Архив 04.06.2013. О втором журнале «Поэзия»

Совсем недавно я начал коллекционировать номера журнала «Поэзия». Журнал начал выходить с 1997 года. В этом, 2013-ом году вышел уже 43-ий номер и вот-вот появится 44-ый. На сегодняшний день у меня нет одиннадцати номеров: 1, 3, 5, 6-7, 15, 20, 28, 29, 33, 36. Стержнем страсти коллекционирования является убеждение, что в журнале таится золотоносная жила поэзии мастеров недавнего прошлого. Со временем я надеюсь собрать все номера и ознакомить с россыпями находок любознательных читателей. Статьи я планирую составлять из трёх частей. В первой части – понравившиеся смысловые и художественные образы, во второй – запомнившиеся технические приёмы, в третьей – восточные параллелизмы.

 

ПОЭЗИЯ

литературно-художественный, культурно-просветительский и образовательный журнал

Московской организации Союза писателей РФ

№ 1 (2)

Москва

1998 г.

Среди рабочей редколлегии знакомое имя: Л. К. Котюков (гл. редактор). В попечительском совете — всенародные любимцы: Наталья Варлей и Валентина Толкунова.

 

 

Часть I. Цитаты и небольшие стихотворения

 

1

Первое значимое для меня стихотворение «Идут кровопролитные бои» Владимира Солоухина. Сначала автор рассказывает о внутренней борьбе <…>:

 

Но кто бы ни одерживал победу,

То я её одерживаю, я!

 

Как и всегда с вопросами при встрече

Ко мне друзья, знакомые мои:

— Ну, как живёшь? Здоровье как? –

Отвечу:

— Идут кровопролитные бои.

 

Вы моему спокойствию не верьте.

Обманчив внешний

благодушный вид.

Лишь одного боюсь я больше смерти –

Уснёшь. А кто-то третий победит.

с. 7-8

 

2

<…>

Вон олень

Вознёс рога ветвисто

На скале

И слышит высоту.

<…>

Каждому пригорку

На планете

Возвращайте

Ливень и траву!

«Олень», Валентин Сорокин, с. 12

 

3

<…>

Я должен быть неодолимо-нежным

И не прощать обиды никому!

«Вдоль дорог России», Валентин Сорокин, с. 14

 

4

<…>

Нет прекраснее народа,

У которого в глазищах,

Бороздя раздумий воды,

Лебедей плывёт страница!..

<…>

И славянских глаз затоны

<…>

… и скрип поселил в каблуки

От вёсел с далёкой реки.

<…>

Густой, как брага, дых избы

Из нахлобученной трубы.

<…>

«Песнь о Великой Матери», Николай Клюев

(«Из воспоминаний о поэте Николае Клюеве» Николая Минха), с. 23-25

 

5

<…>

В память, как в карту, втыкая флажки,

Сделаю вклад для военной науки:

 

В мире, где мною не прожито дня

Без перестрелок, манёвров, сражений,

То, как она не любила меня,

Может быть, лучшее из поражений.

«*  *  *», Алексей Ефимов, с. 42

 

6

Там, где зябь лежит, как чёрный невод,

Воет волк, подавшись мордой вверх,

Словно просит помощи у неба,

Или свой замаливает грех..

<…>

«Волк», Михаил Шутов, с. 44

 

7

<…>

И утро на моих часах

Блеснёт серебряной монетой.

«*  *  *», Владимир Артюх, с. 48

 

8

<…>

Костёр лохматою собакой

Грызёт берёзовую кость.

«*  *  *», Виктор Максимов, с. 51

 

9

<…>

платье бальное озера

средь смолистых колонн…

«*  *  *», Глеб Кузьмин, с. 57

10

Трущобный двор. Фигура на углу.

Мерещится, что это Достоевский.

И желтый свет в окне без занавески

Горит, но не рассеивает мглу.

Гранитным громом грянуло с небес!

В  трущобный двор ворвался ветер резкий,

И видел я, как вздрогнул Достоевский,

Как тяжело ссутулился, исчез…

 

Не может быть, чтоб это был не он!

Как без него представить эти тени,

И желтый свет, и грязные ступени,

И гром, и стены с четырех сторон!

<…>

«В гостях», Николай Рубцов, 1962

(«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая), с. 60

11

«Настоящий поэт – явление природы, а потом уже культуры и литературы».

«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая, с. 61

 

12

<…>

Кто-то странный (видимо, не веря,

Что поэт из бронзы, неживой)

Постоял у памятника в сквере,

Позвенел о бронзу головой,

 

Посмотрел на надпись с недоверьем

И ушел, посвистывая, прочь…

<…>

«На вокзале», Николай Рубцов, 1965

(«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая), с. 61

 

13

«… и вырастали стихотворцы-декламаторы в несокрушимые величины неясного назначения»

«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая, с. 62

 

14

«Но тогда я ещё простодушно верил широкозвучащему слову, не зрел в его обманной шири убогого мелководья».

«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая, с. 62

 

15

Что было в жизни,

то прошло,

Что не прошло,

уже проходит,

И все уже

произошло,

И ничего

не происходит.

экспромт, написанный Николаем Рубцовым А. Хлуденеву в Вологде в 60-х

(«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая), с. 64

 

16

Я люблю судьбу свою,

Я бегу от помрачений!

Суну морду в полынью

И напьюсь,

Как зверь вечерний!

<…>

«*  *  *», Николай Рубцов, 1970

(«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая), с. 64

 

17

<…>

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда

<…>

«Тайны ремесла», Анна Ахматова, 21 января 1940 года

(«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава первая), с. 65

 

18

«Рубцов вне стен общежития обладал удивительной способностью попадать в объятия стражей общественного порядка в самых безобидных ситуациях, и вдвойне удивительно, что он умудрялся находить таких собутыльников, которые почему-то никуда не попадали – и исчезали, как с белых яблонь дым, с милицейских горизонтов, оставляя бездомного Рубцова наедине с неподъёмной чашей советской морали».

«Демоны и бесы Николая Рубцова», Лев Котюков, глава вторая, с. 66

 

19

«В мире английского языка стихи сегодня читают вообще очень немногие люди, но те, кто читает, те знают: равных Шеймасу Хини в поэзии англоязычного мира сегодня нет. И это тем более удивительно, что он – не англосакс, а кельт. <…>  Шеймас Хини – предельно честный поэт, а таким нелегко живётся в любой стране и при любой власти».

«Орфей зелёного острова», Станислав Золотцев, с. 74

20

<…>

На краткий миг

работник распрямится,

вздохнёт, окинет взглядом синь полей,

и вновь руками и лицо стремится

к сырой и чёрной матери своей.

Века их плетью голода хлестали,

и каменными мускулы их стали

в поклоне вечном, как пред алтарём,

пред клубнями, что врыты в чернозём.

«*  *  *», Шеймас Хини, пер. с англ. Станислава Золотцева

«Орфей зелёного острова», Станислав Золотцев, с. 75

21

<…>

И в этой синей глубине,

пробив киркой слой камня прочный,

случалось, помнится, и мне

подземный открывать источник.

И вырывалась ввысь вода,

поила корни. И поныне –

что бы ни делал я – всегда

привержен сердцем к этой глине.

«Глина», Шеймас Хини, пер. с англ. Станислава Золотцева

«Орфей зелёного острова», Станислав Золотцев, с. 76

 

22

<…>

Ты себя под Лениным чистил,

Чтобы плыть в Революцию дальше.

Мы простили тебе посмертно

Револьверную ноту фальши.

«*  *  *», Ярослав Смеляков

«Тихо прожил я жизнь человечью…», Николай Старшинов, с. 83-84

 

23

*  *  *

Я целую тебя луной,

Глажу тело твоё облаками.

Я тревожу тебя волной

И созревшей рябины сосками.

Сквозь туманную сонь-размазню

Я лучами впиваюсь жарко –

И ласкаю тебя, и дразню,

Старый пруд на ладонях парка.

Светлана Мережковская, с. 89

 

24

<…>

Лёгким движеньем сыплются тени,

Осень сплетает запахи тленья.

<…>

«*  *  *», Пётр Горюшкин, с. 91

 

25

<…>

Бельё полощут бабы на реке

Бесстыдным шумным сборищем русалок.

<…>

… И тишина, как телеграфный столб,

Тоскливо затаится у обочин.

«*  *  *», Рафис Габдрахманов, с. 91

 

26

<…>

Когда задёрнут шторами экран,

Слеза блестит обрывком киноленты,

И Смерть, кряхтя, полезет по рядам,

Сметая в кучу рваные билеты.

«*  *  *», Рафис Габдрахманов, с. 92

 

27

<…>

В скорбящем безмолвии, словно гробы,

Процессией плыли трамваи.

<…>

Навстречу дождю разрывались зонты

<…>

«Городская гроза», Рафис Габдрахманов, с. 92

 

28

<…>

Мне светили листвою берёзы

Золотые веснушки твои!

«*  *  *», Виталий Тарасов, с. 93

 

29

<…>

Остатки жизни, как остатки грима, —

При свете очевидней и страшней.

«Утро», Наталья Варлей, с. 94

 

30

*  *  *

Я так боюсь осенних женщин,

<…>

Ночное небо так же манит

Непостижимой глубиной

И так же точно сердце ранит

Своей холодной пустотой.

<…>

Олег Лебедев, с. 95

 

31

<…>

Полномочным послом листопада

Первый лист лёг на тёмный карниз.

<…>

«Вечер», Николай Оболонский, с. 98

 

32

*  *  *

… Поэзия!

<…>

Ты – дважды два, ты – сено и солома,

Как женщина, ты вся наоборот.

Ты – вход в стене,

который лбом проломан

На расстояньи шага от ворот.

<…>

Юрий Баранов, с. 102

 

33

Бессонница

А. Т. Аверченко

 

О, нет! Судьба тебя не обошла!

Не из последних ты на кухне барской.

На заднице хранишь ты знак орла,

Как отпечаток пятки царской.

Александр Иванович Куприн, с. 108

 

(Отклик на слух о том, что Аверченко приглашён царём Николаем II во дворец для чтения своих рассказов.)

 

34

<…>

Светает… и уже вонзились вершины гор в ночную мякоть,

и ты, во мне узнавши мужа, забудешь всё, что было ночью.

Михаил Гаврюшин, с. 111

 

35

<…>

И если вдруг судьба изменит ход,

Клянусь, я постригусь в индейцы-ирокезы,

И эмигрирую в подземный переход.

«*  *  *», Людмила Антипова, с. 115

 

36

В лугах

 

Под вечер солнце двинулось к ночлегу,

Луна свою оставила постель.

В лугах тащил скрипучую телегу

Прогонистый трудяга-коростель.

 

Туман вставал клубами, тёк долиной,

Затапливая низкие места.

Завязывался бой перепелиный,

Как в пику дергачу. И неспроста.

<…>

Дергач скрипел и шёл своей дорогой.

Пускай перепела ведут войну

За право полюбиться недотрогой,

А он ходок – и встретит не одну.

Виктор Моспан, с. 116

 

37

Из космоса                                                                      *  *  *

 

Они лежали у реки                                                    Они лежали у реки

А её лифчик и их плавки                                          Обнажены бесцеремонно.

Качались на кустах, легки,                                       Вокруг, безмерно далеки,

Как жизни крохотные главки.                                  Летали спутники-шпионы.

Слепил глаза дневной пейзаж.                                 Один на плёнку их заснял,

А спутник из безмерной дали –                                Запечатлев во всех деталях,

Американский или наш? –                                        Другой подслушал, записал

Фотографировал детали                                            Всё то, что губы их шептали.

Земли… И в кадрике одном                                      А третий, — вот китайский гад! —

На фоне общей перспективы                                    Определил момент зачатья,

Их близость ярким летним днём                              Как будто был и под, и над,

Запечатлели объективы.                                            И даже… не могу сказать я.

Константин Ваншенкин                    Секреты крепко береги.

(Для бестолковых повторяю).

Свои возможности враги

Вот так на нас и проверяют.

Александр Гнатышин, параллелизм, с. 136

38

<…>

когда апрельскою капелью

звенят пелёнки малыша!

«*  *  *», Глеб Кузьмин, с. 149

 

 

Часть II. Рифмы, эпитеты, игры

 

1

<…>

Враги у нас отнять сумели Бога,

Но нас отнять у Бога не смогли!

«*  *  *», Владимир Фирсов, с. 32

 

2

<…>

Вечер сегодня праздничный,

Знает просёлок сумрачный,

Что туманы беззвучные

Плакали у реки.

«Крестовоздвиженье», Наталья Булгакова, с. 44

 

3

до рези мне/ поэзии

 

<…>

И несносно до рези мне

пропадание строк.

Жизнь – дороже поэзии?

Как разъять их я мог?!

<…>

«*  *  *», Глеб Кузьмин, с. 57

 

4

<…>

что с раздражённой добротою

<…>

«Мальчишки», Ярослав Смеляков, 1963

«Тихо прожил я жизнь человечью…», Николай Старшинов, с. 79

 

5

<…>

проститутки с осиным станом

<…>

«*  *  *», Ярослав Смеляков

«Тихо прожил я жизнь человечью…», Николай Старшинов, с. 83-84

 

6

Здравствуй, Павел Григорьич,

древнерусский еврей.

Ярослав Смеляков, строки из стихотворения, посвященного Павлу Антокольскоу

«Тихо прожил я жизнь человечью…», Николай Старшинов, с. 83-84

 

7

<…>

Сладко спит толстощёкая тыква

На плече загорелом плетня.

<…>

«Вечер», Николай Оболонский, с. 98

8

<…>

И лёгкий свежий запах от поленниц,

И тишины безгрешная герань.

<…>

И ходиков святая простота.

<…>

«Рождество Христово», Владимир Андреев, с. 111

 

 

Часть III. Восточная параллель

 

Пример параллелизма приведён в первой части (37). Новожанр «параллелизмов» введён Львом Котюковым. Развивая идею Льва Константиновича хочу предложить в качестве «пробного шара» пример «восточной параллели». Пример уступает в яркости, но не в сути. И таких параллелей всегда наберётся чуть больше, чем очень-очень много.

 

1

Светлана

(баллада)

 

Кончились на свете – тишь да благодать.

Не ходить бы Свете в парк одной гулять.

Там под каждой ёлкой – жулик и бандит.

Соловья-разбойника слышен подлый свист,

нового покойника ждёт рецидивист…

Там крапива хлещет, словно кипяток,

там стучит зловеще чей-то копыток.

Пауки в засаде ждут заблудших душ,

спереди и сзади – жаба или уж.

В глубине болотной – водяной сипит,

а в росе холодной – ревматизм сидит.

Налетит вампиров комариный сбор,

и глядит Ампилов из мышиных нор.

Волчьих ягод горсткой сумрак угостит,

тенью Новодворской ведьма пролетит.

Если на поляне не Гайдар Егор,

там или поганки, или мухомор…

Там бомжи-Колумбы бродят без штиблет,

там у каждой клумбы спит хмельной поэт.

Тем, кто побороться с грустью шёл сюда,

больше не взгрустнётся в жизни никогда…

Схапают, сожрут вас (тяжко в наши дни),

а все ваши чувства выплюнут они!

Вот что надо Свете намотать на ус,

чтобы не влететь ей в этакий конфуз.

Если ж моциона сердце ждёт опять –

с кухни до балкона можно погулять.

Или уж с коврижкой, лёжа на боку,

Над моею книжкой разгонять тоску!..

Геннадий Красников, с. 145

 

восточная параллель восточная параллель восточная параллель восточная параллель

2

все равно страшно

без кастета в кармане

ходить на балет

Артём Мочалов, http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-tom5.htm

 

Cписок авторов (часть, номер стиха)

 

А. И. Куприн [I;33]

Александр Гнатышин [I;37]

Алексей Ефимов [I;5]

Анна Ахматова [I;17]

Артём Мочалов [III, 2]

Валентин Сорокин [I;2-3]

Виктор Максимов [I;8]

Виктор Моспан [I;36]

Виталий Тарасов [I;28]

Владимир Андреев [II;8]

Владимир Артюх [I;7]

Владимир Солоухин [I;1]

Владимир Фирсов [II;1]

Геннадий Красников [III, 1]

Глеб Кузьмин [I;9, 38], [II;3]

Константин Ваншенкин [I;37]

Лев Котюков [I;11, 13, 14, 18]

Людмила Антипова [I;35]

Михаил Гаврюшин [I;34]

Михаил Шутов [I;6]

Наталья Булгакова [II;2]

Наталья Варлей [I;29]

Николай Клюев [I;4]

Николай Оболонский [I;31], [II;7]

Николай Рубцов [I;10, 12, 15, 16]

Олег Лебедев [I;30]

Пётр Горюшкин [I;24]

Рафис Габдрахманов [I;25-27]

Светлана Мережковская [I;23]

Станислав Золотцев [I;19]

Шеймас Хини [I;20-21]

Юрий Баранов [I;32]

Ярослав Смеляков [I;22], [II;4-6]

 

 

«4» июня 2013 г                                                                    Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий