Архив 29.01.2014. Танка-трёхстишие без цифр

Мне продолжают идти добрые письма. Вот две цитаты из одного из них: «мне всегда была непонятна оценка поэзии с помощью расчетов и формул», «Когда есть расчет, система и формула, рождаются просто «компьютерные стихи»». Авторы выражают сожаление по причине отставки Михаила Кожина. Я, однако, думаю, что лучше потерять весь судейский корпус, чем даже один конкурс.

Предлагаю посмотреть со стороны, что ставилось на конкурс и выбиралось в лучшее. У меня на очереди разбор 44-го стиха из конкурса «акро-2». Я выделил краткий анализ этого стиха в отдельную статью, чтобы показать своё видение слабой танка, обосновать необходимость знания техники написания трёхстиший, и избежать столь ненавистных цифр (числа появятся чуть позже в черновике акро http://www.stihi.ru/2014/01/25/6610).

 

Рецепт Козьмы Прутькова

 

чтобы приготовить танка, нужно развести

в литре живительной влаги чайную ложку чувства

и, помешивая, добавлять воду по вкусу

(из навсегда утерянного)

 

 

44

Вьюнком всё летО

Едок полосатых оС

Стрижёнок в небЕ

Ненастной зимой сквозь соН

Апрельская птичья песнЬ

debora, 2013-10-05 10:16:59

 

Давайте отрешимся от акро и посмотрим на эту танка глазами хайдзина:

 

стрижи

в метель сквозь сон

апрельские крики

 

Теперь возникает вопрос, можно ли отнести к жанру танка это пятистишие? Моя позиция – нет, если его можно заменить трёхстишием. Придираться можно ко всему, честно – не знаю с чего начать. С цифрами легче – начинаешь с самых тяжёлых ошибок. Что же касается чувств эстетов, то мне трудно им угодить.

Из первых трёх строчек лишь одно существенное слово, да и оно написано с орфографической ошибкой. Уже на этом основании я бы не дал этому стиху первого места. Чувства в этом пятистишии в угоду акро и форме 5-7-5-7-7 заменены строками типа «Волга впадает в Каспийское море, но иногда — в Аральское».

«В небе» — лишнее слово, это подразумевается. Стрижи не умеют ходить, не умеют плавать. Они летают, летают быстро, а если планируют, то часик-другой  могут и поспать там, за облаками. Их жизнь — полёт.

«Едок» — звучит корявенько, лучше сказать — ловец. Стрижи летают с открытым ртом, попадётся кто, смачивается чем-то, утрамбовывается в комок, и, когда накопится достаточно бяки – глотают.

«Полосатых» — лишнее, и так понятно, что они полосатые.

«Всё» — лишнее, а, может, и неточное: прилетают постепенно, улетают тоже не все сразу. Кто-то улетает в середине августа, к примеру.

«Лето» — лишнее, так как очевидно.

Оперирование очевидными фактами — это поэзия?

Плохо сочетаются «стрижонок» и «апрельская» (не родился ещё), «стрижонок» и «песнь» (крикливые они).

После «стрижонок» нехорошо употребление слова «птичья».

Как можно это стихотворение выдвигать куда-либо. Впрочем, как я не понимаю авторов, так и меня не понимают. Что ж сказать – восхищайтесь!

По акро скажу немного. Если автор хотел показать цикл времён года, то зачем в тексте апрель? Получается, что главное акрослово «ВЕСНА» дублирует апрельскую песнь.

Теперь, честно, сами для себя внимательно прочтите пятистишие и трёхстишие и решите, что лучше. Те, кто за трёхстишие, поймут моё состояние, как организатора конкурса.

Постараюсь более не выступать с критикой на этом конкурсе, кроме как цифирками в черновике, но свой подход при судействе следующих конкурсов, надеюсь, я обозначил.

 

«29» января 2014 г                                                              Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий