Я вспомнил творчество поэтессы в связи с поиском российских поэтических образцов в духе танка. Уже в самых первых своих стихах, будучи студенткой Литинститута, Маргарита Агашина пытается раскрыть «человеческие темы» через картины природы.
* * *
Одна в поле греча,
а от пчел нет житья!
Одна в году встреча,
да и та не моя.
И песни, и речи –
не отстанут друзья.
Одна в году встреча,
да и та не моя.
1947
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 12
* * *
Ты уходишь в синий вечер…
Ветер с поля пахнет гарью,
носит семя спелой гречи,
гнет к ногам иван-да-марью.
<…>
1947
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 14
* * *
Я раздвину занавеси окон,
я все двери настежь распахну,
чтобы ты из далека-далека
увидал сейчас меня одну.
Пусть влетит холодный ветер в двери,
волосы и платье теребя…
<…>
1948
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 20
* * *
<…>
…Расходятся тучи; протяжно и звонко,
горласто и долго орут петухи.
А в мокрой крапиве босая девчонка
дрожит от росы и бормочет стихи.
<…>
1948
«Стихи о детстве»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 35
Первые стихи поэтессы весьма интересны, так как в них предельно обнажены основные принципы создания стихов.
* * *
<…>
И опять ни звука
на моей дороге.
Будет та же скука,
той же быть тревоге.
Той же быть кручине,
те же сны приснятся…
«Как бы мне, рябине,
к дубу перебраться?»
1947
«Снова до рассвета…»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 21
Бывают моменты, когда связь с природой чувствуется особенно остро.
* * *
<…>
и вчера, увидя море хлеба,
на колени став у поля ржи,
на голос,
поднявши руки в небо,
плакала
старуха
у межи.
1947
«Хлеб 1947-го»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 32
В дальнейшем поэтесса успешно стала использовать зарисовки.
* * *
<…>
А пока…
В общежитье уснули;
в синей кружке остыл кипяток;
пачка «Норда» и булка на стуле…
Сочиняет стихи паренек.
1951
«Начало»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 51
* * *
<…>
…Вот и дождь перестает,
и на улице народ,
и почтовая машина
через грязь к селу идет.
Замолкают тормоза.
Вдалеке шумит гроза.
На колодце сушит крылья
золотая стрекоза.
1953
«Сорок трав»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 49
* * *
<…>
И пойдут дела:
базар, уборка,
жарких сковород скороговорка,
бульканье кипящего белья.
1958
«Слово о женщине»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 101
А вот 14-ью годами позже.
* * *
<…>
Шестнадцать строчек… Я живу.
Дубовый лист упал в траву.
Песок остыл. Ручей продрог.
А я живу!.. Шестнадцать строк.
1972
«Шестнадцать строк об октябре…»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 187
На мой взгляд, Маргарита Агашина стала мастером зарисовки, после того как почувствовала силу недосказанности. Образцом я считаю стихотворение «Актриса». В нём женщины-обыватели тайно ненавидят независимо живущую актрису. Но однажды выяснилось, что у актрисы, как и всех, было тяжёлое детство без игрушек, да и сейчас – денег на исполнение детской мечты просто нет.
* * *
<…>
у веселой витрины игрушек
я ее увидала вчера.
<…>
на людей оглянувшись несмело,
почему-то прижавшись к стене,
подозрительно долго смотрела
на огромную куклу в окне.
1955
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 98
Порой даже сравнения Маргарита Агашина делает предельно аккуратно. Если у Веры Марковой в предсмертном стихе Басё «сон бежит и кружит», то Маргарита Агашина смотря на памятник советским морякам пишет:
«И если только издали взглянуть,
то кажется – матросская тельняшка
натянута на каменную грудь».
1957
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 124
Вообще, если убрать сравнения и рифмы, то есть просто готовые трёхстишия для наших конкурсов «Поэзия хайку».
* * *
<…>
А на краю большой воронки,
как в чистом поле над рекой,
сидит веселая девчонка
и машет поезду рукой.
<…>
1957
«От перегона к перегону…»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 125
Расцвет творчества Маргариты Агашиной, на мой взгляд, начинается с 1956 года со стихов «о любви»:
«Так что гадать –
что не было,
что было,
надеяться:
мол, было –
так пройдет,
когда о том, что я тебя
любила, на всю Россию
Зыкина поет!»
1965
«Ах, бабье лето – слезы на полсвета!»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 125
(Речь здесь, вероятно, идёт о песне «А где мне взять такую песню?»)
* * *
<…>
Но снова утро настает!
И мне опять –
вставать не хочется
и врать, что все –
наоборот:
что я устала –
от забот,
что мне плевать
на одиночество.
1960
«Гордость»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 235
Многие стихи Маргариты Агашиной представляют развёрнутые танка: «С давних пор, застенчивых и милых…» (1963), «Запаздывали первые морозы…» (1971), «Осенью» (1972) и т. д.
* * *
Зачем кольцуют белых чаек?
Зачем их мучают,
когда,
не приручая – изучая,
им дарят кольца
навсегда?
А чайки бьются,
в небо рвутся
и все по-своему кружат.
Они и плачут,
и смеются,
но только Волгой
дорожат!
…Когда бывало,
чтоб смеялась,
чтоб я
не плакала в лицо?
Не распаялось,
не сломалось
давно даренное кольцо.
Он, как прежде,
золотится.
Оно молчит
и говорит.
Но и кольцованная птица,
куда ей вздумалось,
летит.
1970
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 239
В заключение хочу вспомнить один спор Маргариты Агашиной с начинающим поэтом:
«Он мне сказал, —
хоть верьте, хоть не верьте, —
что <…>
строчки не дотянут до бессмертья,
на полпути к бессмертию умрут».
1974
«Парнишка, сочиняющий стихи»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 185
Да, время вносит свои коррективы. Например, вряд ли поэтесса могла предвидеть, что всего через 40 лет её строчки:
«И с утра на поле чистом
тренируют здесь не зря
голубые футболисты
голубого вратаря».
1975
«Лазурный»
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 155
будут восприниматься совсем иначе.
В противовес этому слова из поэмы «Мое слово» приобретают уже пророческий смысл.
<…>
…Вот в такие сумерки в Корее
ожила проклятая война.
<…>
Там
американские фашисты
продолжают
гитлеровский путь.
<…>
Мы не хотим,
чтоб это было снова:
дома в огне,
сожженные поля
и чтоб от крови
сделалась багровой
твоя
американская
земля.
<…>
1950
«Агашина М. К. Избранное: Стихотворения; Песни; Поэмы», М.: Худож. лит., 1986, с. 277, 280-281.
При всём этом мне кажется, что «парнишка, сочиняющий стихи» недооценил глубину творчества поэтессы. Женская тема — это часть жизни, а соединённая с природой – жизнь вечная.
«27» апреля 2014 г Игорь Шевченко
г. Дубна