- Рассылка призов
Поздравляю всех участников с завершением серии конкурсов «Поэзия хайку – 11»! Впереди выход журнала «Поэзия», оформление дипломов и рассылка книг Льва Константиновича Котюкова и Эдуарда Валентиновича Хандюкова. Для тех, у кого почти полные собрания сочинений этих авторов, буду просить в СП новые призы.
Только что завершилась рассылка книг, дипломов и журналов победителям 10-ой серии, номера квитанций и кодов указаны на страничке http://www.stihi.ru/2014/02/20/9312. Не выслано 7 дипломов. Ими я займусь одновременно с оформлением дипломов 11-ой серии. Авторам-победителям, утаившим свои почтовые адреса, оформляться ничего не будет за исключением извинительных случаев. Могу сказать, что раньше за сокрытие имени и фамилии могли лишить права публикации. Теперь в этом смысле легче, но впредь прошу призёров сразу сообщать мне свои почтовые реквизиты. Авторы, у которых не хватит на это времени, будут обойдены и нашим вниманием. Рассылать призы за 11-ую серию планирую сразу после выхода в свет очередного номера «Поэзии».
- ЛитО
Благодарю ЛитО за своевременное предоставление материалов. Пока укажу лишь, что не все выполнили необходимые требования оформления вордовских файлов:
— форматирование по ширине,
— буква Ё с точками,
— различать дефис и тире,
— нумерация страниц сверху,
— тяжёлое фото 1-2 мб,
— новая биография.
Отступление от этих правил часто приводит к потерям или ошибкам при печати (особенно пункт первый).
Впрочем, отныне ЛитО становится конкурсным. Поэтому каждый конкурсант должен иметь в запасе тяжёлое фото, свеженькую, но небольшую автобиографию, и до 30 трёхстиший. Трёхстишия можно менять на произведения конкурсных жанров. Разрешается к публикации одно обычное стихотворение. Но не следует выходить из обозначенного выше объёма.
Новые (дополнительные) требования к оформлению материалов: трёхстишия нужно разделять одной звёздочкой, обычное стихотворение без названия – тремя звёздочками. Пять звёздочек над рубаи и танка ставить не нужно, а просто указать словом – РУБАИ или ТАНКА.
Все члены ЛитО становятся ПОЧЁТНЫМИ. Заслуга почётных в том, что благодаря их усилиям у конкурсантов появились пять журнальных разворотов ЛитО (шестой – у Александра Долина) и обилие публикуемых конкурсов. Вручённая мне премия имени Евгения Зубова также заслуга членов ЛитО и первых конкурсантов.
Однако всё течёт. Конкурсность страниц ЛитО требует нового подхода. Система попадания на страницы ЛитО проста. После публикации всех победителей формально считаются очки по системе Фибоначчи: 1м – 89 баллов, 2м — 55, 3м – 34, 4м – 21, 5м – 13, 6м – 8, 7м – 5, 8м – 3, 9м – 2, 10м – 1. В редком случае равенства баллов, смотрится количество 11 мест по всем номинациям и т. д. В случае равенства и этих показателей вопрос о победителе будет решаться редколлегией журнала «Поэзия».
- Акроконкурс
Этот конкурс решено закрыть как самостоятельную номинацию. Все акро можно ставить в соответствующие номинации. Проведённый анализ акро привёл меня к выводу, что авторские акро в большинстве своём уступают естественно сопутствующим. Опубликованные акроработы можно переместить в соответствующие конкурсы. Выделять акро не нужно, я внимательно просматриваю все работы. Сам же конкурс в рамках сайта http://www.haiku-konkurs.ru будет идти, пока о нём не вспомнят.
- Классическая танка
Первоначальный отбор кандидатов конкурса танка теперь будет на мне. Мои самые общие требования к форме:
5-6
7-10
5-6
7-10
7-10.
Идеальной формой считаю: 6-9-6-9-9 плюс минус один слог в длинных строчках. Форму 5-7-5-7-7 принимаю как крайнюю снизу, 6-10-6-10-10 – как крайнюю сверху.
Композиция идеально должна состоять из зримых образов. Желательно, чтобы внутреннее передавалось через зримое внешнее. Чувства, как автобиографии в «Поэзии», желательно время от времени обновлять. Не скучно ли перепевать японцев? Ведь есть чувства не только преходящего, но и непреходящего. Есть игра (скажем, любви и ненависти), которая выше любых догм. Юноши вспомните о полёте фантазии, когда вы добивались расположения юных особ. Девушки вспомните прекрасные платья, причёски. Посмотрите вокруг – компьютеры, Боинги, Канары…
Я противник олицетворений и в танка. Считаю, что не должны использоваться не только религиозные догмы, чем грешит японская поэзия, но и умствования вообще с их «сущностью бытия» или «только начнёшь о вечном». Для умствований есть рубаи, попробуйте силу доводов там. В танка же постарайтесь донести чувство. Говорить можно долго, поэтому дождёмся окончания конкурса, там и будет видно.
- (Японские) краткостишия
Я не знаю, как назвать эту номинацию правильнее. Восточный верлибр слишком необычно. Может, правильнее – краткостишия? Т. е. здесь место для всего, что не проходит в других конкурсах.
Требования к форме: до 7 строк, можно 8, но не в виде катренов.
Здесь можно всё, при условии, что это хорошо.
Приведу примеры из третьего тома «Истории новой японской поэзии» Александра Долина — «Грани модернизма» (СПб.: Гиперион, 2007).
Я шёл по улице
навстречу ветру.
Ветер пробивался сквозь кожу,
пробирал до костей.
А что, если под кожей у меня
из костей сделанная скрипка,
и ветер непроизвольно заставляет её петь?
«Я шёл по улице» («Боку ва аруйтэ ита…»)
Хори Тацуо – Александр Долин, с. 52
«Мой самый любимый человек –
это козлёнок» —
так написал в сочинении мальчик.
Почему-то из всех братьев
только он уродился с золотистыми глазами.
Он живёт на хуторе, в котором всего три двора,
далеко от нашей долины,
и друзей у него нет…
«Цветы и козлёнок» («Хана то яги»)
Маруяма Каору — Александр Долин, с. 58
На бумажную салфетку падают лепестки.
В лезвии ножа отражаются обрывистые горные уступы.
Бабочка залетела в вагон-ресторан.
«Весеннее путешествие» («Хару таби»)
Танака Кацуми — Александр Долин, с. 85
Примеры я привожу не для подражания, а с целью расширить горизонты. «Японские» со временем, надеюсь, исчезнут сами собой, как и в трёхстишиях.
- Хайга
Главное условие успешности – композиционность. Можете комментировать, расскажите — в чём вы видите её.
Формально нужно обязательно тяжёлое фото, иначе в редколлегии могут «не вытянуть». Можно подписывать вне поля снимка. Тяжесть нужна и для отсечения подлогов и воровства. Снимок должен быть ваш.
- Судейство
Итак, 12 серия состоит из четырёх конкурсов хайку, рубаи, танка и хайга. В хайку пять номинаций: хайку, трёхстишия, Амазония, сенрю, министишия (до 10 слогов включительно). В танка – две: классическая танка и (японские) краткостишия (до 8 строчек включительно). Главным судьёй всех номинаций конкурса танка является Александр Долин.
«27» марта 2014 г Игорь Шевченко
г. Дубна