Архив 24.05.2014. Общие принципы моего судейства конкурсных рубаи

 

 

В преддверие выхода в свет очередного журнала «Поэзия» и окончания 12-ой серии конкурсов поясню свои самые общие принципы судейства в номинации «Лучшие рубаи».

Скажу сразу, что я не воспринимаю современное хайямоведение серьёзно. И меня нисколько не тяготит незнание персидского, фарси или какого-либо другого языка. Если хватит времени, я постараюсь развить критику существующего положения вещей и изложить свой взгляд на этот жанр. Вероятно, в жанре рубаи я это сделать должен, так как в жаре танка не я являюсь главным судьёй.

Книги, которые сейчас выходят в свет, не придерживаются авторского текста российских переводчиков, они лишь перепечатывают друг друга и плодят, или новые опечатки, или новые трактовки. Интернет же представляет ещё больший беспредел.

План критики хайямоведения у меня будет примерно такой.

  1. Подвергнуть сомнению правильность курса А. Ш. Шахвердова на «стихотворные переводы». Сей порочный, с моей точки зрения, подход полностью удалил из рассмотрения переводы А. М. Белозёрского и лишил его в глазах общественности заслуженного права быть первым переводчиком.
  2. Подвергнуть сомнению вариант смыслового подхода Парамахамсы Йогананды в книге «Вино мистики» (переводчик Дмитрий Бурба вызывает уважение пониманием предмета).

III. Дать образцы невежества и огромного количества ошибок, разлитых в современных печатных изданиях.

  1. Может быть достанется и интернетовской Хайямиаде.

 

План созидательный.

  1. Обосновать детальную шкалу оценок рубаи по форме и содержанию.
  2. Опубликовать всю мою картотеку рубаи из первоисточников, понятно, в пределах авторского права. Ряд книг я уже, пусть и медленно, публикую на стихире.

 

Ниже выскажу самые общие замечания относительно содержания и формы рубаи.

 

Формально рубаи – это четверостишия с рифмовкой ааба. Желательный размер – ямб. Не буду против и других стихотворных размеров. По количеству слогов идеальным считаю следующий расклад по строчкам: 6-6, 6-6, 6-7, 6-6. Смысл рубаи – откровения Посвящённых, которые выше многих, как бы нормативных, религиозных догм, верований, и просто обывательского мировоззрения. Откровения подаются не прямо, а через ту или иную зримую систему символов в форме эмоциональной мысли, т. е. афористично. Как следствие — четверостишие понятно и интересно каждому вне зависимости от уровня понимания жизни, т. е. степени Посвящения. Сущность строк – стихии: 1-2 – твердь, 3 – (вода-огонь), 4 – воздух (афоризм). Сущность рифмы ааба: прохождение витков до и после возмущения (б) через подобные узловые точки(а), но уже на новом уровне.

 

Высшие смысловые баллы

 

Омар Хайям велик именно разработкой системы символов. Сами идеи достаточно просты и круг их, на мой взгляд, предельно узок:

— ценность настоящего, а поэтому мнимость прошлого и будущего;

— ценность души, т. е. нематериального, и дел её укрепляющих, и как следствие, мнимость материальных благ и т. п. Всё остальное – следствие.

У современных авторов есть огромное поле смысловой деятельности. Дело за малым – стать Посвящённым, и доступно транслировать нам Высшие идеи.

 

Средние смысловые баллы

 

Разработка новых систем символов, новых бытовых или языковых тем в старом русле идей.

 

Низшие смысловые баллы

 

Критика, высмеивание или призывы в русле привычных образов и мыслей.

 

Высшие формальные баллы

 

Ямб; 6-6, 6-6, 6-7, 6-6 ; ааба; вступление-интрига-афоризм.

 

 

Средние формальные баллы

 

— любой гладкий размер;

— 12 плюс-минус 4;

— ааба/аааа, без особых претензий к рифме, завязке и развязке.

 

Низшие формальные баллы

 

4 строчки и хотя бы намёк на рифму ааба/аааа.

 

Таким образом, я обозначаю три поджанра. К крайним относятся —  собственно рубаи (новизна откровения и идеальная форма) и рубаиды, где идейное содержание на грани попадания в Чужую Лужу, а форма близка к провальной. Между ними огромная область рубоидов с приемлемой формой и определённой новизной содержания. По мере судейства эти абстракции будут наполняться примерами, градациями и комментариями.

 

«24» мая 2014 г                                                                        Игорь Шевченко.

г. Дубна

Добавить комментарий