Сейчас все опубликованные на сайте http://www.haiku-konkurs.ru трёхстишия попадают в призёры по четырём номинациям: амазония, сенрю, хайку и (японские) трёхстишия. Если проводить очень грубую аналогию с человеком, то амазонии можно отвести часть ног, прикрываемых сапогами. Сенрю объемлет самую большую часть: от амазонии до лёгких человека. Область груди, лёгких и сердца – занимают японские трёхстишия. Голова соответствует хайку.
Объяснение моё таково. Амазония – ступни, самый низ относительно головы. Сенрю соответствуют понятным всем позывам: секс, еда, выгода. Японские трёхстишия говорят о возвышенных чувствах. Хайку – обладают помимо всего сакрально-смысловым веером.
Но что является скрытым стержнем, сердцевиной всех этих жанров? Положительный вектор, картинность, объективность, смысловой веер, сакральность? Что может объединять более высокое и относительно низкое?
Может, смех — во всех его проявлениях и с разных точек зрения? Амазония и сенрю явно замешаны на юморе и иронии.
Но как юмор может быть стержнем (японских) трёхстиший? Думаю, что в этом случае юмор становится тоньше и мягче. Вот примеры с последнего конкурса, где я отбирал призёров, исходя из оценок многих судей.
пока не проснулся кот…
пьём чай
из блюдечка
pol_doma из Кирова
распогодилось…
детский стульчик
красит старик
Николай Гранкин, г. Краснодар
подарок внука
чуть великовата
летняя шляпа
Николай Гранкин, г. Краснодар
Таким образом, можно считать, что (японские) трёхстишия отличаются от сенрю и амазонии лишь более высокой степенью тонкости и мягкости юмора.
И, наконец, самый трудный вопрос: как может сочетаться смысловой веер, а тем более сакральность хайку с юмором, пусть даже изысканно тонким и мягким? Думаю, что самым тесным образом, если предположить, что их читает Создатель, Творец.
перед уроком
учительница стирает с доски
слово «любовь»
pol_doma
Стереть «любовь» — это смешно, ибо «Аз есмь».
летний ливень…
в песочнице вверх дном
ведёрко
Константин Микитюк
Земля – песочница, земляне — дети, туча – ведёрко вверх дном. Мило, скажет Он.
на корявой ветке
ворон
осенний вечер
По мотивам Басё
Нельзя уничтожить жизнь! Высохла ветка, появился ворон. И так будет всегда)
Таким образом, хайку – перевёрнутое вверх дном ведёрко смеха Всевышнего, мало понятного нам, землянам, привыкшим улыбаться лишь с высоты собственного роста.
«25» мая 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна
Для журнала «Поэзия» в начале статьи сделаны уточнения.
» Сейчас все трёхстишия, опубликованные на сайте http://www.haiku-konkurs.ru, где проходят конкурсы журнала «Поэзия», попадают в призёры по четырём номинациям: амазония, сенрю, хайку и (японские) трёхстишия. Если проводить очень грубую аналогию с человеком, то амазонии можно отвести часть ног, прикрываемых сапогами. Сенрю объемлет самую большую часть: от амазонии до лёгких человека. Область груди, лёгких и сердца – занимают японские трёхстишия. Голова соответствует хайку.
Объяснение моё таково. Амазония – ступни, самый низ относительно головы. Важнее, что они ближе к Земле. Земля и Женщина рожают и отражают. Без них не было бы жизни. Сенрю соответствуют понятным всем позывам: секс, еда, выгода. Японские трёхстишия говорят о возвышенных чувствах. Хайку – обладают помимо всего сакрально-смысловым веером. Голова ближе к небу по той причине, что это антенна, сеть».
В конце статьи привожу отзыв Александра Долина.
Из письма Александра Долина, написанного 26 мая 2013 г в ответ на эту статью: «Очень симпатично. Что мне нравится в Ваших оценках, так это безошибочно верное чутье и как бы интуитивно правильные характеристики направлений и жанров японских краткостиший».
«31» мая 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна