.
. 1. Конкурс юных
. Руководство альманаха добавило новую номинацию – детско-юношескую. Дети (а также их родители) могут ставить совместные произведения. Хорошо, когда детская идея оформляется взрослыми. Без этого не обходятся даже детские словари. В частности Карушина Олеся в течение нескольких лет выкладывала идеи дочери в Twitter, а затем уже обрабатывала. Таким образом, родители и руководители литобъединений должны мало-мальски владеть предметом. Карушина Олеся прислала мне порядка 20 трёхстиший, три из которых предлагаю вашему вниманию.
Барсик, останься!
Сегодня на улице
Кашалоты…
* «Кашалоты питаются кошками» – уверена Майя.
.
За столом
мама, папа и братик —
моё пелеменье.
. Это трёхстишие понравилось Алексею Зименкову.
.
О, лужи!
Любить
И не признаваться…
.
. Майя Карушина, 6 лет 8 месяцев, г. Москва
. От «луж» пришла в восторг художник Ирина Митрофанова.
. Ждём новых работ. Конкурс малышей и студентов заканчивается к 1-му августа. Присылать работы нужно на мой электронный адрес: video31@yandex.ru.
- Кто имеет право присылать конкурсные работы на мой электронный адрес?
. Прежде всего, те, кто присылает произведения в детские номинации. Это делается потому, что, как резонно заметил Александр Аркадьевич, много сора и сырого. Но мы готовы рассматривать все краткостишия, чтобы вылавливать шедевры. Кстати, первый выловленный шедевр, на мой взгляд, принадлежит судейской бригаде Первого всероссийского конкурса хайку (1998/99):
Речка замёрзла.
Русалки
Катаются на коньках.
. Алёша Киященко, 6 лет.
«РОСсИНКИ. Альманах Всероссийского конкурса хайку (1998-2010)», отв. ред. Д. П. Кудря, М.: Издатель И.Б. Белый, 2011, с. 24.
. На встречах я часто привожу этот стих как пример для малышей и их родителей. Меня спрашивают: «Если малыш – такой талант, где он сейчас, почему не пишет?». Талантливы все дети, но у одних ломается голос, у других – возникают другие интересы, третьи – не имеют возможностей и т.д. При этом, моё глубокое убеждение – современная российская школа калечит детей: убивает творческое начало и чувство достоинства. Успокаивает лишь надежда, что теоретически должны быть оазисы.
. Другая категория: авторы, не уверенные в себе и в своих произведениях. Я не отказываюсь помочь, но вся теория есть в моих статьях, детально разобраны сотни примеров нескольких конкурсов. Людмила Грачёва скрупулёзно переносит эти статьи со стихиры. Спасибо ей за этот титанический и бесконечный труд.
. Третья группа состоит из одного человека – Михаила Сапего. Он каждые три-четыре года выпускает книжку трёхстиший. В этом году – это книжка «Репей» (автор иллюстраций – Андрей Шевченко). В качестве исключения он показывает мне иногда вещицы для конкурса, а я – как исключение – позволяю стихам Михаила участвовать в текущих конкурсах. Во втором конкурсе АКЖ участвуют следующие трёхстишия Михаила Сапего:
- Номинация «Японские трёхстишия»:
* * * / из девичьего альбома, 1916 г.
канул век…
меж страниц порябевших –
клевера мощи…
- Номинация сенрю:
* * * /
мухи!.. определённо,
что-то ведомо им –
так веселЫ!..
* * * / на дачном огороде
эй, улитка,
куда собралась?..
к Фудзи?.. — так это левей…
* * * /
падают эти,
а те опадают… —
осенние листья.
- Номинация «Кот Марсель»:
ВСТРЕЧА /ж/д вокзал г. Ельца
чудо кудлатое
скалясь, виляет хвостом… —
Тузик?.. Дружок?..
НОЧНОЕ / пос. Героевка
из палисадника
на огонёк
ёж соизволил прибыть…
- Номинация «Параллелизмы»
* * * / за Великими Луками
иван-чай…
сколько видно глазам –
иван-чай по дороге домой…
* * * /
любопытный –
зарится в окна
серпик луны молодой…
. 3. «Параллелизмы» и «Чужая Лужа»
. Отвечу на несколько писем, в которых мне доказывали под разными углами зрения, что «Параллелизмы» — это не «Чужая Лужа». Конечно, ЧЛ – это, по сути, плагиат, который, конечно, почти не поддаётся доказательству, кроме признания, что в России наступила эра второго пришествия Басё и других великих авторов. Параллели – всегда должны найтись, если трёхстишие не обладает твёрдой формой, вертикальными сцепками (например, акро), обыгрыванием омонимии, использованием новой лексики и т.д. Другое дело – найти эти параллели. Это, порой, интересно, тем более, что помимо авторских многотомников на помощь готовы прийти десятки справочников и сотни словарей.
. 4. Упрощённый стиль начинающих
. Иначе – стиль досказанности. Рассмотрим конкурсную миниатюру Михаила Сапего:
ИЮЛЬ /
шёл по грибы,
а вернулся с рыбалки…
сельская жизнь.
. Перед нами сенрю, с третьей строчкой, которую можно было бы и пропустить. Конечно, я пропущу этот стих выше, пусть конкурсную судьбу произведения решает Александр Аркадьевич.
. Вот несколько более содержательная обобщающая (первая) строчка:
№ 127
неласковое море
нырнул и вынырнул
поплавок на леске
. Zurg, 2017-07-22 15:29:45
. Однако вывод должен сделать не автор, а читатель. Скажем,
№ 127
холодно
нырнул и вынырнул
поплавок на леске
. 5. Лишние глаголы
. Давно было выведено правило о высушивании глаголов. Трёхстишия – жанр существительных. Прочтите:
№ 121
смотрит собака:
на пугале в огороде
одежда хозяина
. Zurg, 2017-07-22 15:15:52
. Давайте избавимся от ненужного глагола:
собака, а рядом –
на пугале –
одежда хозяина
. Попутно выяснилось, что и «огород» – слово лишнее.
. 6. Отрицательный вектор
. Не пройдут выше произведения смачно-негативные:
№ 152
гадина
любуюсь падальной
мухой
. Shereen, 2017-07-28 11:45:50
№ 153
С сопки сошёл старый даос.
Что же ты делал сто лет?
Каждый день делал кучу…
. Евтеев А.М., 2017-07-28 12:40:22
. Трёхстишия отличаются любовью, как к своим детям. Будете вы говорить своим детям:
«Гадина, ты каждый день делаешь кучу…». Так писать есть тьма охотников, я не из их числа.
. 7. Трёхчастность
. Об этом недостатке я также много говорил. Тем не менее таких трёхстиший по-прежнему много.
№ 166
улитка
чаша Фудзиямы
лист винограда
. Shereen, 2017-07-31 12:47:26
№ 193
Шатер в бриллиантах,
Из белого золота месяц –
Бесприданница девушка
. gpachkolina@mail.ru, 2017-08-08 12:39:03
. На конкурс прислано около 600 краткостиший, может, далее помарок будет меньше.
. Игорь Шевченко
Московская область
13 марта 2018 года