Мой опыт показывает, что судейство нужно начинать с «Чужой Лужи». Необходимо знать, что было уже написано на ту или иную тему. Но, даже зная несколько подобных стихов, как выбрать из них наихудший и наилучший? При судействе конкурсных работ «Поэзии хайку — 11» я ввожу таблицу веса ошибок. Чтобы она была ощутимее, ошибочный (лишний) вес будет измеряться в килограммах.
Стихи-оригиналы в номинации «Чужая Лужа» должны быть техничнее трёхстиший конкурсантов. При этом теоретически копия может быть снята не только с трёхстишия или с пятистишия, но и с любого стихотворения и даже прозаического отрывка. При детализации веса ошибок я исхожу из того, что, на мой взгляд, технически хорошие трёхстишия те, в которых есть 10 плюсов и отсутствуют 10 минусов.
10 «+» — это
картинность, естественность, лаконизм, смысловая двучастность, ритмическая трехчастность, вариативность, безличность, бесцветность, отсутствие глаголов или они стоят в настоящем времени, положительный вектор.
10 «-» — это
отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров, вопросов, утверждений, диалогов, даже слабых рифм, смысловой досказанности, досказанных мостов в прошлое или будущее.
А теперь черновик детализации веса ошибок.
Тяжесть технических ошибок по 100 килограмовой шкале.
-100 использование высших ключевых слов хайку: «Троица», «Бог», «Всевышний», «Диавол», «Душа», «Спаситель» и т. д.
-99 использование ключевых слов хайку: «вера», «надежда», «любовь», «жизнь», «смерть», «добро», «зло», «воля», «свобода», «истина», «идеал», «рай», «ад»;
-98 использование низших ключевых слов: «знание», «сознание», «настоящее», «прошлое», «будущее», «грех», «благодать» и т. д.
-97 скрытая игра религиозными символами;
-96 чёрный юмор,
-95 оперирование невещественным,
-94 назидание,
-93 обращение, побуждение,
-92 афоризм,
-91 пословица,
-90 олицетворение, персонификация,
-89 строгая рифма,
-88 двойное отрицание «не-не»,
-87 отрицание и косвенное отрицание «не»+«без»
-86 рифма,
-85 отрицание «не»,
-84 утверждение,
-83 обобщение,
-82 объяснение, пояснение, рассуждение, размышление
-81 монолог,
-80 загадка,
-79 вопрос,
-78 поговорка,
-77 исповедование,
-76 сообщение,
-75 общеизвестные факты,
-74 одноопорность,
-73 диалог,
-72 лишнее слово или словосочетание,
-71 орфографическая ошибка,
-70 формальная игра антонимией,
-69 формальное обыгрывание устойчивых выражений,
-68 формальная игра близких по значению слов (слов второго порядка),
-67 смешанная игра – ОСА (омонимия, синонимия, антонимия и др.),
-66 смысловая ошибка,
-65 слабая рифма, звуковое украшение,
-64 косвенное отрицание «без»,
-63 смешение времён,
-62 скрытый отрицательный вектор,
-61 двусмысленность,
-60 обыгрывание устойчивого словосочетания (выражения) или его части,
-59 пересечение значений двух и более слов,
-58 игра синонимией или омонимией;
-57 скрытое оперирование невещественным,
-56 скрытое назидание,
-55 скрытое обращение или побуждение,
-54 скрытый афоризм,
-53 скрытая пословица, иносказательные трёхстишия,
-52 скрытое олицетворение, персонификация,
-51 скрытое утверждение,
-50 скрытое обобщение,
-49 скрытое объяснение, рассуждение,
-48 скрытый монолог,
-47 скрытая загадка,
-46 скрытый вопрос,
-45 скрытая поговорка,
-44 скрытая исповедь,
-43 скрытое сообщение,
-42 скрытое обыгрывание синонимии, омонимии или устойчивого выражения,
-41 использование для сравнения союзов «как», «словно», «точно», «как будто» и т. д.,
-40 метафоричные трехстишия, бессоюзное сравнение,
-39 фантастические, сказочные трёхстишия или строчки,
-38 игра словом, цветом, звуком, запахом,
-37 суперплотность,
-36 матрёшечность,
-35 поворотные, калейдоскопические и возвратные сенрю,
-34 смысловая ОСА (общая строчка, словосочетание или слово),
-33 неэкономичность,
-32 рубленность,скрытая двусмысленность;
-31 скрытая пересекаемость значений двух слов, скрытая двусмысленность,
-30 общее после конкретного,
-29 досказанность (разжёванность),
-28 структурная симметричность,
-27 скрытая игра словом, цветом, запахом,
-26 скрытое сенрю,
-25 двуопорный такын,
-24 одноопорный такын,
-23 «русские», в которых второй план «забивает» первый,
-22 скрытая метафоричность (хайрю),
-21 мини-оды,
-20 мини-танки, настроенческие и эстетические,
-19 скрытые мини-оды,
-18 скрытые мини-танки,
-17 трассы, последовательность действий ,
-16 игра структурной симметричностью, частичная структурная симметричность,
-15 многожанровость,
-14 скрытый трасс,
-13 присутствие автора,
-12 жанровые и сопоставительные,
-11 объёмные сенрю,
-10 исторические,
-09 лилии и коаны,
-08 динамические,
-07 скрытое присутствие автора,
-06 скрытая досказанность,
-05 скрытые жанровые и сопоставительные,
-04 скрытые исторические,
-03 скрытые лилии и коаны,
-02 скрытые динамические,
-01 безобидное использование буквы «е» вместо «ё»,
+10 четвёртая строчка,
+25 ассоциативная гармония опор,
+35 скрытая ассоциативная гармония опор,
+50 смысловой веер.
Не все термины понятны, но, во-первых, эта таблица для меня, во-вторых, многое будет видно из моих комментариев при конкретном оценивании стихов. На данный момент – это черновик, который может незначительно измениться к концу судейства. Для лучшего понимания особенностей жанров я постараюсь в некоторых случаях сравнивать хайку с танка. Замечу, что в целом танка находятся в заведомо худшем положении с точки зрения критики хайку. Итак, предлагаю ощутить инструментарий на конкретных шести примерах. По мере того, как у меня будет появляться свободное время, список будет пополняться. Так что периодически заглядывайте!
КАНДИДАТЫ В ЧУЖУЮ ЛУЖУ
******************************* I МЕСТО + 300 *******************************
418
Кружатся в танце
снежинки в пачках белых —
балет предзимний…
Kokoro, 2013-11-30 16:30:26
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) «кружатся в танце снежинки» — олицетворение – 90 кг,
2) «снежинки в пачках белых» — олицетворение — 90 кг,
3) «балет предзимний» — объяснение, разъяснение — 82 кг,
Итого, – 262 кг.
премьера балета
кружат у входа
осенние листья
ketschmidt, Германия
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku.htm
Оценка оригинала:
1) скрытая метафоричность (хайрю) – 22;
2) 4-я строчка — «у входа осенние листья», на которые похожи разноцветные зонтики толпящихся у входа +10;
3) смысловой веер: укажу на тех бедных студентов, ищущих билетики, и которые не видят истинного балета осенних листьев. Возможна ассоциация с червонцами Воланда. + 50
Всего: -22 +10 +50 = +38.
Баланс: + 300 в пользу Катерины Шмидт.
****************************** II МЕСТО + 206 *******************************
387
бьёт поклоны
долговязый журавль
у колодца
Александр Савостьянов, 2013-11-21 13:41:42
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) обыгрывание устойчивого выражения («бьёт поклоны»)– 60 кг,
2) скрытое олицетворение «долговязый» — 52 кг,
3) одноопорное или однопредложное, — 74 кг,
4) скрытая пересекаемость значений всех слов с целью показать омонимию «журавля» — 31
итого, – 217 кг.
солнце в зените
судачат бабы
у журавля
Радуга
http://stihi.ru/2011/08/05/7499
1) скрытая ассоциативная гармония опор +35,
скрыто (на уровне звуков) показано сходство журавля с зениткой, солнце – разрыв снаряда (бабы – «ба-ба-ба», «тра-та-та»),
2) смысловой веер: тени войны рядом и в мирное (беззаботное) время, когда есть время посудачить, под таким углом зрения эти мгновения мирной жизни приобретают особую ценность, + 50;
3) есть недостаток, который я оцениваю как чёрный юмор — 96.
Всего: -11.
Баланс: +206 в пользу автора Радуга.
****************************** III МЕСТО + 189 ******************************
406
Так нежно глажу
тебя, мой друг бессменный —
листок бумаги…
Kokoro, 2013-11-25 16:39:22
Оценка техники конкурсного трёхстишия: оба стиха одноопорные, с присутствием автора, и обыгрывают одно и то же.
1) «так» — лишнее слово -72,
2) вторая строчка вся — обращение — 93 кг,
3) пересечение значений слов «листок» и «бумага» -59,
Итого, – 224 кг.
ладонью веду
по нежной коже любимой
книги
Игорь Шевченко, 2005
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-my11.htm
Оценка техники трёхстишия 2005 года:
1) поворотное сенрю – 35.
Баланс: +189 в пользу ИШ.
****************************** IV МЕСТО + 146 ******************************
245
белую пену
ветер несет по степи
море ковыльное
glicinia, 2013-09-21 21:03:19
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) «белую» — лишнее слово, так как пена изначально белая – 72 кг,
1) «ветер несет по степи» обыгрывание устойчивого выражения – 60 кг,
2) «белую пену» скрытая метафоричность — 22 кг,
3) чтобы всё стало на свои места приходится обратится к нижнему акро МВБ, а это — Министерство внутренней безопасности. Остаётся только догадываться, что именно варил ветер из ковыли, что им заинтересовалось столь важное ведомство, скрытое сенрю — 26 кг,
4) безобидное использование буквы «е» вместо «ё» — 1кг,
5) если была бы точка, хорошо звучала бы 4-я строчка: «по степи море ковыльное».
Итого, – 181 кг.
ковыльные травы…
до горизонта волны
на том берегу
Евтеев А.М., ПХ-10
1) скрытая метафоричность – 22 кг,
2) указание «на том» говорит о присутствии автора – 13 кг,
3) очень сильно придираясь, можно увидеть скрытое сенрю, КДН — комиссия по делам несовершеннолетних. Забрались по горло подростки в чужую ковыль, и давай нырять. Волну, видать, подняли, но, к счастью, без пены. Думаю, что более снимать не за что.
Итого: — 35.
Баланс: +146 в пользу Евтеева Алексея Михайловича.
****************************** V МЕСТО + 117 *******************************
210
ель в дождливый день
переговоры воробьев
на высшем уровне
glicinia, 2013-09-18 14:24:52
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) рифма «ель»/«день» — 86 кг,
2) «переговоры воробьёв» — олицетворение (90 кг),
3) «на высшем уровне» — обыгрывание устойчивого выражения (60 кг),
4) безобидное использование буквы «е» вместо «ё» — 1 кг
Итого, масса ошибок конкурсного трёхстишия составляет 237кг.
31.05.88
Р.Р.
на кровле высотного дома
голубь голубку топчет…
встреча в верхах.
«САПЕГА САПЕГОЙ», Михаил Сапего, СПб.: Красный Матрос, 2002 г, с. 27
Оценка техники стиха 2002 года Михаила Сапего:
1) «голубь голубку топчет…» — обыгрывание устойчивого выражения (60 кг),
2) «встреча в верхах» — обыгрывание устойчивого выражения (60 кг),
В сумме – 120 кг.
Трёхстишия по сути подобны:
1 строчка — «на высоте»: (ель, высотка),
2 строчка – жизнь птиц: (переговоры, воркуют),
3 строчка обыгрывает «верховную» омонимию («переговоры на высшем уровне», «встреча в верхах»).
Разница в весе + 117 кг в пользу Сапего.
******************************* VI МЕСТО + 84 *******************************
415
Белое поле
прочерчивает чёрным
собак упряжка…
Kokoro, 2013-11-30 16:29:06
ПИОНЫ
Муравей
Чётко вычерчен чёрным
На белом пионе.
Ёса Бусон – Татьяна Соколова-Делюсина,
«Ёса Бусон», СПб.: Гиперион, 1998, с. 79
Стихи одинаковы по сути.
Лишь две детали:
1) к «муравью» претензий нет, «белое поле» — игра омонимией -58,
2) «муравей вычерчен чёрным» — понятно, но как «собак упряжка прочерчивает чёрным»? Так на Аляске кладут асфальт? Пусть будет — скрытое сенрю – 26.
Баланс: + 84 в пользу японца и Татьяны Соколовой-Делюсиной.
******************************* VII МЕСТО + 81 ******************************
196
медаль
обратная сторона
луны
Хаки хайки, 2013-09-15 08:03:58
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) обыгрывание устойчивого выражения («обратная сторона луны») – 60 кг,
2) обыгрывание устойчивого выражения («обратная сторона медали») – 60 кг,
3) общая строчка — 34 кг,
4) скрытое копирование – 22 кг:
<…>
Долетали до луны,
Дали за любовь медали,
У медали две стороны,
Этой мы не знали
<…>
Ирина Дубцова (автор и исполнитель), «Медали» (песня)
Итого, – 176 кг.
ах, какой профиль!
обратная сторона
сковороды
pol_doma, ПХ-10
Оценка техники:
1) обыгрывание части устойчивого выражения («обратная сторона») – 60 кг,
2) сенрю — 35 кг.
Всего: -95 кг.
Баланс: +81 в пользу Евгения Плеханова.
****************************** VIII МЕСТО + 78 ******************************
Сопоставим трёхстишие автора Kokoro с танка из «Манъёсю» и «Кокинвакасю».
208
Шумят деревья:
последние наряды
срывает ветер…
Kokoro, 2013-09-16 12:20:45
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) «шумят деревья» — обыгрывание устойчивого словосочетания, — 60 кг,
2) «последние» — скрытое утверждение, — 51 кг,
3) скрытое обыгрывание омонимии «наряды» – 42 кг,
4) «срывает ветер» — обыгрывание устойчивого словосочетания, — 60 кг.
Итого, масса ошибок конкурсного трёхстишия составляет – 213 кг.
4452
<Песня принца Асукабэ>
Девы юные идут по саду,
Волоча подол одежд жемчужных,
А в саду теперь
Осенний ветер дует —
И цветы все время падают на землю…
«Манъёсю», т. 3, пер. А. Е. Глускиной, М.: «Наука», 1972, с. 314.
1) ассоциативная гармония опор: одежды дев/одежды цветов, +25 кг,
2) смысловой веер: юные души в райском саду, смерть (осенний ветер) освобождает их от тела, + 50 кг,
3) «а» — скрытое присутствие автора, — 7 кг,
4) «теперь» — лишнее слово – 72 кг,
5) «всё время» — лишнее словосочетание – 72 кг,
6) большое пересечение слов «падают» и «на землю» — 59 кг.
Всего: — 135 кг.
Баланс: +78 кг в пользу принца Асукабэ и Анны Глускиной.
297 Сложил, намереваясь отправиться собирать осенние листья в Северных горах
Где-то в горной глуши,
недоступные взорам прохожих,
облетают с дерев
мириады листьев багряных,
став парчовым нарядом ночи…
(Ки-но Цураюки)
«Кокинвакасю»: Собрание старых и новых песен Японии, т. 1, свитки I-VI,
пер. со старояп. и предисл. А. Долина, М.: «Радуга», 1995, с. 140.
1) «мириады» и «багряных» указывают на скрытое присутствие автора — 7 кг,
2) игра цветом «багряных»-«парчовым» — 38 кг,
3) «облетают с дерев мириады листьев» — неэкономично, будем считать, что слова «облетают листья» и «с дерев» имеют пересечение значений, — 59 кг,
4) утверждение «став парчовым нарядом ночи» — 84 кг.
5) смысловой веер: в мире умерших («где-то», «недоступно взорам») отлетают с тел прекрасные души. Они украшают, но «недоступно взорам», даже нелюбимую людьми смерть, которой, может, и нет в обычном понимании, + 50 кг.
Всего: — 138 кг.
Баланс: +75 кг в пользу Ки-но Цураюки и Александра Долина.
Ветер осенний
платье из листьев сорвал
с белой березы
amaliya, 23.05.11 12:48
****************************** IX МЕСТО + 68 *******************************
206
Лист пожелтевший —
весь в пятнах и изломах.
А был зелёным…
Kokoro, 2013-09-16 12:07:43
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) одноопорность («лист») — 74 кг,
2) «весь» — лишнее слово — 72 кг,
3) смешение времён («весь в пятнах» и «был») – 63 кг,
4) утверждение «а был зелёным» — 84 кг,
5) скрытое присутствие автора в слове «весь» меркнет из-за явного присутствия в утверждении, поэтому вес не добавляю, а лишь указываю.
Итого, масса ошибок конкурсного трёхстишия составляет – 293 кг.
осенние листья
ещё зелёные
линии жизни
ketschmidt, Германия
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket7.html
Оценка техники трёхстишия ketschmidt:
1) общая строчка – 34 кг,
2) смысловая ошибка, на которую указал Михаил Кожин «линии жизни желтеют первыми» – 66 кг,
3) слабая рифма: «ещЁ зелЁные», «лИстья/лИнии жИзни» – 65 кг,
4) обыгрывание устойчивого выражения – 60 кг,
Всего: — 225 кг.
Баланс: + 68 кг в пользу Катерины Шмидт.
******************************* X МЕСТО +47 *******************************
99
роза в петлице
прикольный тип
ketschmidt, 2013-08-20 02:47:49
Оценка техники конкурсного двустишия:
1) пояснение «прикольный тип», -82.
с днём рожденья! –
в петлице у пугала
красный вьюнок
Александр Врублевский
«Наш год», сост. Феликс Тамми, СПб.: «Издательство Русь», 2005, с. 84
Оценка техники трёхстишия Александра Врублевского:
1) сенрю, -35.
Баланс: +47 в пользу Александра Врублевского.
*****************************************************************************
ЗА ЧЕРТОЙ ПРИЗЁРОВ «ЧУЖОЙ ЛУЖИ»
****************************** XI МЕСТО + 42 *******************************
105
вот бы её на запаску! —
луна на обочине
кубрик, 2013-08-21 18:26:23
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) сенрю, — 35.
три колеса
всё ещё крутятся
Лена Талаева
«Хайкумена-2», М.: ЛЕТНИЙ САД, 2004, с. 67
1) объёмное сенрю, — 11, включающее картинки земные (машины, велосипеды), небесные (луна, солнце), космические и их комбинации;
2) смысловой веер, +50, круговорот всего в природе, колесо страсти, гнева и неведения, (или неведения, вожделения и привязанности), колесо перерождений, полная луна – символ освобождения от страданий сансары, символ нирваны, есть что развивать во все стороны видимого и невидимого.
3) есть скрытая двусмысленность (колёса — таблетки), — 32.
Итого: +7.
Баланс: +42 в пользу Лены Талаевой.
****************************** XII МЕСТО + 40 ******************************
128
солнечное утро
вижу насквозь
гроздь винограда
Николай В., 2013-08-31 13:26:39
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) -65 слабая рифма, звуковое украшение: «насквозь гроздь»,
2) -59 смысловое пересечение слов «солнечное» и «вижу насквозь гроздь»,
3) явное присутствие автора: «вижу», — 13.
Итого, – 137.
469
соседский забор
просвечиваются на солнце
виноградные гроздья
Мила, ПХ10
Оценка техники трёхстишия Милы из 10-го конкурса:
1) -59 смысловое пересечение слов «просвечиваются» и «на солнце»,
2) скрытая двусмысленность, -31: гроздья далеко, «на солнце»,
3) -07 скрытое присутствие автора: «соседский».
Итого, – 97.
Баланс: +40 в пользу Милы.
Мой вариант совсем слаб, но в тему.
Палец прислонил
к лампочке фонарика.
Как прозрачен он.
Игорь Шевченко, «Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 342
***************************** XIII МЕСТО + 17 ******************************
222
свежий воздух
закрывает окна и двери
сквозняк
glicinia, 2013-09-18 14:39:33
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) пересечение значений двух слов: «свежий воздух» и «сквозняк» — 59кг,
2) общая строчка — 34 кг,
3) олицетворение: «свежий воздух закрывает окна и двери» (90 кг),
4) олицетворение: «закрывает окна и двери сквозняк» (90 кг),
Итого, масса ошибок конкурсного трёхстишия составляет 273кг.
гоняем чаи на веранде
сквозняк бросает в озноб
дверной колокольчик
Алексей Грохотов, 2005
«ЮККИ», Алексей Грохотов, сост. М. Кожин, СПб.: КРАСНЫЙ МАТРОС, 2012, с. 45
Оценка трёхстишия 2005 года:
1) «гоняем чаи» — скрытое обыгрывание (гоняем кровь) или использование устойчивого выражения – 42 кг,
2) общее словосочетание «бросает в озноб» — 34 кг,
3) «сквозняк бросает в озноб» — олицетворение (90 кг),
4) «бросает в озноб дверной колокольчик» — олицетворение (90 кг),
Итого, масса ошибок оригинала составляет 256кг.
Разница в весе + 17 кг в пользу трёхстишия Алексея Грохотова.
В качестве хонкадорной пары я бы рассматривал следующее трёхстишие:
внезапный сквозняк…
ускорились за вязаньем
пожилые руки
Мария Леви
«РОСсИНКИ», М.: Издатель И. Б. Белый, 2011. с. 59
****************************** XIV МЕСТО + 17 ******************************
236
Промозглым утром
все ёжатся в тумане –
дома и люди…
Kokoro, 2013-09-20 13:15:29
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) «все» — лишнее слово – 72 кг,
2) одноопорное или однопредложное — 74 кг,
3) «ёжатся дома» — скрытая метафоричность – 22 кг.
Итого, – 168 кг.
492
Штормит в заливе.
У парапета чайки
тоскливо жмутся…
Kokoro, 2013-12-14 17:52:10
Ещё одна копия того же автора своего собственного стиха. Здесь «жмутся» кричащий омоним, который можно понять и так: взрослые так голодны, что едят сами, не давая детям. Акро «шут» — о шторме, на мой взгляд, к месту.
Снежная буря.
Меж киосков коробки
жмутся друг к другу.
Игорь Шевченко, «Опоры моста», М.: «Наталис», 2005, с. 408
Оценка техники моего трёхстишия:
1) «жмутся коробки» — олицетворение – 90 кг,
2) слабая рифма (оо,уууу) или звуковое украшение — 65 кг,
Итого, – 155 кг.
Баланс: +13 в пользу ИШ.
****************************** XV МЕСТО + 8 *******************************
217
ветер навстречу
дочка на самокате
в сосновом бору
glicinia, 2013-09-18 14:33:38
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) 4-я строчка: «Ветер. Навстречу дочка», +10,
2) частичная структурная симметричность «на-встречу» и «на-самокате» -16 кг,
3) выглянем в окно, а на дворе уже 2014 год, хайдзины давно привыкли к «акро» и «ВДВ» никого не удивишь. Но вот самокатные войска в сосновом тылу врага – это достойно восхищения. Скрытое сенрю, — 26 кг.
Итого, – 32 кг.
Далёкий гром.
Вниз по аллее едет
Малыш на самокате
Евтеев А.М., г. Москва
Оценка техники хайку Евтеева А. М.:
1) 4-я строчка «Далёкий гром. Вниз по аллее едет» +10 кг,
2) ассоциативная гармония опор: громыхание самоката ~ ворчание самодвижущихся туч, +25 кг,
3) можно придраться к смысловому пересечению слов «вниз» и «едет»: — 59 кг,
всего: -24
Баланс: +8 в пользу Евтеева Алексея Михайловича.
******************************* XVI МЕСТО + 1 ******************************
1
Полдень.
Виснет бельё во дворе
Под дождём
Евтеев А.М., 2013-07-17 21:44:56
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) 4-я строчка «полдень виснет», +10 кг,
2) частичная пересекаемость слов «виснет» и «под дождём» — 59 кг,
3) в глаголе «виснет» я усматриваю скрытое присутствие автора – 7 кг,
4) «под» — правильнее писать с маленькой буквы.
Итого, масса ошибок конкурсного трёхстишия составляет – 56 кг.
дом на отшибе
висит на верёвке
детское бельё
Николай Гранкин,
«Поэзия», № 2, 2013 г, с. 239
Оценка техники трёхстишия Николая Гранкина:
1) если бы стояла точка в конце верхней строчки, то была бы замечательная 4-я строчка «дом на отшибе висит» как бы на верёвке, теперь же автор имеет сразу два минуса:
а) режут слух два «на»: частичная структурная симметричность -16 кг,
б) фантастические строчки «дом на отшибе висит на верёвке» — 39 кг.
Всего: -55 кг.
Баланс: +1 в пользу Николая Гранкина.
Хонкадорное гнездо образуют следующие три трёхстишия:
солнечно –
на бельевых верёвках
чистый снег
Константин Микитюк
«Колени в облаках», «Memories», 2006 г, с. 42
целый час
сохла луна
среди маек
Wowwi-Росс Кларк (Австралия), 2007
«Хайкумена-3», М., 2007, с. 265
двор опустелый
на веревке колышется
пара прищепок
philmore, 2013, ПХ10
Весенний ветер…
приплясывает на прищепках
юбка старухи
Юрий Рунов
«Сквозь тишину», СПб.: «Красный матрос», 2006 г, с. 160
******************************* XVII МЕСТО -5 *******************************
290
тают сосульки
капелька солнца стекла
дочке в ладошку
Александр Савостьянов, 2013-10-08 14:17:45
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) «капелька солнца» и законченность действий «стекла» и «свесилась» не оценивается как общая часть обоих стихов – 0,
2) игра омонимией слова «стекла» – 58,
3) смешение времён «тают» и «стекла» – 63,
Итого, – 121 кг.
свесилась из окна
капелька солнца
pol_doma, ПХ-8, 459
Двустишия находятся в заведомо уязвлённой позиции:
1) одноопорное – 74,
2) «свесилась» — скрытое олицетворение, — 52.
Итого, – 126 кг.
Баланс: +5 в пользу конкурсанта Александра Савостьянова!
***************************** XVIII МЕСТО -56 ******************************
235
Незваным гостем
стучит в окно под утро
осенний ливень…
Kokoro, 2013-09-20 13:15:07
Оценка техники конкурсного трёхстишия:
1) обыгрывание части устойчивого выражения («незваный гость»)– 60 кг,
2) бессоюзное сравнение (гость~ливень) — 40 кг,
3) одноопорное или однопредложное, — 74 кг,
Итого, – 174 кг.
Какой-то стук за окном
Не ко мне ли гости
Падают капли дождя
«Свиток ассоциаций», Андрей Соболев, ИКА «Тайм-аут», Спб, 1992 г, с. 14
Оценка техники трёхстишия 1992 года:
1) размышление -82 кг,
2) лишнее слово «какой-то» — 72 кг,
3) трасс, последовательность действий — 17 кг,
4) пересечение значений слов «падают капли дождя» — 59 кг,
всего: -230
Баланс: +56 в пользу конкурсанта Kokoro.
*****************************************************************************
«5» февраля 2014 г Игорь Шевченко
г. Дубна