архив 24.02.- 04.03.2015. Шар хайку

Шар хайку

Часть I

 

Обычное правило хайку: стараться раскрывать внутреннее через внешнее. Но ещё более высоким обобщающим принципом является стремление к шару. Из этого принципа выводятся ранее неизвестные правила, а известные – уточняются. Например, «внутреннее через внешнее». Под внутренним часто понимают душевное, переживаемое. Но мы можем пытаться заглянуть и внутрь мира, в Незримое. Тем самым мы признаём, что мы не в центре шара жизни, а на его поверхности.

С другой стороны, «да – это нет»: само хайку мы можем рассматривать как центр шара. Впрочем, центр тоже можно рассматривать как микрошар. Если система образов хайку — лучи, то они могут струиться в разных направлениях. Это явление называется вариативностью.

Итак, хайку – это как бы спускаемый нами аппарат извне внутрь мироздания. Исследователи космических объектов создают картинки через невидимые радиосигналы. Читатель хайку поЛУЧает образы через поток букв.

Теперь давайте посмотрим с этих обновлённых позиций на привычные правила написания хайку.

 

  1. Избегайте отрицаний

 

Во-первых, «да – это нет». И потом, если наш аппарат уже Там, то гадать нам не нужно, всё есть суть. Другой вопрос, что всё в мире двоично. Есть Бог и есть Диавол. Как они проявляются в хайку?

Бог – истина, правда. Когда автор создаёт хайку, он должен быть правдив, честен. Отсюда стремление к минимуму отсебятины на том основании, что мы на поверхности земного шара, а не на Луноходе.

Диавол – отсутствие лишнего, лаконизм. Красота вне мусора и грязи. Но это вопрос скорее не отрицания, а взаимодействия.

 

  1. S. Части будут строиться не по смыслу, а по наличию свободного времени. А его очень мало.

 

«24» февраля 2015 г                                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

 

Часть II

 

  1. Не употребляйте знаки препинания и заглавные буквы

 

Вообще: наличие заглавных букв и знаков препинания служит формальным признаком трёхстиший. Поэтому автор, ставя точку, как бы говорит читателю, что это не хайку, а трёхстишие. Прописную букву я воспринимаю как рождение, начало. А точку – соответственно, как завершение, смерть. Но в круге, в шаре, в точке, за пределом – нет ни начала, ни конца, ни смерти, а только жизнь. С нашей точки зрения смерть человека, это его полное исчезновение. А там, где находится наш спускаемый аппарат хайку, всё видится, вероятно, иначе, скажем, как переодевание сути человека или как переход на другую ступеньку.

С другой стороны, знаки препинания и заглавные буквы кажутся мне гвоздями или, лучше, верёвочками, которыми Мы приземляем смысловые шары. Т. е. я усматриваю в этом определённое насилие, а, значит, небольшую неестественность, искусственность.

Иногда трёхстишия формально записывают в виде хайку: из грязи – да в князи. Часто это проходит, но иногда вызывает улыбку.

 

«26» февраля 2015 г                                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

 

Часть III

 

III. Не записывайте хайку предложением

 

Предложение напоминает змея не только формой, но и символической диавольской сутью: приподнятая голова – заглавная буква, стремление всем телом касаться плоскости, последовательность проползания. На самом деле – великий подвиг запрячь вольные слова, обладающие омонимией и омофонией, в сани предложения. Змей искусно пользуется кнутом (знаками препинания), упряжью (связями слов) и колеёй (единственно правильным смыслом). Сначала этому обучились обыватели, а затем и псевдоучёные. Возникли последовательные языки змеиных наук, в которых слова стали иметь предельно узкое значение, а высказываемые мысли – однозначно пониматься всеми профессионалами.

Однако почти сразу нашлись поэты, которые устремили лучи предложений вдаль от земли к мечтам, фантазиям и поиску высшего начала. Одни светили фонариками, другие – прожекторами, совершенствовали кнут и упряжь, прокладывали неведомые колеи, но мало кому приходило в голову уподобиться маленькому светлячку, светящемуся шарику хайку.

Ведь знаки препинания – гвозди, связи слов – путы, колея – карцер. Если человек – венец творенья, и всякие там смыслы и сути – явления подчинённые, то, конечно, автор волен их гвоздить, связывать и запирать на засовы, разрешая им только перестукиваться.

Но вот вопрос, а вдруг сам человек есть производная, отражение, праправнук некоей сущности или плотного смысла? Может, усвоив правила вождения наземным транспортом, и поблагодарив первого Учителя, записаться в лётную группу, чтобы ощутить нечеловеческий полёт мысли?

 

«1» марта 2015 г                                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

 

 

 

 

 

Часть IV

 

  1. Принцип неявного перетекания

 

Важнейшим признаком змеевидного предложения является принцип последовательности и однонаправленности. В математике есть объединяющее понятие – вектор. Шар отличается не только разнонаправленностью, но и наличием вложенных и поэтому, в каком-то смысле, параллельных сфер. Таким образом, можно говорить о наличии неявных, параллельных, связях. О смысловых пирожках, о слоистости и т. п.

А значит, хайку можно рассматривать как предложение с неявными связями. Иначе, три строчки, записанные строчными буквами, представляют лишь кажущийся хаос.

Хайку лишь повторяет Мир. Есть видимость с явными связями, но есть и Мир с которым мы связаны Незримо, скажем, сном. Сон соответствует недосказанности, прилив сил после сна – смысловому вееру.

Продемонстрирую это сравнение двумя примерами.

№ 1

ночной ливень

стучит в дверь аптеки

ребенок

Сасаки Нобуцуна-Г. Г. Ксимидов-Игорь Шевченко

 

Неявны здесь больной или больная. Но то, что мы видим, можно перенести на скрытого от глаз больного. Подробный анализ в своё время был публикован в статье  Сасаки Нобуцуна (1872 – 1963) и ВКХ-3 http://www.stihi.ru/2010/11/04/430. Отмечу важное замечание Елены Евгеньевой, которая в своем комментарии к стиху

http://stihi.ru/2010/09/17/862 пишет: «Ночной Ливень — это может быть и имя. Яу — в японском означает «ночной дождь». В данном случае с точки зрения вариативности имя лучше было бы записать именно с маленькой буквы. Посвящённый в тайны жанра читатель накладывает обе картинки и восхищается гармоничностью и искажениям отражений.

 

№ 2

Знаменитое хайку Басё, в котором название местности «Старопрудие» благодаря явно распрыгавшимся лягушкам стало «старым прудом». И наоборот, старый пруд из-за кажущегося звука воды где-то поблизости вдруг предстал — как взгляд в будущее — засохшим и оставшимся лишь в названии местности «Старопрудие». Отметим, что и здесь правильнее записать «старопрудие» именно с маленькой буквы, по причине не столько вариативности, сколько для возможности лёгкого перетекания смысла.

 

Между делом мы видим, что заглавные буквы часто являются препятствием хайку-перетеканиям. И в то же время, записанные с маленькой буквы, именно эти слова становятся сильной стороной произведения.

 

Тему неявного перетекания можно рассмотреть с разных сторон. Скажем, двучастность – это пример разделения зеркалом мужского и женского начал. И в зеркале эти начала как бы неявно соединяются.

Коснусь немного религиозных подоплёк. Само хайку для меня – Троица. Как Троицу рассматривают в христианстве? Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. А где здесь Богоматерь, Та, что рождает? О Диаволе лучше вообще вслух не говорить.

У северных волхвов Троица такова: Господь, Бог и Диавол. Бог – мужское начало, Диавол – женское. Господь – их встреча, скажем, зеркало.

В каком-то смысле, скажем, по вертикали, Противником Господа является Сатана. Условно: Бог протягивает вертикальные нити, Диавол – горизонтальные, Господь – и Ткач, и полотно.

Может, я и вернусь к теме сакрального обоснования основ хайку. В своё время, 2005 году, выходя не помню с какой выставки ВДНХ (или уже ВВЦ) 69-ого павильона, где-то в углу под лестницей я случайно заметил сиротливо расположившийся книжный столик. Я подошёл, почему-то взял в руки «Праведы», полистал минут 5-10 и купил. Всё это время женщина пристально на меня смотрела и, отдав книгу в зелёной обложке, с подтекстом заметила: «Не просто так Вам досталась эта книга». Т.е. я думаю, что вряд ли мои статьи будут читать не те люди. А если и прочтут – значит, «не просто так».

Но останавливает чувство вора, а я и без этого не агнец. То во сне всё покажут и расскажут, то книгу дадут – только переписывать успевай. С другой стороны, если изложить теорию хайку по «Праведам» в полном объёме, то жанр хайку может выделиться из плоских трёхстиший и занять достойное место в культуре россиян.

 

«4» марта 2015 г                                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий