Архив 14.01.2014. Рубаи

Часть I. Рубаи, хайку и танка

 

Всё в мире взаимосвязано. Божественная сущность человека на интуитивном уровне оставляет лишь ценнейшее.  Это относится даже к шлягерам, на скрытых смыслах текстов которых я не раз останавливался. Тем более это должно касаться базовых кирпичиков  поэтических жанров. В этой вводной статейке я лишь прикоснусь к несущественному – к форме этих жанров. Но это вторичное является отражением существенного, поэтому и заслуживает внимания.

Итак, хайку: 3 строки, 17 слогов.

– – – – –

– – – – – – –

– – – – –

Танка – 5 строк, 31 слог.

– – – – –

– – – – – – –

– – – – –

– – – – – – –

– – – – – – –

Давайте выделим строчки с пятью слогами, их четыре: две в хайку и две в танка. Удивительно, но с семью слогами их также – четыре: одна в хайку, и три в танка. Т.е., если мы выпишем короткие строчки и подцепим к ним длинные, то получим, может, не очень красивую, но стройную 12-тисложную структуру.

 

– – – – –   – – – – – – –

– – – – –   – – – – – – –

– – – – –   – – – – – – –

– – – – –   – – – – – – –

 

Но так как красота требует внешней симметрии, то подчинимся:

 

– – – – – –   – – – – – –

– – – – – –   – – – – – –

– – – – – –   – – – – – –

– – – – – –   – – – – – –

 

Проделав столь простые действия, мы получили идеал рубаи: 4 строчки с 48 слогами. Но рубаи – не идеальная система. Идеальная система — застывшая, и по этой причине развиваться и создавать что-то новое не может. Чётное является отражением нечётного. Это нечётное (хвостик) – проявление мужского начала, огня, хаоса. Это третья строчка после воды и тверди.

 

– – – – – –   – – – – – –

– – – – – –   – – – – – –

– – – – – –   – – – – – – –

– – – – – –   – – – – – –

 

Теперь, это схема рубаи. Слогов стало 49. И их можно расположить в виде квадрата 7*7:

 

–   –   –   –   –   –   –

–   –   –   –   –   –   –

–   –   –   –   –   –   –

–   –   –   –   –   –   –

–   –   –   –   –   –   –

–   –   –   –   –   –   –

–   –   –   –   –   –   –

 

Если вокруг этого квадрата описать окружность, то её длина будет равна 31 (количеству слогов в танка).

При желании можно найти и ещё много интересного даже в формах. Правда, их твёрдость идеальная. Например, она зависит от того, что, скажем, считать за единицу. Но, это все мелочи, главное, что хочется сказать от лица восточных жанров — хайку, танка и рубаи:

 

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету .

Кобаяси Исса – Вера Маркова

 

«14» января 2014 г                                                      Игорь Шевченко

г. Дубна

 

 

Рубаи

Часть II. Пятая строчка

 

Сущностный замысел рубаи многослойный или многоуровневый, который можно интерпретировать через образы Мельницы, Стихий, Среды и Середины, Пространства и Времени, Тела и Дела, Истины и Идеала, и т. д. Но, поняв один срез, можно построить и другие. Для примера посмотрим на сущность рубаи через призму Стихий.

 

1 и 2 строчки

 

Первые две строчки – твердь, прах, опора. В них царит гармония и порядок. Думаю, уместно процитировать следующее пятистишие из «Правед»:

 

Постигни: Согласие – Ничто,

Бес-силие.

Никто друг другу не мешает меру,

Все равны, с-покойны, со-существуют.

Согласие – покой Пространства.

«ПРАВЕДЫ», М.: «Белые альвы», 2005 г, с. 23

 

Крестообразная структурная симметрия (горизонтальная и вертикальная) и поэтому – чётность:

*

– – – – – –  *     – – – – – –

*  *  *  *  * * *  *  *  *  *  *

– – – – – –  *     – – – – – –

*

 

3-я строчка

 

Третья строчка – вода и огонь, столкновение чётного и нечётного:

– – – – – –(6)    – – – – – – –(7)

 

На языке «Правед» это звучит так:

 

Постигни: Несогласие – Всё,

Сила.

Все мешают меру друг другу,

Все неравны, все неспокойны, все существуют.

Несогласие – бунт Времени,

Вмешательство.

«ПРАВЕДЫ», М.: «Белые альвы», 2005 г, с. 23

 

Мощь несогласия (хаос) проявляется и в нерифмуемости:

 

Что есть Хаос, как не не-порядок,

Суть не-порядка –

От-сутствие симметрии,

Не-отражение, иначе парадокс…

«ПРАВЕДЫ», М.: «Белые альвы», 2005 г, с. 40

 

4-я строчка

Результат – творение: воз-Дух.

 

«5- строчка»

 

Внимательные читатели, понимающие сущность моего подхода на примере создания номинации «Чужой Лужи», вправе задаться вопросом, а где же та пятая ось, на которой всё вращается? А это как раз взятые вместе 4 строчки, символизирующие жизнь.

 

Но что ж тогда Один, как Общая — Пятая — Стихия?

Знамо что. Это ж Мировое Дерево,

Чьи корни — в земле,

Крона чья — в воздухе,

А между ними ток — Огонь и Вода,

Сердцевина. Жизнь.

«ПРАВЕДЫ», М.: «Белые альвы», 2005 г, с. 144

 

Я планировал написать ещё одну самую интересную часть. Скажу, что удерживает меня сказать самую суть — жанр может потерять прелесть. Я ничего не пишу уже давно и искренне радуюсь, что есть люди с задором, ищущие и вдохновлённые. Пусть будет всё как в хайку, незаконченное… Каждый может продолжить осмысление жанра в любом направлении вплоть до полного отрицания моих виршей.

Почему Омар Хайям писал рубаи? Думаю, что замысел был настолько захватывающим, что образовался вакуум, который требовал наполнения. И, конечно, он писал не для личной славы, а просто иначе не мог, как зачавшая женщина не может не родить.

 

«15» января 2014 г                                                    Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий