ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАГЛОСТЬ
Как и почему я не включил в призёры лидеров списка КМ и о своих взглядах на жанры ТСД, напишу в заключительной, пятой части. Пока же хочу остановиться на влиянии «потусторонних» сил на результаты конкурса. Форменным безобразием стало беспардонное вмешательство в эстетическое восприятие работ лучших авторов конкурсов «Поэзия хайку». Под видом подарка Михаил Кожин, словно Волшебник Изумрудного сайта http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku.htm, надел читателям живописные очки. После чего, заявляю об этом со всей ответственностью, не только произведения конкурсантов: Кэт Шмидт, Яны Полтарак, Сергея Борисова, Николая Гранкина и Евения Плеханова, но и притихшего Михаила Сапего читать объективно стало невозможно.
МИХАИЛ САПЕГО
В самом деле,
№ 1
музыка!.. взялся
на трезвую Шнитке послушать — –
не сдюжил…
Сапега, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku.htm
посмотрите на иллюстрацию к этому милому трёхстишию. Где на просторах СССР было видано, чтобы за роялем сидел рижский бальзам, на саксофоне тянул эстонский «Ванна Таллин», выдувала медь белорусская зубровка, а за стойкой бара стояла украинская «Горилка»?
И далее,
№ 2
ИЮНЬ
вот уж дождь так уж дождь!..
и Сапега —
промок так промок!..
Сапега, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-sap6.html
понятно, что Сапега и не просыхал:
Когда б к вину утратил искреннюю тягу
И бросил пить, тогда б, мои друзья,
Решили вы,
Что я серьёзно болен…
По счастью, в то поверить разве можно?!
Сапега
Чего только не было на советских этикетках: чайки, зубры, орлы, белые медведи. Были белки и были стрелки, но Белки и Стрелки – не было.
И напоследок:
№ 3
ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЕ
день напролёт —
тоже дело! —
любуюсь картиной друга…
Сапега, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-sap9.html
сознайтесь хотя бы себе, господа, картина, конечно, хороша – тут вам и треугольники, и окружности, но неужели девушка даже не топлес, а вообще — «всё без», хуже?
В частной переписке и беседах меня часто обвиняют в том, что я додумываю за авторов, что авторы ни сном, ни духом не подразумевали того, о чём я пишу. Но давайте в этой связи критически оценим сопровождение стихов рисунками и снимками. Разве мог целомудренный и, главное, одетый Сапега не предложить даме «всёбез» костюмчик. Да и вообще, откуда взялась эта дама? В трёхстишии же её не было! Откуда взялись Белка и Стрелка, из космоса? Нет, господа, причина всему – ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАГЛОСТЬ (ХН, это сокращение перекликается с достопамятным хайкуменовским «поХ-Нах»). И именно всестороннему обличению её будет посвящена, насколько хватит времени до сауны, эта статья.
КАТЕРИНА ШМИДТ
№ 1
премьера балета
кружат у входа
осенние листья
ketschmidt, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku.htm
И если уж по мне,
здесь «ничего кроме
Проказ и ветру на уме».
Может, автор хотела показать именно задранные юбки? Скажите, пожалуйста, уважаемые судари, какой-такой наглостью нужно обладать, чтобы скрыть от наших воспалённых взоров клубничку? Страшно представить ту бездну забвения, в которой оказался бы русский балет, если бы балерины пачками прикрывали свои колени?
№ 2
посиделки
весёлые мордашки
подсолнухов
ketschmidt, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket1.html
Автор вполне определённо говорит о мордашках подсолнухов… Ни сусликов, ни хомячков, ни даже жирафов. Спрашивается, откуда, как не из ХН, на картинке оказались играющие дети?
№ 3
рассветный час
рекою пахнет
венок девицы
ketschmidt, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket5.html
В скупых строчках перед нами нарисована тяжёлая жизнь европейских девиц времён инквизиции. Трагедия, унёсшая весь цвет немецких и итальянских девушек. Лишь в корень испорченные художественной наглостью интерпретаторы позволили бы себе напомнить Европе о непристойных русских игрищах, да ещё и показать наших кудесниц во всей их обнажённой красоте.
№ 4
грация кошки
притягивает взоры
дама с собачкой
ketschmidt, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket6.html
Согласитесь, «грация кошки» совсем не означает, что на девушке туфли старухи Шапокляк.
№ 5
заядлый рыбак
по пояс в луне
поплавок
ketschmidt, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket6.html
Идиллическая картина превращена ХН Михаила Кожина в трагедию под названием «Добропорядочные псы вылавливают поплавок хозяина».
Напоследок о победителе в номинации «лучшие трёхстишия» девятого конкурса:
№ 6
осенние листья
ещё зелёные
линии жизни
ketschmidt, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket7.html
Это как нужно было подобрать полотно, чтобы конкурсный стих уже не воспринимается сам по себе, а лишь вместе с картинкой http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ket7.html
Так на наших конкурсах и берутся призовые места. Один автор пишет, другой – нагло и художественно подбирает к тексту живописный шедевр, третьи выбирают, четвёртые награждают, пятые – публикуют… Имя им легион.
Так как Михаил Кожин зовёт меня в сауну, я уже не доберусь до критики таких распущенных (парусом) стихов Яны Полтарак как:
Мулен Руж…
Оперились девочки –
глаз да глаз.
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-jana6.html
Белая ночь…
Уплывает в рассвет
Алый парус.
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-jana2.html
птичий перезвон…
купальских трав
полон подол
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-jana2.html
уплывают лодочки
через лужу
юбка парусом
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-jana1.html
не вспомню о трёхстишиях Евгения Плеханова:
пока не проснулся кот…
пьём чай
из блюдечка
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-pol1.html
озёрная гладь
на тополях
расцветают кувшинки
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-pol6.html
две пустых чашки
всё рассказали
друг другу
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-pol7.html
ветер на перроне
кассир предлагает
все направления
http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-pol7.html
и тем более — Сергея Борисова и Николая Гранкина, творчества которых, Михаил Кожин, не только коснулся, но и не побоюсь этих слов: оставил след рядом. Смею заверить всех добропорядочных граждан Европы, и особенно Англии, что сами авторы во время всего девятого конкурса пребывали застёгнутыми на все пуговицы, никого не раздевали, на чужое не зарились, мыли руки перед едой, смотрели лишь программу «Время» да «Спокойной ночи, малыши», чистили мысли перед сном и, старательно, буква за буквой ковали свою победу. За это авторам мой низкий поклон.
«16» марта 2013 г Игорь Шевченко
г. Дубна