2011 г.  Грохотульки

 

И.А.Шевченко

Грохотульки

На трехстишия Алексея Грохотова мы с Михаилом Кожиным обратили внимание после выхода в свет второго выпуска «Хайкумены» (2004 г). Стихи Алексея Грохотова никак не хотели «классифицироваться» по спектрам, на которые мы разложили, как казалось, все мыслимые краткостишия. Загадочен был стиль, который позволял в нескольких, кажущихся несвязными, словах увидеть объем и удивительную глубину. Например,

Осенью
где
настоящее время
«Хайкумена», выпуск второй, М., 2004 г, с. 108

Это трехстишие обладает просто магической силой. Слова, как разрозненные лилии, на глади пруда образуют непонятный рисунок. И в то же время чувствуется, что истинные корни сокрыты в глубине.
Стихотворение не поддается формальному анализу, и как бы говорит аналитикам: форма – пустота. Автор как бы сделал сплав из всех наших опор. Кажется, что здесь нет ни вещественной картины, ни авторской идеи связи вещей и событий, ни эмоционального настроя автора. Однако на интуитивном уровне все это есть и в избытке.
Лишь через два года Михаил Кожин, мастер фотосайта, нашел проявляющий вещественную картину снимок http://haiku-kampai.ru/xajku-alekseya-groxotova-chast-3/: осенний пейзаж с заброшенными солнечными часами. «Осенью — где?»: где будет вдохновение? где будет осень жизни? Настоящее время – время вдохновения, или там?..
Стихи-лилии по духу близки к хайку, в которых кажущееся «ничего особенного» является прологом для размышлений или камертоном настройки чувств.
В беседе с Наталией Леви как-то проскользнуло слово «грохотульки». Среди «грохотулек» можно выделить стихи-мазки с тремя родственными словами на одной строчке, чаще всего существительными. Вот два десятка примеров:

1
ночь снегопад тишина
наброшенная
на твои беззвучные голые плечи
2
валенки варежки шарф
у печки зима
обрастает подробностями
3
март дворик луна
раскалывается
от кошачьего крика
4
ливень гром молния
короткое замыкание
сырой одежды
5
май, утро, паук
строит планы на будущее
в междурамной пропасти
6
май, ночь, сплошь
и рядом ярость ливня испытующего
на крепость кровлю
7
май пятница исподлобья
гляжу как собака из лужи лакает
бездомное облако
8
шум, смех, гам —
заполночь прямо из воздуха
таскаем в дом светлячков
литровыми банками
9
май, вечер, отчетливый
светлячок прошивает изнанку
стеклянной банки
10
Какой из камней теплее? —
не шелохнутся столкнувшись
полдень безветрие стрекоза.
11
пчёлы полдень июль
разливает в тени
забродившее солнце
12
шорох …смех … такой жаркий шёпот
что, видимо, за жасмином
запропастились дождишки…
13
июль вечер туман шиповник
выламывается из ограды
шипя и пришёптывая
14
облако небо ветер —
ничего лишнего
на закате июльской эпохи
15
Сентябрь, забудется день в лесу,
На паутине едва прикорнувшее эхо.
Останется – потерялся, услышать, зову.
16
То шагом, то рысью, понукаемый ветром,
стук-постук перепуганных яблок
день и ночь не выходит из сада
17
сад сумерки порой
листья вздрагивают, прижимаясь
к нагретому за день яблоку
18
…сентябрь сад дождь
так и не понял
хочется ли ему идти сквозь…
19
ночник ветер дождливый
вечер вживается в роль
за занавеской
20
октябрь. листья опали. среди
опалённых морозом яблок
солнце не так одиноко.
21
люди, птицы, листья…
когда поднимается ветер
каждый решает сам – где земля, где небо.
22
Тепла нет и в помине,
но тлеют и тлеют
на корню — беспечально и гулко —
ночь, ноябрь, луна.
23
скорый поезд
учится на ходу
закрывать двери, открывать окна, не оглядываться…

Думаю, именно стиль мазков является ключевым в понимании формы записи стихов Алексея Грохотова. Писать о технике можно долго. Но есть стихи, которые просто нравятся:

студёно
с каждым выдохом — вдох
всё трудней отобрать у неба

а? а! а… вместе с вороном
катаю на языке вкус
утреннего мороженного
воздуха

зима в деревне
с ничего начинается нумерация подвижного состава
собачьего лая

Вдогонку весенней ночи
уютная радость детства: мы уходим,
пленных не брать, война закончилась.

остра кухня марта
переперчены
крупно нарезанные сугробы

трет животик о камушки
урча-журча переворачивается
чистюля-ручей

раскатисто
встряхнулся и пробежался
породистый гром

Теперь, когда с нами нет Алексея Грохотова иначе читаются и его стихи:

часы дождя
сидим выслушиваем как мы
отстали от жизни.

июнь: опустошенность и лёгкость
стоит только оставить
чужое тело

…только тень
без движенья без мыслей
вычитает меня из пейзажа…

день окончен. дом пуст.
к ясным теням на двор
переселяюсь.

Никого на тропинке горной…
значит, где-то, в доме моём,
отражения дремлют.

Осенью
где
настоящее время

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2011
Свидетельство о публикации №111050103793 

Добавить комментарий