Архив 27.04.2014. К  90-летию  Маргариты  Агашиной (1924-1999)

Я вспомнил творчество поэтессы в связи с поиском российских поэтических образцов в духе танка. Уже в самых первых своих стихах, будучи студенткой Литинститута, Маргарита Агашина пытается раскрыть «человеческие темы» через картины природы.

 

*   *   *

Одна в поле греча,

а от пчел нет житья!

Одна в году встреча,

да и та не моя.

 

И песни, и речи –

не отстанут друзья.

Одна в году встреча,

да и та не моя.

1947

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 12

 

*   *   *

Ты уходишь в синий вечер…

Ветер с поля пахнет гарью,

носит семя спелой гречи,

гнет к ногам иван-да-марью.

<…>

1947

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 14

 

*   *   *

Я раздвину занавеси окон,

я все двери настежь распахну,

чтобы ты из далека-далека

увидал сейчас меня одну.

 

Пусть влетит холодный ветер в двери,

волосы и платье теребя…

<…>

1948

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 20

 

*   *   *

<…>

…Расходятся тучи; протяжно и звонко,

горласто и долго орут петухи.

А в мокрой крапиве босая девчонка

дрожит от росы и бормочет стихи.

<…>

1948

«Стихи о детстве»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 35

 

Первые стихи поэтессы весьма интересны, так как в них предельно обнажены основные принципы создания стихов.

 

*   *   *

<…>

И опять ни звука

на моей дороге.

Будет та же скука,

той же быть тревоге.

 

Той же быть кручине,

те же сны приснятся…

«Как бы мне, рябине,

к дубу перебраться?»

1947

«Снова до рассвета…»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 21

 

Бывают моменты, когда связь с природой чувствуется особенно остро.

 

*   *   *

<…>

и вчера, увидя море хлеба,

на колени став у поля ржи,

на голос,

поднявши руки в небо,

плакала

старуха

у межи.

1947

«Хлеб 1947-го»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 32

 

В дальнейшем поэтесса успешно стала использовать зарисовки.

 

*   *   *

<…>

А пока…

В общежитье уснули;

в синей кружке остыл кипяток;

пачка «Норда» и булка на стуле…

Сочиняет стихи паренек.

1951

«Начало»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 51

 

 

*   *   *

<…>

…Вот и дождь перестает,

и на улице народ,

и почтовая машина

через грязь к селу идет.

 

Замолкают тормоза.

Вдалеке шумит гроза.

На колодце сушит крылья

золотая стрекоза.

1953

«Сорок трав»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 49

 

*   *   *

<…>

И пойдут дела:

базар, уборка,

жарких сковород скороговорка,

бульканье кипящего белья.

1958

«Слово о женщине»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 101

 

А вот 14-ью годами позже.

 

*   *   *

<…>

Шестнадцать строчек… Я живу.

Дубовый лист упал в траву.

Песок остыл. Ручей продрог.

А я живу!.. Шестнадцать строк.

1972

«Шестнадцать строк об октябре…»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 187

 

На мой взгляд, Маргарита Агашина стала мастером зарисовки, после того как почувствовала силу недосказанности. Образцом я считаю стихотворение «Актриса». В нём  женщины-обыватели тайно ненавидят независимо живущую актрису. Но однажды выяснилось, что у актрисы, как и всех, было тяжёлое детство без игрушек, да и сейчас – денег на исполнение детской мечты просто нет.

 

*   *   *

<…>

у веселой витрины игрушек

я ее увидала вчера.

<…>

на людей оглянувшись несмело,

почему-то прижавшись к стене,

подозрительно долго смотрела

на огромную куклу в окне.

1955

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 98

 

Порой даже сравнения Маргарита Агашина делает предельно аккуратно. Если у Веры Марковой в предсмертном стихе Басё «сон бежит и кружит», то Маргарита Агашина смотря на памятник советским морякам пишет:

 

«И если только издали взглянуть,

то кажется – матросская тельняшка

натянута на каменную грудь».

1957

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 124

 

Вообще, если убрать сравнения и рифмы, то есть просто готовые трёхстишия для наших конкурсов «Поэзия хайку».

 

*   *   *

<…>

А на краю большой воронки,

как в чистом поле над рекой,

сидит веселая девчонка

и машет поезду рукой.

<…>

1957

«От перегона к перегону…»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 125

 

Расцвет творчества Маргариты Агашиной, на мой взгляд, начинается с 1956 года со стихов «о любви»:

 

«Так что гадать –

что не было,

что было,

надеяться:

мол, было –

так пройдет,

когда о том, что я тебя

любила, на всю Россию

Зыкина поет!»

1965

«Ах, бабье лето – слезы на полсвета!»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 125

(Речь здесь, вероятно, идёт о песне «А где мне взять такую песню?»)

 

*   *   *

<…>

Но снова утро настает!

И мне опять –

вставать не хочется

и врать, что все –

наоборот:

что я устала –

от забот,

что мне плевать

на одиночество.

1960

«Гордость»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 235

 

Многие стихи Маргариты Агашиной представляют развёрнутые танка: «С давних пор, застенчивых и милых…» (1963), «Запаздывали первые морозы…» (1971), «Осенью» (1972) и т. д.

 

*   *   *

Зачем кольцуют белых чаек?

Зачем их мучают,

когда,

не приручая – изучая,

им дарят кольца

навсегда?

 

А чайки бьются,

в небо рвутся

и все по-своему кружат.

Они и плачут,

и смеются,

но только  Волгой

дорожат!

 

…Когда бывало,

чтоб смеялась,

чтоб я

не плакала в лицо?

Не распаялось,

не сломалось

давно даренное кольцо.

Он, как прежде,

золотится.

 

Оно молчит

и говорит.

Но и кольцованная птица,

куда ей вздумалось,

летит.

1970

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 239

 

В заключение хочу вспомнить один спор Маргариты Агашиной с начинающим поэтом:

 

«Он мне сказал, —

хоть верьте, хоть не верьте, —

что <…>

строчки не дотянут до бессмертья,

на полпути к бессмертию умрут».

1974

«Парнишка, сочиняющий стихи»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 185

 

Да, время вносит свои коррективы. Например, вряд ли поэтесса могла предвидеть, что всего через 40 лет её строчки:

 

«И с утра на поле чистом

тренируют здесь не зря

голубые футболисты

голубого вратаря».

1975

«Лазурный»

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 155

 

будут восприниматься совсем иначе.

В противовес этому слова из поэмы «Мое слово» приобретают уже пророческий смысл.

 

<…>

…Вот в такие сумерки в Корее

ожила проклятая война.

<…>

Там

американские фашисты

продолжают

гитлеровский путь.

<…>

Мы не хотим,

чтоб это было снова:

дома в огне,

сожженные поля

и чтоб от крови

сделалась багровой

твоя

американская

земля.

<…>

1950

«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 277, 280-281.

 

При всём этом мне кажется, что «парнишка, сочиняющий стихи» недооценил глубину творчества поэтессы. Женская тема — это часть жизни, а соединённая с природой – жизнь вечная.

 

«27» апреля 2014 г                                                                        Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий