Подарок мастерам от Михаила Кожина
В то время как Михаил Сапего занят поиском художника (или художников) для книги Евгения Плеханова, Михаил Кожин со своей стороны предложил «офотографить» стихи мастеров на сайте http://haiku-kampai.ru. Сайт, хотя формально и мой, на самом деле – Михаила Кожина, так как от моей биографии и до последней странички – все написано Михаилом. Центральной частью сайта со временем должны стать странички хайдзинов, которые, по замыслу Михаила Кожина, будут представлять композиции фотографий и краткостиший.
Первым опытом Михаила Кожина в этом направлении искусства стала, изданная в 2005 году, книга «Опоры моста», в которой Михаил попытался создать на фоне фотографии «в лоб» композицию трехстишия и комментария. В 2007 году при работе над книгой «Игра и жизнь» композиция текста и трехстишия сопровождалась тематическими фотографией или картиной. Созданием композиций из фотографии и трехстишия «в чистом виде» Михаил занялся как раз на сайте http://haiku-kampai.ru.
И здесь в разделе «Библиотека хайку и трехстиший» http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku_foto_1.htm к некоторым стихам Михаилу Кожину удалось подобрать фотографии, которые вскрыли краткостишия с необычной стороны. Приведу лишь семь интересных, с моей точки зрения, примеров:
1.
ведут беседу
по грудь в озерной воде
дамы… валеты…
Боруко, «Хайкумена-1», М., 2003 г, с. 39
Редкое воображение нарисует дам и валетов в озере, что называется, при полном параде: http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-rus1.htm
2.
морозно
большое облако наговорил ты мне
я маленьким тебе отвечу
Марина Хаген, «Хайкумена-2», М., 2004 г, с. 49
Фотография обнаруживает почти незаметную омонимию слова «маленьким» (т. е. – малышом): http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-rus2.htm
3.
южный ветер с восточным
играет в футбол
моей головой
София Русинова, «Хайкумена-3», М., 2007 г, с. 22
Историческую грань открывает комментарий из книги Михаила Кожина «Игра и жизнь» (с. 26): «… основной ритуальной игрой древних индейцев была игра в мяч <…> по правилам майя классического периода побежденный приносился в жертву – то есть отправлялся с посланием к богам. На боковых стенах главного поля стадиона в Оахаке сохранились великолепные изображения, иллюстрирующие сцены отправления посланника путем отрезания головы. Да и сам каучуковый мяч, весом около 4 кг, символизировал голову»: http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-os2.htm
4.
Пора перелетов
вертит хвостом
очередь в авиакассу
София Русинова, «София Русинова», стихи, переводы, хайку, М., 2006 г, с. 197
Авиапассажиры оказывается могут быть и хвостатыми: http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-os4.htm
5.
река труп врага
выбросила на берег
и как теперь мстить?
Артем Мочалов
Если на миг представить, что река выбросит на берег труп врага в семейной или любовной ссоре, будет ли счастлив оставшийся в живых? Ведь мстить теперь придется только самому себе: http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-tom2.htm
6.
сладко зевает
сытая кошка:
жизнь удалась!
Михаил Сапего, «Сапего Сапегой…», СПб.: «Красный Матрос», 2002 г, с. 29
Речь, оказывается, может идти не только о животной сытости, но и о любви к потомству: http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-sap2.htm
7.
Осенью
где
настоящее время
Алексей Грохотов, «Опоры моста», М.: «Наталис», с. 492
Фото, найденное Михаилом Кожиным, считаю высшим композиционным достижением: http://haiku-kampai.ru/haiku/haiku-ag12.htm
Теперь о сути предложения Михаила Кожина к «бессмертной восьмерке (знак бесконечность)»: мастерам и гуру конкурсов «Поэзия хайку», а также к членам ЛитО «Мастерам краткостиший», авторам:
Александру Долину,
Евгению Плеханову,
Михаилу Сапего,
Николаю В.,
Просто Сергеичу,
alexeyfan,
ketschmidt,
polyanka.
Михаил Кожин просит письменного разрешения у каждого из авторов на сопровождение трехстиший фотографиями на сайте http://haiku-kampai.ru, которое можно прислать мне на почту или оставить в комментариях к этой статье на стихи.ру
Для работы Михаил Кожин просит выслать, по-возможности, полную подборку стихов. Опыт Михаила показывает, что сила композиции (краткостишие+фотография) имеет совсем не прямую зависимость от качества составляющих элементов. Насколько мне известно, теории этого вида искусства в России пока еще нет, и по этой причине имеет значение накопление материалов в этой области.
Также Михаил просит обозначить авторство стихов. Подписывать ли фамилией, ником, указывать ли город, страну и т. п.?
Со своей стороны Михаил Кожин постарается «снять» с сайта снимок, по той или иной причине не устраивающий автора, в течение недели после письма на мою почту или соответствующего комментария к этой статье на стихи.ру
«1» мая 2012 г Игорь Шевченко
г. Дубна
Согласие дали:
1. Александр Долин,
2. Михаил Сапего,
3. Николай В.,
4. ketschmidt,
5. polyanka.
«1» мая 2012 г Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2012
Свидетельство о публикации №112050105287