Архив 25.07.2013.   Кандидаты в лучшие танка

Я публикую письмо Александру Долину с непересекающимися основными кандидатскими списками двух судей. В комментариях каждый может указать свою лучшую десятку из представленных, а потом сравнить с мнением мэтра. Сами стихи можно не копировать, а просто перечислить К1, К5, М3, М7 и т. д.

 

 

Александр Аркадьевич!

 

Закончился первый конкурс «Поэзия танка»! Было прислано более 300 работ. Для сравнения: на первый конкурс хайку было подано всего 20 трёхстиший. Огромный интерес к конкурсу породил, как минимум, два подхода к оценке пятистиший. Я дал возможность отобрать и кратко прокомментировать лучшие произведения двум судьям, имена которых условно «К» и «М». И тот и другой судья выбрали по 14 лучших с их точки зрения произведений. Эти два кандидатских списка не пересекаются!

Так как единственным авторитетным в области жанра танка являетесь Вы, то хотелось бы узнать Ваше мнение о выбранных стихах, и о судье, который более соответствует Вашим взглядам на этот сложнейший жанр.

Редколлегия журнала «Поэзия» ждёт десять лучших стихов в середине августа, так как выход третьего номера за 2013 год планируется в сентябре-октябре. Количество призёров можете увеличить только Вы, если посчитаете это необходимым.

Помимо 28 основных работ, отобранных судьями и имеющих принципиальный характер, «М» приводит ещё несколько работ, интересных с его точки зрения.

Это письмо и Ваш ответ я опубликую на своей стихирской страничке, как очередной практический «урок Александра Долина».

Подходы у обоих референтов существенно отличаются друг от друга. В одном случае – левополушарное восприятие, формализованно-каноническое, в другом – правополушарное, образно-настроенческое. Ниже приведены обе подборки с раскладкой по занятым местам и с перекрёстными комментариями на отдельные произведения.

 

Критерии отбора.

 

К:

  1. строгая форма 5-7-5-7-7;
  2. двустрофность;
  3. смысл танка — о чем хотел сказать автор, какие передает чувства;
  4. в одной из строф должен быть природный образ и не должно быть автора, в другой — отношение автора к тем чувствам, что вызывает этот природный образ;
  5. отсутствие стилизации под Японию;
  6. певучесть танка;
  7. киго.

 

М:

формальные критерии (оценка за технику):

  1. пятистрочная форма, очень желательно 5-7-5-7-7;
  2. смысловая двустрофность 5-7-5 + 7-7 (менее желательно 5-7 + 5-7-7). Очень желательно, чтоб в одной из строф был природный образ, в другой – чувства, вызываемые этим образом; в качестве исключения допускаются также обе строфы либо природные, либо чувственные, но в этом случае должен присутствовать неожиданный поворот темы, диалог между строфами;

художественные критерии (оценка за артистизм):

  1. удачная передача настроения, удачные сочетания образов;
  2. свежесть, неизбитость образов;
  3. чистое звучание русского языка, без неуклюжих конструкций;
  4. ритмика стиха.

 

=====================================================================

 

Подборка К.

 

1.

Пшеничный колос

Зерном тяжёлым полон

В поклоне низком,

Так сердцем ожидаю

Твоих прикосновений…

Автор: Мила

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – в поклоне низком (к земле) – прикосновения 3. киго – осень конец лета) 4. содержание – соответствие образа тяжелого колоса в поклоне земле и ожидание прикосновений. 5. форма 5-7-5-7-7

после «ожидаю»лучше поставить точку.

 

М: И в чём же связанность поклонов и прикосновений? Поклон, тем более низкий, подразумевает некую социальную дистанцию. Прикосновения чего можно ожидать в низком поклоне? карающей хозяйской палки либо благословляющей отцовской длани, но не руки возлюбленного. И, наконец, главное: чего ждёт созревший колос? серпа жнеца! – а это образ смерти, а никак не любви. Сильно сомневаюсь, что, описывая свои переживания, автор имела в виду распостранённое в Япони двойное самоубийство влюблённых – следовательно, связь между строфами формальна и надуманна.

 

2.

Девушек платья

ярче бабочек пёстрых

каждой весною.

Отчего белым вишням

не нужны украшенья?

Автор: lusi_sk

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – ярче (пёстрых) – украшения 3. киго – белые вишни, бабочки (весна) 4. содержание – соответствие образа и чувств автора – девушкам нужны яркие платья, а вишням весной нет. 5. форма 5-7-5-7-7

 

М: В вопрос второй строфы, как сказал бы Станиславский, «не верю!» — излишний пафос, достаточно избитый образ и, самое главное, неверная постановка вопроса. Яркие бело-розовые цветы, которыми усыпаны вишни весной – те же платья для голых деревьев – и образы напрашиваются не на ПРОТИВОпоставление, а на СОпоставление. С тем же успехом можно задать аналогичный вопрос: «отчего девушкам в ярких платьях не нужны украшенья?».

 

3.

Восьмую весну

вишня в саду не цветёт,

клонится к сливе,

молнией поражённой.

Без тебя живу ли я?..

Автор: Курума Такуми

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова цвести – жить (полной жизнью) 3. киго – весна 4. хонкадори на известную песню 5. содержание – с потерей близкого человека нельзя жить полной жизнью (цвести) соответствие образа – чувства автора 5. форма 5-7-5-7-7

 

М: Во-первых, достаточно избитый образ. Во-вторых – «восьмую весну» — терпел-терпел автор восемь лет, наконец не вытерпел и разродился танка… опять же – «не верю!». В-третьих, первая строфа залезла на половину второй – и «молнией поражённой» поневоле стало ассоциироваться с автором. Ну и наконец, «Без тебя живу ли я?..» по-русски звучит весьма неуклюже.

 

4.

ранняя зорька

розовой гостьей в окно

тянется мальва

нежным румянцем горит

от поцелуев лицо

Автор: ketschmidt

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова зорька-розовой-румянцем 3. киго – мальва (лето) 4. содержание – соответствие образа и чувств автора – смущение от поцелуя – ранняя зорька и мальва. 5. форма 5-7-5-7-7

недостаток слабая рифма окнО-лицО

 

5.

Порой осенней

Деревья листья дарят

Земле любимой

И мы душою нежно

Друг друга согреваем…

Автор: Мила

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – листья дарят земле – согреваем друг друга 3. киго – осень 4. содержание – соответствие образа и чувств автора 5 форма 5-7-5-7-7.

 

М: 4-й критерий референта К: «в одной из строф должен быть природный образ и не должно быть автора» — здесь же «Деревья листья дарят Земле любимой» — авторские уши (земле любимой), сдобренные олицетворением (деревья дарят), торчат в полный рост. И снова связь между строфами достаточно формальна и надуманна, а «душою согреваем» — избитый образ.

 

6.

Костра ночного

Бесчисленные искры

Всё выше к звёздам

От дуновений ветра

Не жизнь ли моя гаснет?..

Автор: Kokoro

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова искры – гаснет 3. киго – нет 4. содержание – искры гаснут в вышине и также моя жизнь гаснет? 5. форма 5-7-5-7-7

 

М: В первом прочтении складывается впечатление, что автор сравнивает свою жизнь с гаснущими искрами костра. Но от дуновений ветра костёр только разгорается и рождает новые искры, которые гаснут оттого, что остывают в вышине, оторванные от родной стихии. Отсюда фальшивые нотки в сравнении. Можно предположить, что автор не сопоставляет себя с костром, а противопоставляет ему – ветер забирает искры с жизненной силой – но в этом случае образ достаточно надуман, к тому же к нему сложно пробиться через первоначальные, естественные ассоциации.

 

7.

Ветра порывом,

Ветка сирени в окно

Тихо стучится.

Знаю, что думаешь ты

О нашей встрече тайком…

Автор: Мила

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – тихо-тайком 3. киго сирень (весна) 4. содержание – соответствие образа (ветка сирени в окно) и чувств автора – некто мечтает о встрече с ним (ней). 5. форма 5-7-5-7-7

недостаток не нужна запятая после «порывом»

 

М: «стучится порывом» — в этих строчках проявляется формальность подхода к танкосложению: видно, что автор придумывала, а не наблюдала. Уж что-нибудь одно – либо «порывами ветра», либо «стукнула ветка».

 

8.

Жаркое лето,

Сохнет трава и листва

Серою пылью,

Но не иссякнет родник

Чувств моих, милый, к тебе…

Автор: Мила

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – сохнет, пыль – не иссякнет родник 3. киго – лето 4. содержание – в жаркое лето всё сохнет, пыль, но чувства не иссякают 5. форма 5-7-5-7-7

после «серой пылью» лучше поставить точку.

 

М:  «сохнет серою пылью» — ну не по-русски звучит! к тому же вновь избитость образов.

 

9.

Жёлтую листву

оставляет берегу

тихая волна.

В сердце храню частички

ушедших в белых плащах.

Автор: Курума Такуми

 

К: 1. двустрофность. 2. связанные слова – оставляет-ушедших, листья-частички 3. киго – желтые листья (осень) 4. содержание – волна оставляет листья на берегу и уходит в небытие – в нашем сердце остаются воспоминания об ушедших в небытие близких людях. 5. форма 5-7-5-7-7

недостаток – двойное прочтение бЕрегу-берегУ

 

10.

ирисов пора

песни кукушек слышны

весь день напролет

но разве можно грустить

о весне вспоминая

Автор: Мицунари Ганзи Цу

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – цветы ириса, песни кукушек – не время грустить 3. киго — начало лета 4. содержание – кругом цветут ирисы, поют кукушки – разве можно грустить о весне? 5. форма 5-7-5-7-7

 

М:  5-й критерий референта К: «отсутствие стилизации под Японию» — здесь же ирисы и кукушки – едва ли не самые излюбленные японские образы. Хотя для меня этот критерий не обязателен. Но вот риторический вопрос про грусть я считаю навязыванием авторской точки зрения, что в танка недопустимо. Грусть о весне, об ушедших днях  беззаботного отрочества – вполне уместное чувство, и никакие ирисы с кукушками не могут ему помешать. Кроме того, все образы – вторичны.

 

11.

Закладка в книге

Белеет померанцем

Листок бумаги

Кому письмо писала

Уже давно забыла…

Автор: Kokoro

 

К: 1. двустрофность (чуть ухудшает двойное прочтение второй строки – то ли закладка белеет то ли листок бумаги) 2. связанные слова – закладка- забыла (закладка чтобы не забыть, но «забыла» — память девичья) 3. киго – весна – цветок померанца (белого цвета) 4. содержание – образ – закладка из цветка померанца в книге – кого нужно было не забыть автор тем не менее забыла – ирония над собой  5. форма 5-7-5-7-7

недостаток: лишнее уточнение – белая бумага, белый цветок померанца (плод – оранжевого цвета), двойное прочтение Уже-ужЕ

 

12.

с бликами солнца

в мягких тычинках цветка

вибрирует шмель

радуясь летнему дню

вспомнила детство своё

Автор: ketschmidt

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова цветок – летний день 3. киго – либо весна либо лето (неясно какой цветок) 4. содержание – автор передает свои чувства от детства летом через образ шмеля в в цветке. 5. форма 5-7-5-7-7

 

13.

Листья под снегом

треплет растерянный грач,

зёрнышки ищет.

Рук твоих нежных тепло,

где я смогу отыскать?

Автор: lusi_sk

 

К: 1. двустрофность 2. листья под снегом – тепло рук (под снегом теплее) 3. киго — снег (зима, возможно начало) 4. содержание – соответствие образа (грач ищет) автор спрашивает себя где отыскать тепло рук. 5. форма 5-7-5-7-7

недостаток – почему грач растерянный? повтор ищет-отыскать

 

14.

В дымке тумана

Спряталось море с утра

Скалы исчезли

Даже не знаю теперь

Может, тебя тоже нет?..

Автор: Kokoro

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова спрятались-исчезли – тебя нет 3. киго – туман (осень либо лето) 4. содержание – соответствие образа и чувств автора – в тумане всё пропало – и даже тот (та) к кому обращается автор. 5. форма 5-7-5-7-7

недостаток прошедшее время в первой строфе

 

М:  «в дымке тумана» — своеобразная тавтология. «Даже не знаю теперь Может, тебя тоже нет?..» — достаточно неуклюжая конструкция.

 

=====================================================================

 

 

 

Подборка М.

 

1.

настой полыни

запах кожи на солнце

и теплый ветер

так далеко унесли

волны воспоминаний

Автор: Мицунари Ганзи Цу

 

2.

веточка ивы

тонко коснулась лица

нить паутины

в каплях холодной росы

тёплой слезою печаль

Автор: ketschmidt

 

3.

седым языком

снег на крыше слежался

сползти не спешит

вместо страсти остывшей

крепкого чая глоток

Автор: Микто

 

К: 1. две строфы, но нет двустрофности, не связи 2. связанные слова – снег – остывшей (?) 3. киго – зима или начало весны (?) 4. содержание – снег не спешит(?!) сползти с крыши и потому автор делает глоток крепкого чая (чай холодный или горячий?) – крепкий чай не значит горячий, вместо остывшей страсти 5. форма 5-7-5-7-7

недостатки: снег СЕДЫМ ЯЗЫКОМ(?!) (БЫВАЕТ СЕДОЙ ЯЗЫК?) олицетворение снега – не спешит сползти (снегу обычно всё равно), снег слежался (лежал, лежал и слежался)

 

М:  Ну а какой же язык у снега? не фиолетовый же! Да будет известно критику, что есть устоявшийся геологический термин – «язык ледника» (а ледник – это и есть слежавшийся за многие века снег). И очень удачно проведена параллель между природой и внутренним состоянием автора за счёт фрактальности образов: раньше в жизни автора были величественные горы с ледниками, сейчас – лишь крыша со старым снегом, раньше – сила страсти, сейчас – горькое послевкусие, как после крепкого чая – и автор крепится душой, чтобы его пережить. Подобному состоянию присущи погружённость внутрь, некоторое оцепенение, статичность – что переносится вовне  — «сползти не спешит» (возможно, с формальной точки зрения такой перенос – минус, но с ассоциативной – вполне оправдан).

 

4.

В луже весенней

воробьи расплескались,

звонко хохочут.

Как легко я сегодня

прощаю твою нелюбовь.

lusi_sk

 

К: 1. двустрофность 2. связанные слова – нет 3. киго – весна 4. содержание – воробьи плещутся в лужах, автор легко прощает нелюбовь – нет связи между строфами. 5. форма 5-7-5-7-8

недостаток: воробьи не хохочут – олицетворение.

 

М:  А может как раз хохочут – кто их, воробьёв, знает! «Как легко я сегодня прощаю твою нелюбовь» — образ живой и искренний. Связь между строфами самая непосредственная: весна – обновление природы – и обновление чувств, утраченных за зиму. Очень точно схвачено настроение. Мне эта танка видится последовательным продолжением предыдущей – про «снежный язык» (несмотря на то, что авторы разные).

 

5.

(… когда легли вокруг непроходимые снега … вспоминая Сайгё…)

как же спокойно

спят по колено в снегу

сосны на склонах

только шепните мне – жив

в хижине горной поэт

Автор: Мицунари-но Масё

 

К: 1. две строфы, но нет между ними связи, нет двустрофности. 2. связанные слова – нет 3. киго – зима 4. содержание – сосны спят по колено в снегу? у сосны есть колено? 5. форма 5-7-5-7-7

недостатки: метафора в в строфе, где природный образ (спокойно спят сосны), удивление автора в этой же строфе (как же) – в этой строфе автора быть не должно.

эпиграф о Сайгё

рифма: спокойно-склоны

излишняя красивость

 

М:  Танка проникнута настроением и читается на одном дыхании – из-за этого прощается даже некоторая вольность образов, вроде колен у сосен. Насчёт метафор и авторского присутствия – не так ли давно критик восхищался танка, в которой «Деревья листья дарят земле любимой»? В отличие от той танка, здесь присутствие лёгкое и ненавязчивое, что, по большому счёту, за недостаток я не считаю, т.к. им создаётся целостное настроение. А блохоискательство рифм в таких словах как спокойно-склонах, извиняюсь, в чём-то сродни паранойе.

 

6.

Туманы стелет

По дальним тропам вечер

Трещат сороки

Не ты ль идешь пролеском

Со мною звезд дождаться?..

Автор:  Kokoro

 

7.

Зима уходит.

Измученный снегами

Молчит поселок.

Ажурной тишиною

Устала любоваться…

Автор: Kokoro

 

8.

Открытый ветрам

Дома холодный остов

Вьюнки заплели

Горсть угольков в очаге

Сердцу тепло не вернёт…

Автор: Kokoro

 

Следующие пятистишия, возможно, не являются танка в их классическом понимании, но, тем не менее, на мой взгляд, заслуживают того, чтобы войти в число лауреатов.

 

9.

Полузакрытый,

Зонтик намокший висит

Раненой птицей,

Робко в прихожей звучат

Звонкие ноты  весны.

Автор: kot

 

10.

…и вдруг услышишь

под несмолкающий дождь,

как пахнет осень

всеми цветами лета

приглушённо и нежно…

Автор: Arion

 

11.

право приятно

смотреть как злобен индюк

в яме навозной

мимо пройдясь не спеша

с полным садком окуней

Автор: Мацусита Конобуки

 

К: 1. одна строфа 2. связанные слова – нет 3. киго – нет 4. содержание – почему индюк злобен? и что индюк делает в навозной яме? и причем тут окуни?

Это не танка. Это теммей кёка. Оценивая как кёка – довольно слабая кёка.

 

М:  Вопрос дискуссионный, но сильно возражать не стану — пусть будет теммей кёка – и раз под неё на конкурсе нет отдельного раздела, то она тоже имеет право на существование в разделе танка. И подкупает она своей непосредственностью, умением смотреть на мир через призму иронии. А теперь отвечу за автора на вопросы. Почему индюк злобен? по своей натуре! – видимо, критик в детстве ни разу не сталкивался с индюками, обожающими пугать маленьких детей, отстаивая свою территорию. Что делает в навозной яме? пищу ищет – именно этим и занимаются индюки в свободное время. При чём тут окуни? потому что лето, каникулы – свобода! Вот лейтмотив этой танка (пардон, кёка) – свобода. Свобода от старых страхов, когда они больше не властны над тобой, освобождение от зажатостости житейскими обстоятельствами – к примеру, уход от старого злобного начальника на новую лучшую работу. Короче – обретённая лёгкость бытия.

 

12.

Ужин вдвоем

я полна в предвкушении,

но он предложил —

лишь комикс Наруто.

Ах, этот быстрый рамэн.

Автор: Arike Amaya

 

13.

Бухта каната

За изголовье у нас

В звёздной постели

Ветер щекочет плечо

Или дыханье твоё?..

Автор: Kokoro

 

14.

ковыль белесый

у горизонта тает

настоем терпким

полынью трав горчащих

своё врачую сердце…

Автор: debora

 

====================================================================

 

И ещё несколько танка и свободных пятистиший, не вошедших в подборку М, но также заслуживающих внимания с его точки зрения.

 

ранняя зорька

розовой гостьей в окно

тянется мальва

нежным румянцем горит

от поцелуев лицо

Автор: ketschmidt

 

пустая веранда

дождь не наполнит никак

разбитую чашку

никак не забудется

вкус твоих губ

Автор: philmore

 

Закладка в книге

Белеет померанцем

Листок бумаги

Кому письмо писала

Уже давно забыла…

Автор: Kokoro

 

Листья под снегом

треплет растерянный грач,

зёрнышки ищет.

Рук твоих нежных тепло,

где я смогу отыскать?

Автор:   lusi_sk

 

Неведомо где

сны мои заблудились.

Прибились к другим.

Бессонницу позову —

сыграем с ней в поддавки.

Автор: Яна-Фа

 

Утром промозглым

дворник гоняет метлой

ржавые листья.

В луже озябшей дрожит

бледный желток фонаря.

Автор: Яна-Фа

 

тонкий «дзенн» гонга

медитирует осень

у млечной реки

по воде запуская

кораблики из листьев…

Автор: Кицунэ Миято

 

Старый гербарий

Прахом неузнанных трав

Стол мой усыпан

В памяти живы цветы

Что собирали вдвоём…

Автор: Kokoro

 

В небо, откуда

печаль твоя родом,

не улетай… обернись:

боярышника грозди

кротким огнём горят…

Автор: Arion

 

возьми лепесток

боюсь отцветет без тебя

вешняя вишня

плывет под ногами земля

в белых цветов облаках

Автор: Мицунари-но Масё

 

Что за мученье

поливать огородную зелень —

но только  представьте

Фенхеля вкус.

Что приготовила мама.

Автор: Arike Amaya

 

снежинкой белой

твоей щеки коснувшись

растаю — знаю

и пусть любви на свете

на каплю больше станет

Автор: Мицунари-но Масё

 

«29» июля 2013 г                                                                            Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий