Недавно опубликованный «Трактат о ритмике хайку» был пародией на учёных в том смысле, что только из исследований созданного нельзя получить нового знания. Мне удаётся приходить к новым идеям, лишь соединяя настрой, интуицию и вероучение с практикой. В частности из того трактата можно легко сделать вывод, что хайку на русском языке должно состоять из 17 слогов и 6 (ударных) слов, при этом количество подряд идущих безударных гласных не должно превосходить – двух. На моём языке – 17 слогов на 62-ом ритме.
Однако на самом деле я придерживаюсь иного взгляда на идеальную форму хайку. Отмечу, что в практике такая форма практически не встречается. Она выведена мною достаточно просто, но сверху.
Первое положение:
ПЕРВИЧНО НЕ КОЛИЧЕСТВО, А КАЧЕСТВО,
т.е. – не из количества слогов выводится жанр, а из букв, из разнообразия гласных
(буквы выше чисел)
Второе:
ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫХ ГЛАСНЫХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ – 5:
О, Е, Ы, А, У
(разнообразие гласных важно, чтобы помимо прочего избежать ассонансов типа «принятый – выпито», при этом оно не должно сопровождать диссонансов типа «слушайте-лошади»)
Третье:
ХАЙКУ АССОЦИИРУЕТСЯ С ТРОИЦЕЙ,
УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ – С БОГОМ, БЕЗУДАРНЫЕ – С ДИАВОЛОМ
Итак, получается, что в хайку идеально должно быть 5 (ударных) слов при двучастности (БОГ и ДИАВОЛ) и трёхзвенной ритмической структуре (ТРОИЦА). Если переходить на количественный язык, то Бог – РАЗ, ДИАВОЛ – ДВА и вообще парный. Насколько я понимаю, по высшему замыслу у БОГА всегда должен быть перевес. Рассмотрим возможные комбинации числа 5 из трёх слагаемых: 122,212,221,311,131,113.
В первых трёх – перевес чётных чисел, что не очень хорошо. Из трёх оставшихся я бы выбрал 131. Высшее начало Одно, но Троица, но и Троица – Одно. Или иначе – всё внутри, внутри и ТРОИЦА. Теперь мы подошли к безударным гласным. ДИАВОЛ – вторичен, отражение. Отражение, вероятно, происходит в обе стороны: налево и направо. Так, вероятно, можно объяснить, почему в русском языке на ударную приходится две безударные. Обозначим ударную гласную дефисом, а безударное отражение единицей. Получаем формулу:
Первая строчка: 1-1, т.е. 3 слога,
Вторая строчка: 1-2-2-1, т. е. 9 слогов,
Третья строчка: 1-1, т.е. 3 слога.
Итого, 15 слогов, из них 5 ударных (131) и 10(262) безударных. Иными словами, по форме хайку – пятисловник, при этом все ударные гласные разные.
Понятно, что снизу мы никогда к такому выводу не придём, таких трёхстиший нет ни одного в четвёртом «Трактате» http://www.stihi.ru/2015/03/28/1013, где собраны победители конкурсов журнала «Поэзия». Даже, если брать форму:
одно ударное слово
три
одно
из 353 трёхстиший их всего два.
№ 202, 53
5+11=16
2-1:1-1-3-1:2-,131/362
улыбаюсь
тебе и пасмурному небу
вопреки
Яна Полтарак, «Поэзия», № 44, с. 244
Здесь совпало лишь количество ударных слов/слогов: 131.
№ 349,53
5+12=17
2-:1-2-1-2:3-1,131/244
сквозь туман
пейзажи родного города
прекрасневеют
София Русинова (1965-2005), «Поэзия», № 47, с. 245
Вот статистика: трёхстиший только с нечётным количеством ударных слов в строчках менее двух процентов. Если кому-то кажется, что это просто вероятность, и чётность ударных слов или нечётность это как орёл и решка. Задумайтесь… это совсем не так. Лишь стихов с конкретной формой по два ударных слова на строчке из 353 нашлось 141, т.е. 40%:
№№ 3,6,7,14,17,18,20,21,23,32,34,35,38,44,58,62,64,73,74,79,80,82,83,85,86,87,88,91,92,93,
№№ 94,95,97,98,99,100,102,107,110,113,118,119,121,122,123,124,125,128,130,131,132,136,
№№ 142,144,146,147,149,152,157,160,164,165,168,169,170,175,176,178,183,184,185,186,
№№ 189,190,192,193,195,200,201,203,206,209,211,213,215,218,220,221,227,228,231,232,
№№ 234,236,238,240,244,249,250,251,253,256,257,267,268,273,276,279,281,284,289,290,293,
№№ 295,298,302,303,307,308,310,313,315,316,319,320,321,325,327,330,331,332,333,334,335,
№№ 336,338,339,340,341,342,350.
Я проставил у каждого стиха «Трактата-4» http://www.stihi.ru/2015/03/28/1013 все цифры: номер, ритм/количество ударных+безударных=количество слогов/ритмическая форма каждой строчки, количество ударных слогов в каждой строчке.
В своё время я отказался судить конкурсы акро из-за акрочувствительности. Здесь же налицо чётно-чувствительность. Приведу аналогию с буквой «О». Ещё Даль заметил, что северные области намеренно вставляют в слова букву «О». Его это даже покоробило. Но, думаю, что люди либо знали, либо верили, что «О» — великая и главная из всех букв (буков). И, кто знает, может и подпитывались, её энергией. Другие – акали, тоже подпитывались, только другой энергией. Одни интуитивно ставят на чётное, другие – на нечётное.
Так как раньше после любого моего высказывания поднималась буря негодования, то и теперь скажу, что лишь делюсь своими наблюдениями и размышлениями.
«5» апреля 2015 г Игорь Шевченко
г. Дубна