Классификация сенрю (теория и практика)
1. Хайку и около
Появление на конкурсе «Поэзия хайку» новых номинаций «лучшие сенрю» и «лучшие трехстишия» заставляет пересмотреть границы жанров и создать систему оценок стихов жанра «сенрю».
С жанром хайку пока все обстоит относительно благополучно. К нему я отношу техничные трехстишия с гармоничными (перетекающими) смысловыми пластами. Система оценок простирается на 21 балл: от 14 кю до VII дана.
Лучшими хайку на сегодняшний день считаю:
летний ливень…
в песочнице вверх дном
ведёрко
Константин Микитюк, «Поэзия» № 1 за 2011 г, с. 267
перед уроком
учительница стирает с доски
слово «любовь»
pol_doma, победитель конкурса «Поэзия хайку -4», http://stihi.ru/2011/05/10/3420
В первом случае символическая паутина уносит нас в космос, откуда туча и ливень становятся похожими на ведерко. Во втором примере ключевой является следующая (за показанной в стихе) картинка. Слово «любовь», будучи стертым, проступает на доске. Иллюстрация к извечной проблеме божественного и человеческого.
К хайку примыкает еще 7 жанров трехстиший:
— динамических,
— лилий,
— оранжевых,
— трассов,
— мини-танка,
— такынов,
— сенрю
и их комбинаций.
Лучшее трехстишие-лилия:
Осенью
где
настоящее время
Алексей Грохотов, «Опоры моста», с. 492
Лучшее мини-танка, на мой взгляд:
букетик лесных трав
ищу простые слова
Леонид Попов (Додо), «РОСсИНКИ», с. 46
Хорошо пишет в этом жанре автор иса.
Смысловые пласты могут повысить ценность трехстишия до хайку. Однако сущностью каждого «низового» жанра является энергетика. Жанры «хайку и около» можно сравнить с вулканом: сама гора – низовые жанры, жерло – хайку. Гора видна, ею можно восторгаться. Кратер не виден, но зато именно через него внутреннее содержание может вырваться и достичь куда бОльшей высоты. Есть спящие хайку, мимо которых ходят критики, редакторы, судьи, а подчас и сами авторы.
Замечу, что мое деление трехстиший на жанры не ориентируется на японцев и их терминологию. Главным является логика. Совпадения могут быть, но лишь отчасти. Проводить анализ, исходя из количества в трехстишии ваби, саби и тому подобных атомов и молекул поэтического материала, считаю бессмысленным. Эстетическими категориями пронизаны все явления жизни. Возьмите ветер, дождь, луну, и вы увидите это. Лишь смысловые пласты позволяют вызвать к жизни энергетику другого рода, которую можно назвать энергией второго витка, второго порядка или энергией хайку.
2. Сенрю
Сенрю является одним из низовых жанров с низовой энергией первого витка, т. е. получаемой непосредственно и сразу. Поэтому лучшими стихами жанра являются, на мой взгляд, дзен-сенрю:
заболею… умру…
а пока –
солнце, ветер, вино, трали-вали…
Михаил Сапего, «Игра и жизнь», с. 41
интересная штука – жизнь!
вот – вчера, например…
или, скажем, — сегодня…
Михаил Сапего, «* * *» , Mitkilibris, 1993 г, с. 23
какая луна!
а я —
непростительно трезвый…
Михаил Сапего, «Разрозненные ХЭ», Л.: «Красный матрос», 1995, с. 56
Не пил и не пил…
Но сегодня… —
о, как чешется нос!
«* * *» , Mitkilibris, 1993 г, с. 44
Низовая энергия требует простоты, лаконичности и вызывается текстовыми или подтекстовыми восклицаниями: а!, ах!, о!, ох! и т. д. и т. п. Поэтому к жанру сенрю в том числе можно отнести и сенрю-афоризмы:
живём лишь раз
а может быть и меньше…
Михаил Сапего, «Разрозненные ХЭ», Л.: «Красный матрос», 1995, с. 57
и различную игру слов (каламбуры, омонимы, синонимы, антонимы и т. д.).
3. Начальная (теоретическая) классификация сенрю
VI дан – 2 кю
Сенрю со смысловыми пластами можно при желании отнести к хайку или к трехстишиям.
Содержательные сенрю:
3 кю: динамические сенрю; сенрю-коаны, сенрю-лилии;
4 кю: оранжевые сенрю,
5 кю: сенрю-трассы
6 кю: сенрю-мини-танки,
7 кю: сенрю-такыны,
8 кю: сенрю-хайрю;
9 кю: игра близких по тематике слов (слов второго порядка, родственных слов), сенрю-ОСА (омомнимия, синонимия, антонимия и др.), смысловая ОСА (известная еще как общая строчка, общее слово и т. д.), смешанная игра ОСА;
10 кю:сенрю-скрытые пояснения, утверждения, назидания, обобщения, рассуждения, объяснения, побуждения, сообщения и т. д.;
11 кю: сенрю-назидания, пословицы, афоризмы, загадки, вопросы, сообщения и т. д.; сенрю-монологи и диалоги; метафорические, фантастические, сказочные.
Формальные сенрю:
12 кю: игра близких по значению слов (слов второго порядка), смешанная игра – ОСА (омомнимия, синонимия, антонимия и др.), графика;
13 кю: игра антонимией, игра синонимией, игра омомнимией;
14 кю: каламбуры, созвучия, ошибки.
4. Проверка классификации
Лишь на первый взгляд в России нет специализированного издания сенрю. Оно есть, правда под вывеской «альманаха поэзии хайку». Конечно, речь идет о «Хайкумене», в которой, на мой взгляд, хайку как таковые практически отсутствуют. Вывеска формальная. Огромное значение альманаха видится в том, что он собирает трехстишия низовых жанров. В узком кругу я называю его «альманахом низовых жанров», так как главной отличительной особенностью всего низового является игра. Нет лучшего издания для первичной обкатки системы классификации сенрю. Разберем лучшие сенрю с первых 19-20 страниц «Хайкумены-4» (М.: «Mеmories», Издатель И. Б. Белый, 2011 г):
1
беседка в саду.
перебивают друг друга
капли дождя
Ирина Баркалова, с. 11
Игра с использованием смысловой омонимии: читатель думает, что «перебивают друг друга» люди, нет — капли дождя, 9 кю.
2
осенний вечер
всё длиннее
SMS-ки
Сергей Григорьев, с. 11
Сенрю-трасс, 5 кю.
3
старые друзья –
сушатся валенки
на батарее
Радион Хузин, с. 12
Вновь, как и в № 1 — игра с использованием смысловой омонимии: читатель думает, что «старые друзья» люди, нет – валенки, 9 кю.
4
межсезонье
будоражит
оба полушария
Нелли Сливинская, с. 13
Сенрю-ОСА – игра с обыгрыванием омонимии словосочетания «оба полушария», 9 кю.
5
колокольчики
твоя эсэмэска
приходит без звонка
Младен, с. 14
Сенрю с игрой близких по тематике слов (слов второго порядка): «колокольчики» и «звонка», 9 кю.
6
лекция
происхождение белых карликов
метель за окном
Нора, с. 17
Сенрю-ОСА с обыгрыванием смысловой омонимии словосочетания «белых карликов», 9 кю.
7
новогодняя ночь:
у салата
привкус бенгальских огней
Боруко, с. 17
Игра близких по тематике родственных слов: «новогодняя ночь» и «бенгальских огней», 9 кю.
8
список покупок…
взвешиваю
каждое слово
Константин Микитюк, с. 17
Сенрю-ОСА – игра с обыгрыванием смысловой омонимии слова «взвешиваю», 9 кю.
9
Борода из сосулек
Под надписью
«Парикмахерская»
Валерия Крестова, с. 18
Игра близких по тематике родственных слов: «парикмахерская» и «борода», 9 кю.
10
день на исходе
флейтой сдуваю с луны
пену облаков
gwen_frozen, с. 18
Метафорическое сенрю, 11 кю.
11
вагон канатки
опускается в туман
шум талых руьёв
cosel_noster, с. 18
Смысловая игра омонимией слова «опускается», 9 кю.
12
белые ночи
незаметно расцвела
яблоня
Ladina, с. 18
Цветовая игра родственных слов «белые» и «расцвела яблоня», 9 кю.
13
большая медведица
на плече
очертанье ковша
Светлана Новицкая, с. 19
Игра родственными словами «большая медведица» и «ковша», 9 кю.
14
светает
оглянулся
подсолнух
Сергей Цвиг, с. 20
Игра с использованием смысловой омонимии слова «оглянулся»: читатель думает, что «человек», нет – подсолнух, 9 кю.
Все равно, как нетрудно заметить, даже лучшие представители альманаха не отличаются разнообразием техники: игра омонимией и обыгрывание родственных слов, что оценивается не более 9 кю. Итак, стихи базового российского альманаха практически не содержат трехстиший ни со смысловой паутиной, ни с сильной энергетикой сенрю. Вероятно, именно такой альманах устраивает Российский институт культурологи, японоведов и членов редколлегии. Напоследок, очередной шедевр «Хайкумены-4» из серии «пох-нах»:
мысль изреченная есть
или её нет
ты веришь, чувак?
с. 61
«20» сентября 2011 г Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2011
Свидетельство о публикации №111092005461