архив 31.03.2015. Трактат о ритмике трёхстиший (завершение)

 

 

Авторы, произведения которых пробились в призёры конкурсов трёхстиший журнала «Поэзия», менее всего думали об изяществе цифрового рисунка ритмики. Теперь, после 12-ти конкурсов, мы располагаем прекрасным, девственным материалом трёхстиший. Все отобранные мною трёхстишия и их ритмические схемы приведены в 4-ой части трактата. Сапего в конкурсах не участвовал, но именно я отбирал его стихи для публикации. Отбор всех опубликованных стихов вёлся без каких бы то ни было требований к ритмике.

Пояснения к ритмическим схемам 4-ой части. Формально к трёхстишиям я отношу лаконичные стихи, в которых от 12 до 27 слогов (включая границы). Ударения ставятся без скандирования, а так, как мы их слышим обычно. Поэтому в подавляющем большинстве случаев в слове указывается одно ударение.

Ударный слог обозначается дефисом, безударные слоги – цифрой. Например,

 

№ 5, 72 (обозначение ритма: 7 ударных гласных, 7 слов, 2 – максимальное число безударных слогов)

19=7+12  (19 слогов, 7 ударных, 12 безударных)

-2-1:2-2-2-:-2-1 (строчки на схеме разделены двоеточиями)

Запах сосновый

Из рубанка сосед достаёт

Свежие стружки

Евтеев А.М., «Поэзия», № 39, с. 253

 

Первый удивительный закон ритмов трёхстиший:

 

МАКСИМАЛЬНОЕ ЧИСЛО БЕЗУДАРНЫХ, ПОДРЯД ИДУЩИХ, СЛОГОВ В ТРЁХСТИШИЯХ

БОЛЬШЕ 1 (т.е. в трёхстишиях отсутствуют полноударные ямбы и хореи),

НО НЕ ПРЕВОСХОДИТ 6.

 

Второй закон:

 

ЧИСЛО УДАРЕНИЙ  В ТРЁХСТИШИЯХ МОЖЕТ СОСТАВЛЯТЬ: 3,4,5,6,7,8 или 9

 

 

Из этих законов следует, что теоретически в трёхстишиях всего 35 ритмов: от 32-го (три ударных гласных и максимум две безударных) до 96-го (девять ударных и максимум шесть безударных)

 

Ниже таблица 19-ти реально встретившихся ритмических рисунков у призёров:

 

1) 62-ой – 81 пример из 353,

2) 63-ий – 65 случаев из 353,

3-4) 52-ой и 53-ий – по 40 случаев из 353,

5) 72-ой – 26 случаев из 353,

6) 64-ый – 24 случаев из 353,

7) 73-ий – 19 случаев из 353,

8) 54-ый – 17 случаев из 353,

9) 43-ий – 10 случаев из 353,

10) 82-ой – 6 случаев из 353,

11) 65-ый – 5 случаев из 353,

12-14) 44-ый,74-ый и 92-ой – по 4 примера из 353,

15) 42-ой – 3 случая из 353,

16) 55-ый – 2 случая из 353,

17-19) 36-ой,84-ый и 93-ий – по одному случаю. Это своеобразные рекорды ритмики трёхстиший, которым я посвящу отдельную статью.

 

Эти законы выведены снизу и поэтому временны, но они помогут нам осознать тот факт, что пишем мы всего 20-ью ритмами. Уже на этой выборке видны красивейшие статистические законы, но так как это не всем будет интересно, перешагнём через них к другим цифрам.

 

 

КРАСОТА  РИТМИЧЕСКИХ  РИСУНКОВ

 

Если опустить двоеточия и дефисы в ритмических схемах, то перед нами окажется бессистемный поток цифр безударных слогов в строчках. Так в вышеприведённом примере схема -2-1:2-2-2-:-2-1 превращается в число: 2122221. По законам ритмики трёхстиший цифры могут быть от 1 до 6 (как на кубике), а самих чисел не может быть более 9. Давайте поищем красивые сочетания заполненных фигур. При этом если количество цифр фигуры 4,5 или 6, то обязательно должна присутствовать одна из больших цифр кубика — 4,5 или 6 (скажем, 1234). Если количество цифр – 3, то – две большие цифры (например, 345). Маленькие цифры используются лишь там, где большие не проходят по причине и без того слабого ограничения в 28 слогов. Напоминаю, стратегически речь идёт о призёрах, т. е. о стихах тех авторах, которые менее всего думают о мотыльках и бабочках, разве что пишут о них. Кто первый из призёров уже нарисовал или нарисует одну из 100 безударных фигур, именем того мы её и назовём. Конечно, баловаться могут все, для того она и игра, но имя мы присвоим за заслуги. Вероятность попадания в фигуру крайне мала, и чем она меньше, тем весомее будет удача автора.

 

Квадрат № 1

 

*  *  *  *

*  *  *  *

*  *  *  *

№ 1: 4444.

Прямоугольники №№ 2-5

 

№ 2: 444, № 3: 555, № 4: 5555, № 5: 44444.

 

Треугольники №№ 6-8

 

*

*  *

*   *   *

*    *   *   *

 

№ 6: 1234, № 7: 12345, № 8: 123456.

 

Паратреугольники №№ 9-11/

№ 9: 4321, № 10: 54321, № 11: 654321.

 

Ромбы №№ 12-13/

№ 12: 13531, № 13:1234321.

 

Трапеции №№ 14-19/

№ 14: 246, № 15: 345, № 16: 456, № 17: 2345, № 18: 3456, № 19: 23456.

 

Паратрапеции №№ 20-25/

№ 20: 642, № 21: 543, № 22: 654, № 23: 5432, № 24: 6543, № 25: 65432.

 

Усечённые ромбы №№ 26-28/

№ 26: 23432, № 27: 24642, № 28: 34543,

 

Бабочки №№ 29-39/

№ 29: 424, № 30: 434, № 31: 535, № 32: 545, № 33: 646, № 34: 656, № 35: 43234, № 36: 53135, № 37: 54345, № 38: 64246, № 39: 4321234.

 

Зайчики №№ 40-56/

№ 40: 2442, № 41: 3443, № 42: 3553, № 43: 4224, № 44: 4334, № 45: 4554, № 46: 4664, № 47: 5335, № 48: 5445, № 49: 5665, № 50: 6446, № 51: 6556, № 52: 135531, № 53: 234432, № 54: 432234, № 55: 531135, № 56: 43211234.

 

Близнецы №№ 57-73/

№ 57: 2424, № 58: 3434, № 59: 3535, № 60: 4242, № 61: 4343, № 62: 4545, № 63: 4646, № 64: 5353, № 65: 5454, № 66: 5656,  № 67: 6464, № 68: 6565, № 69:135135, № 70: 234234, № 71: 432432, № 72: 531531, № 73: 12341234.

 

Тройни №№ 74-77/

№ 74: 242424, № 75: 343434, № 76: 424242, № 77: 434343.

 

Четверня: №№ 78-79/

№ 78: 14141414, № 79: 41414141,

 

Пятерня (исключение): №№ 80-81/

№ 80: 1212121212, № 81: 2121212121,

 

Волны: №№ 82-96/

№ 82: 242, № 83: 343, № 84: 353, № 85: 454, № 86: 464, № 87: 565, № 88: 24242, № 89: 34343. № 90: 35353, № 91: 42424,  № 92: 43434, № 93: 45454, № 94: 53535, № 95: 54545, № 96: 4224224.

 

Ступени: №№ 97-100/

№ 97: 222444, № 98: 333444, № 99:444222, № 100: 444333.

 

 

 

 

Для удобства ориентирования перепишем все фигуры в порядке возрастания номера

 

№ 82: 242, волна,

№ 14: 246, трапеция,

№ 83: 343, волна,

№ 15: 345, трапеция,

№ 84: 353, волна,

№ 30: 424, бабочка,

№ 31: 434, бабочка,

№ 2:   444, прямоугольник,

№ 85: 454, волна,

№ 16: 456, трапеция,

№ 86: 464, волна,

№ 32: 535, бабочка,

№ 21: 543, паратрапеция,

№ 33: 545, бабочка,

№ 3:   555, прямоугольник,

№ 87: 565, волна,

№ 20: 642, паратрапеция,

№ 34: 646, бабочка,

№ 22: 654, паратрапеция,

№ 35: 656, бабочка,

 

№ 6:   1 234, треугольник,

№ 17: 2 345, трапеция,

№ 58: 2 424, близнецы,

№ 41: 2 442, зайчик,

№ 59: 3 434, близнецы,

№ 42: 3 443, зайчик,

№ 18: 3 456, трапеция,

№ 60: 3 535, близнецы,

№ 43: 3 553, зайчик,

№ 44: 4 224, зайчик,

№ 61: 4 242, близнецы,

№ 9:   4 321, паратреугольник,

№ 45: 4 334, зайчик,

№ 62: 4 343, близнецы,

№ 1:   4 444, квадрат,

№ 63: 4 545, близнецы,

№ 46: 4 554, зайчик,

№ 64: 4 646, близнецы,

№ 47: 4 664, зайчик,

№ 48: 5 335, зайчик,

№ 65: 5 353, близнецы,

№ 23: 5 432, паратрапеция,

№ 49: 5 445, зайчик,

№ 66: 5 454, близнецы,

№ 4:   5 555, прямоугольник,

№ 67: 5 656,  близнецы,

№ 50: 5 665, зайчик,

№ 51: 6 446, зайчик,

№ 68: 6 464, близнецы,

№ 24: 6 543, паратрапеция,

№ 52: 6 556, зайчик,

№ 69: 6 565, близнецы,

 

№ 7:   12 345, треугольник,

№ 12: 13 531, ромб,

№ 26: 23 432, усечённый ромб,

№ 19: 23 456, трапеция,

№ 88: 24 242, волна,

№ 27: 24 642, усечённый ромб,

№ 89: 34 343. волна,

№ 28: 34 543, усечённый ромб,

№ 90: 35 353, волна,

№ 91: 42 424, волна,

№ 36: 43 234, бабочка,

№ 92: 43 434, волна,

№ 5:   44 444, прямоугольник,

№ 93: 45 454, волна,

№ 37: 53 135, бабочка,

№ 94: 53 535, волна,

№ 10: 54 321, паратреугольник,

№ 38: 54 345, бабочка,

№ 95: 54 545, волна,

№ 39: 64 246, бабочка,

№ 24: 65 432, паратрапеция,

 

№ 8:     123 456, треугольник,

№ 70:   135 135, близнецы,

№ 53:   135 531, зайчик,

№ 97:   222 444, ступени,

№ 71:   234 234, близнецы,

№ 54:   234 432, зайчик,

№ 75:   242 424, тройни,

№ 98:   333 444, ступени,

№ 76:   343 434, тройни,

№ 77:   424 242, тройни,

№ 55:   432 234, зайчик,

№ 72:   432 432, близнецы,

№ 78:   434 343, тройни.

№ 99:   444 222, ступени,

№ 100: 444 333, ступени,

№ 56:   531 135, зайчик,

№ 73:   531 531, близнецы,

№ 11:   654 321, паратреугольник,

 

№ 13: 1 234 321, ромб,

№ 96: 4 224 224 волна.

№ 40: 4 321 234, бабочка,

 

№ 74: 12 341 234, близнецы,

№ 78: 14 141 414, четверня,

№ 79: 41 414 141, четверня,

№ 57: 43 211 234, зайчик.

 

№ 80: 1 212 121 212, пятерня,

№ 81: 2 121 212 121, пятерня.

 

 

 

Мы видим, что всё в мире едино. И будет трудно отделить трёхстишия от рисунков.

А теперь озвучим первые имена, интуитивно (бессознательно) уловивших красоту безударных гласных.

 

 

Очень похож рисунок безударных гласных на ступени, смотрите №№ 97-100, но составляющие ступени цифры должны быть побольше.

№ 14, 62

15=6+9

1-1-1:2-2-:—2

Седьмая туча…

В веренице зонтов

мой – розовый.

Яна Полтарак, «Поэзия», № 40, с. 267

 

И вновь Яна демонстрирует зеркальное отражение 121-121, зайчики. Однако нужны цифры побольше.

№ 62, 62

14=6+8

-1-:-2-1:1-2-1

Летний сад.

Мерим шагами

узорные тени…

Яна Полтарак, «Поэзия», № 42, с. 249

 

Рядом с «волной» попадает Евгений Плеханов, в зачёт идёт 242.

№ 90, 53

5+7=12

-2-:-3-:2-

ночью вдвоём

крона в облаках

да луна

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 42, с. 252

 

Почти «бабочка» получилась у Людмилы Кондратовой, сравните: № 36: 53135. Можно трактовать как обратный миниромб — 32123. Зачётные ромбы имеют структуры: 13531 (№ 12) и 1234321(№13).

№ 128, 63

6+11=17

-3-:2-1-2:-3-

стайка воробьёв

на плечах у чучела

бабушкин платок

Людмила Кондратова, «Поэзия», № 43, с. 252

 

Тут же – тройня Филмора Плэйса. Жаль, что маленькие цифры.

№ 157, 62

6+9=15

-2-:1-2-1:-2-1

ржавая цепь

капель барабанит

в пустую миску

Филмор Плэйс, «Поэзия», № 43, с. 255

 

Почти «близнец» Яны Полтарак 211-211.

№ 185, 62

6+8=14

-2-1:1-2-1:-1-

северный город

на глянце афиши

лунный свет

Яна Полтарак, «Поэзия», № 44, с. 244

 

№ 199, 54

5+10=15

3-:-4-:2—1

киносеанс

вспыхивает на миг

мотылёк в зале

Иван Кротов, «Поэзия», № 44, с. 245

Иван Кротов почти создал паратреугольник (перевёрнутый, отражённый), но он имеет формулу 4321 (№ 9).

 

Евгений Плеханов почти попадает в нисходящие «ступени». Но там нужны: № 99:444222 или № 100: 444333

№ 204, 62

6+9=15

-2-2-:-2-1:1-1

запах сосновой коры

домик Стругацких

на склоне

 

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 45, с. 221

 

№ 270, 53

5+8=13

1—:3-:-3-1

меня нет

ни для кого

ирисы Ван Гога

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 46, с. 249

 

Евгений Плеханов реализует зеркальное отражение (минизайчик), однако зачётные зайчики более сложные. Например, 135531 (№ 53) или 3443 (№ 42).

 

Зайчик Людмилы Грачёвой оказался скромнее зайца Евгения Плеханова (1331)

№ 290, 62

6+6=12

-1-:-2-2:-1-

млечный путь

ищет укрытие

гончий пёс

Радуга, «Поэзия», № 46, с. 251

 

В последнем номере журнала Евгений Плеханов реализует минитройню (212121).

№ 313,62

6+9=15

-2-:1-2-1:-2-1

после дождя

вода принимает

форму кувшина

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 47, с. 241

Но наши тройняшки  посложнее: 242424 (№ 75).

 

На этот раз у Яны Полтарак почти получилась «бабочка», сравните — № 39: 4321234

№ 325,63

6+11=17

2-1-:1-3-1:1-2-

воробьиный день

у старого оврага

терновник в цвету

Яна Полтарак, «Поэзия», № 47, с. 242

 

Евгений Плеханов вновь попадает в «волну».

№ 342,62

6+11=17

1-2-2:-1-:2-2-1

летят одуванчики

вот она –

материнская плата

pol_doma из Кирова, «Поэзия», № 47, с. 243

Но зачётная сложнее: 4 224 224  (№ 96).

 

И вот мы подошли, вероятно, к самой близкой сенсации.

 

№ 327,62

6+12=18

-2-1:2-1-2:1-2-1

старое фото

провожаю в плаванье

бумажный кораблик

Людмила Грачёва, «Поэзия», № 47, с. 242

 

Перед нами четверня, но состоящая из единиц и двоек. В зачётной — вместо двоек стоят четвёрки: 14141414 (№ 78). А вот, пятерня состоит только из 2 и1, так как этот вариант единственно возможный.

 

Всё вышесказанное говорит об огромных возможностях скромного жанра. В нём каждый найдёт пищу для размышления и совершенствования. Какой простор для фантазии дают одни только безударные гласные, которых иногда и знать-то не знают.

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зеленому миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах». (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки», часть II, X).

 

«31» марта 2015 г                                                                  Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий