19.08.2011. Трехстишие-лилия

Речь пойдет о конкурсной поэтической работе автора polyanka:

 

Летний сад.

Мерим шагами

узорные тени…

 

Поэтические трехстишия по моей классификации относятся к жанру лилий, 2 кю. Как правило, отнести их к другому жанру трудно даже формально, не говоря уже о содержательной стороне. Например, в данном случае можно было бы отнести стих к трассам из-за временнОй протяженности. Но одновременно с протяженностью во времени показана и картина. Трехстишие двусторонне относительно времени. К тому же «мерим», не «меряем», это лилия, т. е. поэтическое слово, подтекст которого в том числе содержит и аллюзию на пастернаковскую строчку «тишину шагами меря»:

 

Но нежданно по портьере

Пробежит вторженья дрожь.

Тишину шагами меря,

Ты, как будущность, войдешь.

«Борис Пастернак. Полное собрание стихотворений и поэм», СПб.: Академический проект, 2003 г, с. 319

 

Кстати, колорит всего стихотворения «Никого не будет дома…» по-хайковски черно-белый. И Пастернак также использует аллюзию на строчку Блока: «тихо дрогнула портьера» (1904 г). Прочувствовать выражение «тишину шагами меря» дано, вероятно, лишь поэтам. Мне же лишь однажды приоткрылась тайна этого словосочетания. Как-то я вошел в читальный зал «Ленинки», в котором было достаточно много читателей. Тем не менее стояла удивительная тишина. Я шел, осторожно ступая. Мои мысли были бог весть где, но вдруг я ясно ощутил, что иду, «тишину шагами меря»… Т. е. «тишину шагами мерить», вероятно, в том числе имеет значение «медленно (с осторожностью) идти, думая о чем-то».

Однако важно и то, что на втором созвучном плане проступает слова «мера». Может шаг мера тишины подобно хлопку одной рукой? А может тишина мера чего-то божественного? Может она есть ценность? Может Музыка — ворота в царство Тишины? Важно другое — все эти подтексты образовались благодаря смысловому и звуковому созвучию второго плана.

Слова созвучные слову «мерим» — «мирим», «мерин» и т. д. — могут способствовать появлению иных созвучий и у прилагательного «узорные».

Стихотворения-лилии по самой сути жанра являются символическими, поэтому столь высоко и стоят на иерархической лестнице жанров трехстиший. В данном случае, можно присовокупить и многочисленные переплетающиеся судьбы великих и безвестных людей, некогда посещавших Летний сад в Санкт-Петербурге. Не обязательно в стихотворении говорится о влюбленной парочке, речь может идти о каждом из нас.

Тем не менее, на мой взгляд, стихотворение не выходит за рамки жанра «лилий» по причине указанных сдерживающих факторов. Вероятно, это тот исключительный случай, когда закон поглощения не работает.

 

«19» августа 2011 г                                           Игорь Шевченко

г. Дубна

 

Добавить комментарий