Объявление о конкурсе смотрите – http://www.stihi.ru/2015/02/02/1101
Конкурсный сайт — http://www.haiku-konkurs.ru/, достаточно старый, уже сильно перегружен, ведёт себя как девушка на выданье. Не захотел он показывать работы этого конкурса. Тем не менее, работы я отобрал и предлагаю их для утверждения в срок до 24 часов 30 марта. Оценивал я в первую очередь содержание, поэтому прошу ещё раз проверить тексты хайбун на грамотность. Вопрос к Марине Новь: можно ли в тексте, который я направлю главному судье, указать подлинные данные?
Сложность ситуации в том, что я в принципе не доверяю чиновникам. Могу предположить, что на съезде конкурс могли лишь продекларировать. В этой связи я буду придерживаться выжидательной тактики. Если нас обманут, то объясню ситуацию Льву Константиновичу. Могут быть два варианта, либо мы проведём этот конкурс под эгидой журнала «Поэзия» как самостоятельный, либо включим в номинации текущего конкурса. Льва Константиновича я воспринимаю как душу, а чиновников – как тело. Поэтому прошу прощения у читателей и авторов за приостановку судейства 13-го конкурса. За это время постараюсь оформить дипломы и встретиться со Львом Константиновичем. Неплохо было бы проводить конкурсы композиций в жанре хайбун, скажем, с двумя-тремя призёрами. Впрочем, журнал не резиновый.
Кандидатский список призёров конкурса, посвящённого
70-летию Победы над фашистской Германией
Лучшие трёхстишия
берег Шпрее —
пошла на раскур
немецкая правда
Саша Анинский, г. Москва
большая семья —
делится тушёнкой
пленный немец
Саша Анинский г. Москва
звуки марша
под скамейкой с ветеранами
дрожащий щенок
Николай Гранкин, г. Краснодар
грудь в орденах
меняет экспозицию
фотограф
Николай Гранкин, г. Краснодар
туман над окопами —
близкий и далёкий звук
губной гармошки
Саша Анинский г. Москва
историческая реконструкция
возле полевой кухни
перепалка воробьёв
Николай Гранкин, г. Краснодар
Стук метронома.
Деда письмо и звезда
в старой шкатулке…
Яна Полтарак, г. Санкт-Петербург
новый набор —
котелки
в пушечном сале
Саша Анинский г. Москва
перекур
ластится к старшине
приблудная кошка
Дебора Мэй
блеск медалей
ступеньки к «вечному огню»
перепрыгивает мальчишка
Николай Гранкин, г. Краснодар
Брестская улица
регулировщица улыбается
экипажу тридцатьчетвёрки
Курума Такуми
укрепление —
под непрерывным огнём
мат росов
Саша Анинский, г. Москва
букет ромашек
обживается на новом месте
женский авиаполк
Дебора Мэй
новый язык —
меняет пароли
начкар
Саша Анинский, г. Москва
ковыль и полынь
на гранитных ступенях
отблески огня
Марина Новь, г. Севастополь
залпы орудий
тают в тёмной воде
пёстрые астры
Дебора Мэй
рокада
красноармеец трясётся
в полуторке со снарядами
Курума Такуми
Лучшие произведения в жанре хайбун
ЖУРАВЛИ
Друг летом отдыхал на Кавказе. В присланном им «отчёте», среди множества других, фотография памятника в Северной Осетии близ небольшого села Дзуарикау: мать прислонилась к скале, а над ней семь летящих белых журавлей. На постаменте начертаны слова: «Семи братьям Газдановым, погибшим в боях за Родину в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» Семеро сыновей было у Тасо и всех забрала война.
Моему деду досталось две войны. В одной он был военным лётчиком: летал в небе Белоруссии, был сбит, попал в плен, бежал, почти год воевал в партизанском отряде, был вывезен на «Большую землю» и опять летал. В другой – он жил… в городе Грозном.
Я видела его всего один раз. Родители привезли нас с братом на Северный Кавказ с Южного Таймыра в отпуск. Мне было четыре года, но я помню, как в один из вечеров мы с дедом начищали его ордена и медали до блеска какой-то зелёной пастой, а следующим утром шли по залитой солнцем улице с цветущими деревьями. Все встречные здоровались с нами и улыбались, а эти восхитительные штуки на кителе позванивали и слепили, когда он наклонялся ко мне.
Сейчас мы храним награды деда в шкатулке вместе с несколькими рваными кусками железа – осколками снарядов, залетевшими в окно его квартиры в первую Чеченскую кампанию.
Своим будущим детям я обязательно расскажу про их прадеда, чтобы знали и помнили. Только поймут ли, почувствуют..?
свежий цветок
всё дальше от матери
семеро журавлей
Яна Полтарак, г. Санкт-Петербург
* * * * *
Когда я был совсем маленьким, мы с мамой отправились на мою малую родину – на южный Урал в город Орск. Там жили мамин отец и старшие брат и сёстры. Дедушка рассказывал, что воевал в Первую Мировую, был в австрийском плену. Ещё до поездки я знал, что один старший брат мамы, дядя Лёня, погиб на западной Украине летом 41-го, а другой, дядя Миша, пропал без вести осенью 41-го. Впоследствии оказалось, он попал в плен. Однако вернулся живым с войны. Как рассказывал дядя Миша, он начал службу в Красной Армии весной 41-го. Войну встретил в артиллерийской полку в Белоруссии. В первый месяц попал в окружение. С боями их отряд вышел к своим. Дядя Миша спас знамя полка, был представлен к награде, но… снова «котёл» под Вязьмой. Ранение, плен, концлагерь во Франкфурте-на-Одере.
До войны дядя Миша самостоятельно научился рисовать и играть на гармони и аккордеоне. Работал на машиностроительном заводе, в клубе рисовал плакаты. Как оказалось, это ему сильно помогло. Как надзиратели в концлагере узнали, что он умеет рисовать, дядя Миша не рассказывал. Надзирателей было много, и он рисовал их портреты каждый день, за что получал на весь барак дополнительную пайку. Очень много пленных умирало от голода, а это дополнительное питание спасло ему и его товарищам жизнь.
доп.паёк на барак
военнопленный рисует
портрет надзирателя
Курума Такуми
* * * * *
Когда я был совсем маленьким, мы с мамой отправились на мою малую родину – на южный Урал в город Орск. Я с открытым ртом слушал рассказ дяди Миши о том, как он воевал в Великую Отечественную, как он был в плену, и что с ним случилось потом.
Из концлагеря во Франкфурте-на-Одере дядю Мишу перевезли в другой лагерь на севере Франции. Обслуживали немецко-фашистские военные аэродромы. Во время налёта союзнической авиации он с группой военнопленных совершил побег. Без знания языка им каким-то чудом удалось уйти от преследования и присоединиться к французским партизанам. Так он стал Маки. Воевал в Сопротивлении. Имел французские награды и звание старшего капрала французской армии. После освобождения Франции и до возвращения на Родину нужно было как-то жить. Никто просто так не кормил. И тут пригодилось умение играть на аккордеоне. Присоединился к оркестру, с которым играл в парижских кафе и ресторанах. В одном парижском ресторане посчастливилось сидеть за соседним столиком с маршалом де Голлем.
у Максима
уральский Маки играет
для де Голля
Курума Такуми
Полотно
Нам, живущим сейчас вполне благополучно, окружённым самыми разнообразными благами цивилизации — от личных авто, бытовой техники и заканчивая памперсами, разовыми платочками и специальными салфетками для протирания пыли — трудно представить жизнь наших прадедушек и прабабушек во времена Великой Отечественной войны.
Какие-то житейские моменты моим современникам и в голову не придут…
Вот что рассказала моя тётя — Баранова Лия Николаевна, в то время жившая в городе Батайске и оказавшаяся в оккупации.
«Голодно… есть было нечего… Мама оставалась с бабушкой — та сильно болела, а мы с сестрой, мне тогда двенадцать, а ей девять лет было, да с соседкой ездили на поезде в деревни вещи на продукты менять .
У соседки ребёнок был, грудной ещё. На станциях сразу бежали раздобывать воду, чтобы пелёнки малышу постирать. Проводница нам таз давала. А сушили знаешь как?
Обёртывали пелёнки вокруг тела и высовывались из вагона, держась за поручни. Поезд едет, ветром обдувает, сохнет быстро.»
Переварив про себя это сообщение (минуту… две… три…), я задала сакраментальный вопрос:
— Аа-а… вы не простужались?
Тётя Лиля усмехнулась и ответила:
— Нет. Как-то не простужались…
мерный перестук
вагонных колёс
сухое полотно
Дебора Мэй
Лучшие произведения в жанре хайга
(композиция изображения и краткостишия)
кино про войну
от моего ломтика хлеба
дочь кусает
Евгений Плеханов, http://www.haiku-konkurs.ru/works.php?hid=20454
вдова
сквозь тонкую вуаль
луч солнца
Катерина Шмидт, Германия, http://www.haiku-konkurs.ru/works.php?hid=20701
«27» марта 2015 г Игорь Шевченко
г. Дубна