Разделение жанра трёхстиший на четыре класса, многим покажется надуманной. На самом деле история развития жанра трёхстиший в Японии служит лишь подтверждением именно такой классификации: хайку, японские трёхстишия, Амазония и сенрю.
Основными жанрами трёхстиший являются хайку (мужской, первичный) и Амазония (женский, вторичный), соответствующими им отражениями – трёхстишия и сенрю.
- Сенрю
Интересно, что сначала обрели силу вторичные отражения: сенрю. Вспомним комическую школу Данрин. Нисияма Соин (1605-1682), основатель школы, смотрел в корень, когда говорил: «Исусство хайкай ставит неистинность прежде истинности» («История новой японской поэзии», А. Долин, т. 4, СПб.: Гиперион, 2007, с. 206)
- Японские трёхстишия
Следом приходит старец Басё (1644-1694), утверждая так называемые японские трёхстишия, основой которых является макото, правда жизни. Татьяна Иосифовна Бреславец в книге «Поэзия Мацуо Басё» (М.: Наука, 1981) пишет: «Следовательно, можно сделать вывод о том, что категория фуга-но макото является общей по отношению ко всем остальным, ибо критерий истинности и правдивости искусства определяет основное его содержание, достигаемое на основе фуэки-рюко, саби, каруми, сиори, хосоми. По определению Хагивара Рангэцу, данная категория основополагающая в эстетике Басё» (с. 70).
Если говорить проще, то Басё обратил внимание на правдивые трёхстишия, которые он вставил в рамку японской философии. Но у каждого народа есть своя философия. Есть не только горечь, но и сладость Бытия. Есть люди, которым неведомо чувство одиночества – они всегда в общении с Богом, с Высшими силами и т. д. Определение «японские» я ввёл, отдавая дань памяти Басё, давшему жизнь этому классу трёхстиший.
III. Амазония
Открытие женских стихов прошло незаметно. Японки издревле сочиняли танка и, немудрено, что преуспели в этом жанре, вспомним хотя бы Оно-но Комати. Для теоретиков не было ничего удивительного в том, что японки стали создавать хорошие трёхстишия. Сначала японцы проморгали открытие женской страницы в жанре танка, потом — и в трёхстишиях. Первой значимой представительницей этого направления была Тиё-ни (1703-1775).
На смерть маленького сына
О мой ловец стрекоз!
Куда в неведомой стране
Ты нынче забежал?
Тиё-ни – Вера Маркова
«Летние травы», М.: Толк, 1997, с. 218
Вспоминая умершего ребёнка
Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!
Тиё-ни – Вера Маркова
«Летние травы», М.: Толк, 1997, с. 220
Неудивительно, что для японских теоретиков, упустивших женское начало в поэзии, был полным откровением успех сборника танка «Спутанные волосы» (1901) Ёсано Акико. Этот сборник был бы рядовым, если бы японцы открыли дорогу женской правде раньше.
- Хайку
Последним шагом в теории трёхстиший был сделан Масаока Сики (1867-1902). Он первым обратил внимание на плоскость трёхстиший самого Басё. Правда Басё хороша, но банальна. И потому, по большому счёту, мало что даёт по сути.
Я дам свою интерпретацию глубинных рассуждений Масаока Сики.
В мире есть высшее начало. Оно хотя и незаметно, но присутствует везде: внутри нас и вовне. Ситуация похожа на шахматную партию. Мы видим некую позиции: вот конь, вот чистое поле. Можно ничего не видеть за просто фигурами. Именно так играют начинающие: что хочу, то и творю. Но игроки в здравом уме понимают, что за фигурами скрыт замысел, а то и целый вихрь идей. В шахматах есть позиции скучные, а есть интересные. Также и зарисовки.
Но как проникнуть в замыслы невидимого игрока? Есть только один путь – стать антенной, превратиться в озеро, в зеркало. Если мы начнём бурлить, выливать всё, что у нас внутри, мы навсегда останемся начинающими игроками.
Вот собственно и вся теория Масаока Сики.
«14» февраля 2014 г Игорь Шевченко
г. Дубна