Уже «ворон» Басё странным образом напоминает Вечную Птицу на Мировом Древе. А «лягушку» средневековые тайные ценители хайку ставили выше «ворона». Вероятно, это хайку не просто копирует загадочный сакральный образ, но и содержит новизну осмысления.
Давайте переберём сущностные сакральные образы.
Семя, зерно (пространство, время, развитие).
Яйцо (желток — сущность, белок — время, скорлупа — бренная защита).
Мировое Древо – связь стихий: корни в Земле, крона – в Воздухе, ствол – как скипетр, ось, сердцевина, по которой циркулирует живительная влага и солнечные лучи.
Кстати, математики давно обнаружили, что относительно уровня земли ветви располагаются в соответствии с золотым сечением.
Крест – пересечение (встреча) сущностных силовых пар, например, и стихий.
А теперь откроем ЯРКСИ и заметим, что иероглиф «огонь» представляет из себя четыре (уж не по числу ли стихий!) искорки. Но может быть не искорки, а капельки! Как северные волхвы, в числе прочего, подводили к троице: Огонь воздействуя на Воду образует Дыру, Шар, а по сути – Пар, Воздух.
Итак, под Огнём Солнца лягушка прыгает и шлёпается «по колени» в воду. На мгновенье вода расходится, и Воздух касается Земли. Образуется вертикальная ось Воздух-Земля или Земля-Воздух (как ракета!) и Шар (всего на миг) с лягушкой в воде из-за солнечного Огня. Лягушка стала выступать с одной стороны в роли «капельки» огня, а с другой точкой пересечения четырёх стихий: снизу – Твердь, сверху – Огонь, а вокруг – вода и воздух.
Таким образом, Басё, на мой взгляд, на сакральном уровне органично ввёл живое существо из плоти и крови во взаимосвязь стихий.
Вероятно, Знатных, Массонов, Посвящённых – поразил этот образ. И они сказали: «это – хорошо», а потом поправились – «нет, это – очень хорошо».
Впрочем, возможно, что всё было вовсе и не так…
«22» апреля 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна