Я публикую письмо Александру Долину с непересекающимися основными кандидатскими списками двух судей. В комментариях каждый может указать свою лучшую десятку из представленных, а потом сравнить с мнением мэтра. Сами стихи можно не копировать, а просто перечислить К1, К5, М3, М7 и т. д.
Александр Аркадьевич!
Закончился первый конкурс «Поэзия танка»! Было прислано более 300 работ. Для сравнения: на первый конкурс хайку было подано всего 20 трёхстиший. Огромный интерес к конкурсу породил, как минимум, два подхода к оценке пятистиший. Я дал возможность отобрать и кратко прокомментировать лучшие произведения двум судьям, имена которых условно «К» и «М». И тот и другой судья выбрали по 14 лучших с их точки зрения произведений. Эти два кандидатских списка не пересекаются!
Так как единственным авторитетным в области жанра танка являетесь Вы, то хотелось бы узнать Ваше мнение о выбранных стихах, и о судье, который более соответствует Вашим взглядам на этот сложнейший жанр.
Редколлегия журнала «Поэзия» ждёт десять лучших стихов в середине августа, так как выход третьего номера за 2013 год планируется в сентябре-октябре. Количество призёров можете увеличить только Вы, если посчитаете это необходимым.
Помимо 28 основных работ, отобранных судьями и имеющих принципиальный характер, «М» приводит ещё несколько работ, интересных с его точки зрения.
Это письмо и Ваш ответ я опубликую на своей стихирской страничке, как очередной практический «урок Александра Долина».
Подходы у обоих референтов существенно отличаются друг от друга. В одном случае – левополушарное восприятие, формализованно-каноническое, в другом – правополушарное, образно-настроенческое. Ниже приведены обе подборки с раскладкой по занятым местам и с перекрёстными комментариями на отдельные произведения.
Критерии отбора.
К:
- строгая форма 5-7-5-7-7;
- двустрофность;
- смысл танка — о чем хотел сказать автор, какие передает чувства;
- в одной из строф должен быть природный образ и не должно быть автора, в другой — отношение автора к тем чувствам, что вызывает этот природный образ;
- отсутствие стилизации под Японию;
- певучесть танка;
- киго.
М:
формальные критерии (оценка за технику):
- пятистрочная форма, очень желательно 5-7-5-7-7;
- смысловая двустрофность 5-7-5 + 7-7 (менее желательно 5-7 + 5-7-7). Очень желательно, чтоб в одной из строф был природный образ, в другой – чувства, вызываемые этим образом; в качестве исключения допускаются также обе строфы либо природные, либо чувственные, но в этом случае должен присутствовать неожиданный поворот темы, диалог между строфами;
художественные критерии (оценка за артистизм):
- удачная передача настроения, удачные сочетания образов;
- свежесть, неизбитость образов;
- чистое звучание русского языка, без неуклюжих конструкций;
- ритмика стиха.
=====================================================================
Подборка К.
1.
Пшеничный колос
Зерном тяжёлым полон
В поклоне низком,
Так сердцем ожидаю
Твоих прикосновений…
Автор: Мила
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – в поклоне низком (к земле) – прикосновения 3. киго – осень конец лета) 4. содержание – соответствие образа тяжелого колоса в поклоне земле и ожидание прикосновений. 5. форма 5-7-5-7-7
после «ожидаю»лучше поставить точку.
М: И в чём же связанность поклонов и прикосновений? Поклон, тем более низкий, подразумевает некую социальную дистанцию. Прикосновения чего можно ожидать в низком поклоне? карающей хозяйской палки либо благословляющей отцовской длани, но не руки возлюбленного. И, наконец, главное: чего ждёт созревший колос? серпа жнеца! – а это образ смерти, а никак не любви. Сильно сомневаюсь, что, описывая свои переживания, автор имела в виду распостранённое в Япони двойное самоубийство влюблённых – следовательно, связь между строфами формальна и надуманна.
2.
Девушек платья
ярче бабочек пёстрых
каждой весною.
Отчего белым вишням
не нужны украшенья?
Автор: lusi_sk
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – ярче (пёстрых) – украшения 3. киго – белые вишни, бабочки (весна) 4. содержание – соответствие образа и чувств автора – девушкам нужны яркие платья, а вишням весной нет. 5. форма 5-7-5-7-7
М: В вопрос второй строфы, как сказал бы Станиславский, «не верю!» — излишний пафос, достаточно избитый образ и, самое главное, неверная постановка вопроса. Яркие бело-розовые цветы, которыми усыпаны вишни весной – те же платья для голых деревьев – и образы напрашиваются не на ПРОТИВОпоставление, а на СОпоставление. С тем же успехом можно задать аналогичный вопрос: «отчего девушкам в ярких платьях не нужны украшенья?».
3.
Восьмую весну
вишня в саду не цветёт,
клонится к сливе,
молнией поражённой.
Без тебя живу ли я?..
Автор: Курума Такуми
К: 1. двустрофность 2. связанные слова цвести – жить (полной жизнью) 3. киго – весна 4. хонкадори на известную песню 5. содержание – с потерей близкого человека нельзя жить полной жизнью (цвести) соответствие образа – чувства автора 5. форма 5-7-5-7-7
М: Во-первых, достаточно избитый образ. Во-вторых – «восьмую весну» — терпел-терпел автор восемь лет, наконец не вытерпел и разродился танка… опять же – «не верю!». В-третьих, первая строфа залезла на половину второй – и «молнией поражённой» поневоле стало ассоциироваться с автором. Ну и наконец, «Без тебя живу ли я?..» по-русски звучит весьма неуклюже.
4.
ранняя зорька
розовой гостьей в окно
тянется мальва
нежным румянцем горит
от поцелуев лицо
Автор: ketschmidt
К: 1. двустрофность 2. связанные слова зорька-розовой-румянцем 3. киго – мальва (лето) 4. содержание – соответствие образа и чувств автора – смущение от поцелуя – ранняя зорька и мальва. 5. форма 5-7-5-7-7
недостаток слабая рифма окнО-лицО
5.
Порой осенней
Деревья листья дарят
Земле любимой
И мы душою нежно
Друг друга согреваем…
Автор: Мила
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – листья дарят земле – согреваем друг друга 3. киго – осень 4. содержание – соответствие образа и чувств автора 5 форма 5-7-5-7-7.
М: 4-й критерий референта К: «в одной из строф должен быть природный образ и не должно быть автора» — здесь же «Деревья листья дарят Земле любимой» — авторские уши (земле любимой), сдобренные олицетворением (деревья дарят), торчат в полный рост. И снова связь между строфами достаточно формальна и надуманна, а «душою согреваем» — избитый образ.
6.
Костра ночного
Бесчисленные искры
Всё выше к звёздам
От дуновений ветра
Не жизнь ли моя гаснет?..
Автор: Kokoro
К: 1. двустрофность 2. связанные слова искры – гаснет 3. киго – нет 4. содержание – искры гаснут в вышине и также моя жизнь гаснет? 5. форма 5-7-5-7-7
М: В первом прочтении складывается впечатление, что автор сравнивает свою жизнь с гаснущими искрами костра. Но от дуновений ветра костёр только разгорается и рождает новые искры, которые гаснут оттого, что остывают в вышине, оторванные от родной стихии. Отсюда фальшивые нотки в сравнении. Можно предположить, что автор не сопоставляет себя с костром, а противопоставляет ему – ветер забирает искры с жизненной силой – но в этом случае образ достаточно надуман, к тому же к нему сложно пробиться через первоначальные, естественные ассоциации.
7.
Ветра порывом,
Ветка сирени в окно
Тихо стучится.
Знаю, что думаешь ты
О нашей встрече тайком…
Автор: Мила
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – тихо-тайком 3. киго сирень (весна) 4. содержание – соответствие образа (ветка сирени в окно) и чувств автора – некто мечтает о встрече с ним (ней). 5. форма 5-7-5-7-7
недостаток не нужна запятая после «порывом»
М: «стучится порывом» — в этих строчках проявляется формальность подхода к танкосложению: видно, что автор придумывала, а не наблюдала. Уж что-нибудь одно – либо «порывами ветра», либо «стукнула ветка».
8.
Жаркое лето,
Сохнет трава и листва
Серою пылью,
Но не иссякнет родник
Чувств моих, милый, к тебе…
Автор: Мила
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – сохнет, пыль – не иссякнет родник 3. киго – лето 4. содержание – в жаркое лето всё сохнет, пыль, но чувства не иссякают 5. форма 5-7-5-7-7
после «серой пылью» лучше поставить точку.
М: «сохнет серою пылью» — ну не по-русски звучит! к тому же вновь избитость образов.
9.
Жёлтую листву
оставляет берегу
тихая волна.
В сердце храню частички
ушедших в белых плащах.
Автор: Курума Такуми
К: 1. двустрофность. 2. связанные слова – оставляет-ушедших, листья-частички 3. киго – желтые листья (осень) 4. содержание – волна оставляет листья на берегу и уходит в небытие – в нашем сердце остаются воспоминания об ушедших в небытие близких людях. 5. форма 5-7-5-7-7
недостаток – двойное прочтение бЕрегу-берегУ
10.
ирисов пора
песни кукушек слышны
весь день напролет
но разве можно грустить
о весне вспоминая
Автор: Мицунари Ганзи Цу
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – цветы ириса, песни кукушек – не время грустить 3. киго — начало лета 4. содержание – кругом цветут ирисы, поют кукушки – разве можно грустить о весне? 5. форма 5-7-5-7-7
М: 5-й критерий референта К: «отсутствие стилизации под Японию» — здесь же ирисы и кукушки – едва ли не самые излюбленные японские образы. Хотя для меня этот критерий не обязателен. Но вот риторический вопрос про грусть я считаю навязыванием авторской точки зрения, что в танка недопустимо. Грусть о весне, об ушедших днях беззаботного отрочества – вполне уместное чувство, и никакие ирисы с кукушками не могут ему помешать. Кроме того, все образы – вторичны.
11.
Закладка в книге
Белеет померанцем
Листок бумаги
Кому письмо писала
Уже давно забыла…
Автор: Kokoro
К: 1. двустрофность (чуть ухудшает двойное прочтение второй строки – то ли закладка белеет то ли листок бумаги) 2. связанные слова – закладка- забыла (закладка чтобы не забыть, но «забыла» — память девичья) 3. киго – весна – цветок померанца (белого цвета) 4. содержание – образ – закладка из цветка померанца в книге – кого нужно было не забыть автор тем не менее забыла – ирония над собой 5. форма 5-7-5-7-7
недостаток: лишнее уточнение – белая бумага, белый цветок померанца (плод – оранжевого цвета), двойное прочтение Уже-ужЕ
12.
с бликами солнца
в мягких тычинках цветка
вибрирует шмель
радуясь летнему дню
вспомнила детство своё
Автор: ketschmidt
К: 1. двустрофность 2. связанные слова цветок – летний день 3. киго – либо весна либо лето (неясно какой цветок) 4. содержание – автор передает свои чувства от детства летом через образ шмеля в в цветке. 5. форма 5-7-5-7-7
13.
Листья под снегом
треплет растерянный грач,
зёрнышки ищет.
Рук твоих нежных тепло,
где я смогу отыскать?
Автор: lusi_sk
К: 1. двустрофность 2. листья под снегом – тепло рук (под снегом теплее) 3. киго — снег (зима, возможно начало) 4. содержание – соответствие образа (грач ищет) автор спрашивает себя где отыскать тепло рук. 5. форма 5-7-5-7-7
недостаток – почему грач растерянный? повтор ищет-отыскать
14.
В дымке тумана
Спряталось море с утра
Скалы исчезли
Даже не знаю теперь
Может, тебя тоже нет?..
Автор: Kokoro
К: 1. двустрофность 2. связанные слова спрятались-исчезли – тебя нет 3. киго – туман (осень либо лето) 4. содержание – соответствие образа и чувств автора – в тумане всё пропало – и даже тот (та) к кому обращается автор. 5. форма 5-7-5-7-7
недостаток прошедшее время в первой строфе
М: «в дымке тумана» — своеобразная тавтология. «Даже не знаю теперь Может, тебя тоже нет?..» — достаточно неуклюжая конструкция.
=====================================================================
Подборка М.
1.
настой полыни
запах кожи на солнце
и теплый ветер
так далеко унесли
волны воспоминаний
Автор: Мицунари Ганзи Цу
2.
веточка ивы
тонко коснулась лица
нить паутины
в каплях холодной росы
тёплой слезою печаль
Автор: ketschmidt
3.
седым языком
снег на крыше слежался
сползти не спешит
вместо страсти остывшей
крепкого чая глоток
Автор: Микто
К: 1. две строфы, но нет двустрофности, не связи 2. связанные слова – снег – остывшей (?) 3. киго – зима или начало весны (?) 4. содержание – снег не спешит(?!) сползти с крыши и потому автор делает глоток крепкого чая (чай холодный или горячий?) – крепкий чай не значит горячий, вместо остывшей страсти 5. форма 5-7-5-7-7
недостатки: снег СЕДЫМ ЯЗЫКОМ(?!) (БЫВАЕТ СЕДОЙ ЯЗЫК?) олицетворение снега – не спешит сползти (снегу обычно всё равно), снег слежался (лежал, лежал и слежался)
М: Ну а какой же язык у снега? не фиолетовый же! Да будет известно критику, что есть устоявшийся геологический термин – «язык ледника» (а ледник – это и есть слежавшийся за многие века снег). И очень удачно проведена параллель между природой и внутренним состоянием автора за счёт фрактальности образов: раньше в жизни автора были величественные горы с ледниками, сейчас – лишь крыша со старым снегом, раньше – сила страсти, сейчас – горькое послевкусие, как после крепкого чая – и автор крепится душой, чтобы его пережить. Подобному состоянию присущи погружённость внутрь, некоторое оцепенение, статичность – что переносится вовне — «сползти не спешит» (возможно, с формальной точки зрения такой перенос – минус, но с ассоциативной – вполне оправдан).
4.
В луже весенней
воробьи расплескались,
звонко хохочут.
Как легко я сегодня
прощаю твою нелюбовь.
lusi_sk
К: 1. двустрофность 2. связанные слова – нет 3. киго – весна 4. содержание – воробьи плещутся в лужах, автор легко прощает нелюбовь – нет связи между строфами. 5. форма 5-7-5-7-8
недостаток: воробьи не хохочут – олицетворение.
М: А может как раз хохочут – кто их, воробьёв, знает! «Как легко я сегодня прощаю твою нелюбовь» — образ живой и искренний. Связь между строфами самая непосредственная: весна – обновление природы – и обновление чувств, утраченных за зиму. Очень точно схвачено настроение. Мне эта танка видится последовательным продолжением предыдущей – про «снежный язык» (несмотря на то, что авторы разные).
5.
(… когда легли вокруг непроходимые снега … вспоминая Сайгё…)
как же спокойно
спят по колено в снегу
сосны на склонах
только шепните мне – жив
в хижине горной поэт
Автор: Мицунари-но Масё
К: 1. две строфы, но нет между ними связи, нет двустрофности. 2. связанные слова – нет 3. киго – зима 4. содержание – сосны спят по колено в снегу? у сосны есть колено? 5. форма 5-7-5-7-7
недостатки: метафора в в строфе, где природный образ (спокойно спят сосны), удивление автора в этой же строфе (как же) – в этой строфе автора быть не должно.
эпиграф о Сайгё
рифма: спокойно-склоны
излишняя красивость
М: Танка проникнута настроением и читается на одном дыхании – из-за этого прощается даже некоторая вольность образов, вроде колен у сосен. Насчёт метафор и авторского присутствия – не так ли давно критик восхищался танка, в которой «Деревья листья дарят земле любимой»? В отличие от той танка, здесь присутствие лёгкое и ненавязчивое, что, по большому счёту, за недостаток я не считаю, т.к. им создаётся целостное настроение. А блохоискательство рифм в таких словах как спокойно-склонах, извиняюсь, в чём-то сродни паранойе.
6.
Туманы стелет
По дальним тропам вечер
Трещат сороки
Не ты ль идешь пролеском
Со мною звезд дождаться?..
Автор: Kokoro
7.
Зима уходит.
Измученный снегами
Молчит поселок.
Ажурной тишиною
Устала любоваться…
Автор: Kokoro
8.
Открытый ветрам
Дома холодный остов
Вьюнки заплели
Горсть угольков в очаге
Сердцу тепло не вернёт…
Автор: Kokoro
Следующие пятистишия, возможно, не являются танка в их классическом понимании, но, тем не менее, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы войти в число лауреатов.
9.
Полузакрытый,
Зонтик намокший висит
Раненой птицей,
Робко в прихожей звучат
Звонкие ноты весны.
Автор: kot
10.
…и вдруг услышишь
под несмолкающий дождь,
как пахнет осень
всеми цветами лета
приглушённо и нежно…
Автор: Arion
11.
право приятно
смотреть как злобен индюк
в яме навозной
мимо пройдясь не спеша
с полным садком окуней
Автор: Мацусита Конобуки
К: 1. одна строфа 2. связанные слова – нет 3. киго – нет 4. содержание – почему индюк злобен? и что индюк делает в навозной яме? и причем тут окуни?
Это не танка. Это теммей кёка. Оценивая как кёка – довольно слабая кёка.
М: Вопрос дискуссионный, но сильно возражать не стану — пусть будет теммей кёка – и раз под неё на конкурсе нет отдельного раздела, то она тоже имеет право на существование в разделе танка. И подкупает она своей непосредственностью, умением смотреть на мир через призму иронии. А теперь отвечу за автора на вопросы. Почему индюк злобен? по своей натуре! – видимо, критик в детстве ни разу не сталкивался с индюками, обожающими пугать маленьких детей, отстаивая свою территорию. Что делает в навозной яме? пищу ищет – именно этим и занимаются индюки в свободное время. При чём тут окуни? потому что лето, каникулы – свобода! Вот лейтмотив этой танка (пардон, кёка) – свобода. Свобода от старых страхов, когда они больше не властны над тобой, освобождение от зажатостости житейскими обстоятельствами – к примеру, уход от старого злобного начальника на новую лучшую работу. Короче – обретённая лёгкость бытия.
12.
Ужин вдвоем
я полна в предвкушении,
но он предложил —
лишь комикс Наруто.
Ах, этот быстрый рамэн.
Автор: Arike Amaya
13.
Бухта каната
За изголовье у нас
В звёздной постели
Ветер щекочет плечо
Или дыханье твоё?..
Автор: Kokoro
14.
ковыль белесый
у горизонта тает
настоем терпким
полынью трав горчащих
своё врачую сердце…
Автор: debora
====================================================================
И ещё несколько танка и свободных пятистиший, не вошедших в подборку М, но также заслуживающих внимания с его точки зрения.
ранняя зорька
розовой гостьей в окно
тянется мальва
нежным румянцем горит
от поцелуев лицо
Автор: ketschmidt
пустая веранда
дождь не наполнит никак
разбитую чашку
никак не забудется
вкус твоих губ
Автор: philmore
Закладка в книге
Белеет померанцем
Листок бумаги
Кому письмо писала
Уже давно забыла…
Автор: Kokoro
Листья под снегом
треплет растерянный грач,
зёрнышки ищет.
Рук твоих нежных тепло,
где я смогу отыскать?
Автор: lusi_sk
Неведомо где
сны мои заблудились.
Прибились к другим.
Бессонницу позову —
сыграем с ней в поддавки.
Автор: Яна-Фа
Утром промозглым
дворник гоняет метлой
ржавые листья.
В луже озябшей дрожит
бледный желток фонаря.
Автор: Яна-Фа
тонкий «дзенн» гонга
медитирует осень
у млечной реки
по воде запуская
кораблики из листьев…
Автор: Кицунэ Миято
Старый гербарий
Прахом неузнанных трав
Стол мой усыпан
В памяти живы цветы
Что собирали вдвоём…
Автор: Kokoro
В небо, откуда
печаль твоя родом,
не улетай… обернись:
боярышника грозди
кротким огнём горят…
Автор: Arion
возьми лепесток
боюсь отцветет без тебя
вешняя вишня
плывет под ногами земля
в белых цветов облаках
Автор: Мицунари-но Масё
Что за мученье
поливать огородную зелень —
но только представьте
Фенхеля вкус.
Что приготовила мама.
Автор: Arike Amaya
снежинкой белой
твоей щеки коснувшись
растаю — знаю
и пусть любви на свете
на каплю больше станет
Автор: Мицунари-но Масё
«29» июля 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна