При написании хайку важно не только создать смысловой веер в рамках японских эстетических категорий, но и не угодить на смысловые рифы, которые по непостижимому закону часто сопутствуют именно талантливым стихам. В отличие от рифов-миражей, к которым можно отнести соблюдение формы 5-7-5, смысловые рифы можно назвать рифами-невидимками, так как российские и русскоязычные авторы многие годы их не воспринимают за серьезные помехи. Скажем, написать в трехстишии рифму для хайдзина грешно, а создать стих с пошлым ракурсом – нормально, вероятно потому, что можно всегда обвинить читателя в приземленности и непонимании эстетических глубин.
В так называемой японской поэзии первые такие рифы обнаружили Митьки. Внес свою лепту и Михаил Сапего:
1090.
Верно, милая моя
Платья красного подол
Промочила весь насквозь, —
Ведь от мелкого дождя
Нынче даже я промок!
«Манъёсю», т. 1, М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001 г (пер. А. Е. Глускиной), с. 401 (песня о дожде)
что ж ты, милая моя,
платья красного подол
промочила весь насквозь —
не описалась ли часом
или это лишь роса?!
«Сапего Сапегой…», Спб.: Красный Матрос, 2002 г, с. 24
Вопрос: «не описалась ли часом?» я стал называть рифом Сапеги, так как о него разбивались многие стихи не только с активным авторским присутствием, но и казалось бы совершенно объективные. В качестве примера приведу трехстишие-призер по версии КМ (из первой десятки по средней оценке):
8
первый снег
девочка наполняет
формочки для песка
ketschmidt
Средняя оценка: 0.58(0 = 1, 0.5 = 4, 1.5 = 1)
Прекрасное трехстишие (с формочками у девочки) разбивается о риф Сапеги: «…?» или это желтый снег? Конечно, меня можно обвинить во всех грехах. Но холодная погода, ребенок и глагол «наполняет» создают предпосылки для подобного понимания трехстишия.
Да, мое судейство жесткое и подчас жестокое. И сознавая это, всякий раз перед судейством прошу авторов простить меня за грубость вольную или невольную, так как я не вижу, как еще можно указать на смысловые рифы. По этой же причине в таблице начисления призовых баллов за лучшие хайку стоят очень высокие призовые баллы.
1 место: 4.0 призовых балла.
2 место: 3.6 призовых балла,
3 место: 3.2 призовых балла,
4 место: 2.8 призовых балла,
5 место: 2.4 призовых балла,
6 место: 2.0 призовых балла,
7 место: 1.8 призовых балла,
8 место: 1.6 призовых балла,
9 место: 1.4 призовых балла,
10 место: 1.2 призовых балла.
Таблица начисления призовых баллов за стихи-кандидаты в лучшие хайку:
11 место: 1.1 призовых балла.
12 место: 1.0 призовых балла,
13 место: 0.9 призовых балла,
14 место: 0.8 призовых балла,
15 место: 0.7 призовых балла и т. д.
Виды хайку и их условные оценки практически прежние:
15 разряд, I дан, оценка «+0.5» (точнее «+0.25»): хайку со смысловой досказанностью; метафорические;
16 разряд, II дан, оценка «+0.5»: хайку-такыны; хайку-минитанка;
17 разряд, III дан, оценка «+1» (точнее «+0.75»): хайку-трассы, оранжевые хайку;
18 разряд, IV дан, оценка «+1»: хайку-коаны, зеркальные хайку;
19 разряд, V дан, оценка «+1.5» (точнее «+1.25»): жанровые хайку, хайку-хайрю, русские хайку, исторические хайку;
20 разряд, VI дан, оценка «+1.5»: динамические хайку;
21 разряд, VII дан, оценка «+2»: классические хайку.
Не вдаваясь в критику (ей я займусь при отборе стихов в номинацию «Лучшие трехстишия»), скажу, что пока в призеры я включил лишь три стиха:
***** V дан ************************************************************ V дан *****
снимок на краю
тень падает
в пропасть
alexeyfan, 1 место КМ,
Краткий анализ дан в статье http://stihi.ru/2012/03/03/403, в которой отнес этот стих к хайку-хайрю, т. е. V дан (19 разряд), оценка «+1.25». Очень кстати средняя оценка квалифицированного меньшинства: «+0.93» (0 = 1, 0.5 = 2, 1 = 1, 1.5 = 3), которая и выводит стих на более высокое место, чем стих ketschmidt.
***** V дан ************************************************************ V дан *****
сельский клуб
открывает детвора
пыльное пианино
ketschmidt, 6 место КМ,
Краткий анализ дан в статье http://stihi.ru/2012/03/06/3073, в которой отнес это трехстишие к жанровому хайку, т. е. к V-му дану (19 разряд), оценка «+1.25». Средняя оценка квалифицированного меньшинства: «+0.83» (-0.5 = 1, 1 = 4, 1.5 = 1).
**** IV дан ************************************************************ IV дан ****
школьный двор
в осенних лужах…
большая перемена
polyanka, 3 место КМ,
Краткий анализ дан в статье http://stihi.ru/2012/03/15/4479, в которой отнес это трехстишие к «зеркальному» хайку, т. е. к IV-му дану (18 разряд), оценка «+1.0». Средняя оценка КМ: 0.83(0 = 1, 0.5 = 1, 1 = 3, 1.5 = 1).
**********************************************************************************
На оставшиеся семь мест пока претендуют всего 9 стихов.
Белый Раст
чернеют бушлаты
на снегу
Просто Сергеич, 30 место КМ,
0.42(-0.5 = 1, 0 = 1, 0.5 = 2, 1 = 2)
Смысловой веер образует сплетение этимологий слов и исторические факты.
открытое окно —
на томике стихов
цветет декабрист
alexeyfan, 32 место КМ
0.36(0 = 4, 0.5 = 1, 1 = 2)
Многоплановость, многокартинность и символизм.
Гэта.
Первый снег.
Гейша на праздник спешит
Босиком
Евтеев А.М., 43 место КМ
0.33(0 = 3, 0.5 = 2, 1 = 1)
ветер над Каймон —
осыпаются в море
лепестки хризантем
Просто Сергеич, 48 место КМ
0.33(-1 = 1, -0.5 = 1, 0.5 = 1, 1 = 3)
Самое сложное для меня хайку о камикадзэ.
непролазная грязь
на пригорке цветы
мать и мачехи
gripas_v, 72 место КМ
0.2(-0.5 = 2, 0 = 1, 0.5 = 1, 1.5 = 1)
Это трехстишие мне особенно нравится.
отражения…
осматривает работу
стекольщик
Николай В., 130 место КМ
0(-1 = 1, 0 = 3, 0.5 = 2)
скорый поезд
навстречу к тебе
капля по стеклу
ketschmidt, 149 место КМ
-0.08(-1 = 1, -0.5 = 1, 0 = 3, 1 = 1)
Есть зеркальность. Скажем, ссора и эмоциональный разрыв отношений, поезд увеличивает расстояние, но капля, как символ чувств, упорно скользит назад. Есть и противоположная трактовка.
вокзал
отражается в окнах
осень
ketschmidt, 150 место КМ
-0.08(-0.5 = 3, 0 = 2, 1 = 1)
зимняя ночь
только и светлого
цифры на часах
Николай В., 163 место КМ
0.08(-0.5 = 2, 0 = 1, 0.5 = 3)
**********************************************************************************
«17» марта 2012 Игорь Шевченко
г. Дубна