,
Боится смотреть на деревья,
О которых не помнит никто.
с. 110
- Евгений Зубов и Людмила Грачёва
Потенциальным призёром 12-го конкурса в номинации «хайку» было следующее трёхстишие:
полная луна
на яблоне соседа
новый скворечник
Людмила Грачёва, г. Москва
Согласно «Праведам» смысл искушения Евы был в том, чтобы съесть не духовное, а материальное. Так Мир пал. И образовался новый скворечник жизни. Однако столь же глубокий подтекст можно увидеть и в четверостишии видновского поэта – Евгения Зубова:
<…>
Ворс серёжек серебрист и нежен –
Верба зацвела в урочный час.
В глубину ещё пустых скворешен
Смотрит неба любопытный глаз.
<…>
Евгений Зубов (1942-1996), Март (***)
«Мисайлово – времена года», М.: МОСП России, 2011, с. 20
Редчайший случай, когда с хайку могут конкурировать строчки привычных для нас стихов. Дело в том, что трёхстишия умозрительно представляют собой квадрат, созданный давлением со всех сторон других литературных жанров: смысловым потоком прозы, ритмическим – западно-европейской поэзии, песнями в стиле акын, афоризмами, пословицами, эпиграммами, анекдотами, нравоучениями и, возможно, эпитафиями. На границе с этими жанрами трёхстишия образуют переходные двойственные жанры. А в глубине «ещё пустой скворечни» должен находиться сверхплотный жанр хайку, который с одной стороны будет иметь отношение ко всем жанрам, а с другой – совершенно не связан ни с одним из них. Ещё и в этом смысле хайку – поэзия неопределённости.
III. О смысле жанра хайбун
На встрече было прочитано стихотворение, которое можно было бы при желании пересказать прозой. Для этих целей есть жанр, пришедший из Японии – хайбун. То, что можно сказать обычным языком оформляют как прозаический текст. А поэтическую изюминку – как трёхстишие. Рифмование прозы приводит к загрязнению поэтического родника России. Берегите природу поэзии, мать вашу.
- Подмосковные хайдзины
Да, пока нет ни одного случая выхода в призёры конкурса «Краткостиший», проводимых журналом «Поэзия», авторов, проживающих в Московской области. Бряцание членством в СП – пока лишь создаёт видимость успешности. Мои встречи один на один с членами СП, надеюсь, показали каждому из них всю их беспомощность в этом жанре. При этом никто не осмелился допустить моего публичного разбора произведений даже без указания их имён. О том же я сказал и на встрече в Видном. Либо должны прекратиться все попытки самовозвеличивания, либо пожалуйте на публичный разбор своих произведений. Особенно меня интересует творчество тех членов СП, которые считают сочинение трёхстиший – баловством, тех, кто считает возможным приглашать меня для отбора трёхстиший в местные сборники и при этом устанавливать свои правила их разбора. До тех пор пока члены СП не поймут иерархии стихов, не будет и подлинного уважения ни к хайку, ни к хайдзинам.
На конкурс «Наш современник» мне направляют книги региональных членов СП и даже рекомендательные письма. После завершения конкурса я дам им оценку. Пока же буду это делать без указания имён. Но, если найдётся смельчак или «суровые нордические женщины», которые не побоятся указать своего имени и членства в СП или руководства ЛитО, буду очень рад. Трёхстишия этого поэта из СП (или руководителя ЛитО) будут рассмотрены мною в первую очередь.
- Перечень ссылок на семь идущих конкурсов
Работы принимаются на русском языке, буква «ё» пишется с точками наверху, желательно в отдельном письме (на мою почту video31@yandex.ru) указать домашний адрес, ФИО и как подписывать Ваши стихи в интернете, в журнале, в дипломе.
№ 1
14-ый конкурс «Краткостиший», номинации: «Лучшие хайку», «Лучшие трёхстишия», «Амазония», «Лучшие сенрю», «Лучшие министишия» (менее 12 слогов), «Первозданность» и «Чужая Лужа»:
объявление, http://www.stihi.ru/2015/01/26/579,
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=58.
№ 2
Конкурс журнала «Наш современник»:
объявление, http://www.stihi.ru/2015/01/12/824
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=57.
№ 3
13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Рукописи не горят»:
объявление, http://www.stihi.ru/2014/09/24/4340,
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=56.
№ 4
13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Лучшие миниверлибры»:
объявление, http://www.stihi.ru/2014/09/24/1014,
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=55.
№ 5
13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Лучшие танка»:
объявление, http://www.stihi.ru/2014/09/23/3049,
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=54
№ 6
13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Лучшие рубаи»:
объявление, http://www.stihi.ru/2014/08/02/5190,
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=53.
№ 7
13-ый конкурс «Краткостиший», номинация «Гармония» (фото + трёхстишие):
объявление, http://www.stihi.ru/2014/07/31/9453,
сам конкурс, http://www.haiku-konkurs.ru/viewkonkurs.php?konid=52.
«20» апреля 2015 г Игорь Шевченко
г. Дубна