09.05.2011. Краткий анализ произведений конкурса «Поэзия хайку – 4»

 

 

Хочу поздравить всех участников с окончанием конкурса и извинить меня за возможные ошибки, а также за возможную резкость или невольную грубость. Я спокойно воспринимаю возможную похожесть стихов, поданных на конкурс одним автором и написанных ранее другим. Дело в том, что в мире, как мне кажется, написано не более сотни хайку, в России же счет идет на десятки, поэтому нет разницы какое «кю» с какого «кю» переписывается. Если кто-то сумеет перевести хайку с иностранного так, что оно будет представлять хайку и на русском языке, честь ему и хвала, при этом, желательно, конечно, указывать иностранного автора и первоисточник. Вообще, чем более будет комментариев к конкурсным работам, тем легче мне оценивать.

Всего было прислано 136 произведений: 133 трехстишия и 3 хайку. Анализ стихов этого конкурса заставил меня пересмотреть взгляд на хайку. В каком-то смысле я вновь откатился к «Опорам моста». Да между хайку и трехстишиями для меня есть дистанция, которую условно можно назвать «Условия получения дана», так как трехстишия оцениваются мной от 14 кю (низшая оценка) до 1 кю (высшая оценка) по признакам, изложенным ниже, а хайку от I дана (низшая оценка) до VII-го — (высшая оценка).

Если два произведения получают равную оценку, то в базе выше ставится произведение, поданное на конкурс ранее.

По результатам этого конкурса я вынужден был признать существование жанровых хайку и хайку со смысловой досказанностью. Вполне возможно есть и другие виды, конкурсы покажут. На всякий случай я зарезервировал VII данов под возможные различные виды хайку.

 

Оценки трехстиший.

 

Оценка «-2».

14 кю: утверждения, назидания, афоризмы http://stihi.ru/2010/05/05/221, пословицы, загадки, вопросы, обобщения, рассуждения, объяснения, побуждения, сообщения, оперирование невещественным, олицетворения, общеизвестные (лишние) факты, общие для хайку ключевые слова («жизнь», «смерть», «Бог» и т. п.);

13 кю: монологи, диалоги;

12 кю: скрытые пояснения;

 

Оценка «-1.5».

11 кю: метафорические трехстишия, иносказательные, обыгрывание устойчивых выражений;

10 кю: сенрю (иронические и юмористические, игра цветом и звуком), суперплотные

9 кю: неэкономичные (лишние слова, большая пересекаемость значений и т. п.),

 

Оценка «-1».

8 кю: трехстишия с ошибками (смысловыми, орфографическими, рубленность, смысловая рифма, скрытое обыгрывание устойчивых выражений, скрытое сенрю и т. д., и т. п.), наличие (скрытого) отрицательного вектора;

7 кю: мини-танки http://stihi.ru/2010/05/06/6662, мини-оды;

6 кю: такыны (одноопорные)http://stihi.ru/2010/06/01/1438,

 

Оценка «-0.5».

5 кю: трассы http://stihi.ru/2010/05/06/1149,

4 кю: оранжевые http://stihi.ru/2010/05/30/4889 (присутствие автора, скрытое утверждение);

3 кю: хайрю (скрытая метафоричность)http://stihi.ru/2010/05/28/6801, жанровые;

2 кю: динамические трехстишия http://stihi.ru/2010/05/23/5068, стихи-лилии;

1 кю: трехстишия с техническими недочетами (в том числе использование ключевых слов; а также скрытые трассы, скрытые оранжевые, одноопорные и мини-танка…

 

Техничными (оценка «0») считаются трехстишия, которым присущи:

 

1) предметность,

2) правдоподобность (в каком-то смысле объективность) и естественность,

3) предельная лаконичность (а не твердость формы),

4) композиционность (смысловая двучастность), одна часть которой связанна с природой, и ритмическая трехчастность,

5) отсутствие смысловой досказанности http://stihi.ru/2010/04/20/4292,

6) отсутствие досказанных мостов в прошлое  http://stihi.ru/2010/11/12/7209,

7) вариативность,

8) безличность и бесцветность,

9) отсутствие даже скрытых метафор, персонификаций, каламбуров и диалогов,

10) отсутствие рифмы,

11) эффект мгновенного присутствия (или настоящее время глаголов, незавершенность действия),

12) положительный вектор.

 

Четыре условия получения дана:

 

1: технически сложные трехстишия (с четвертой строчкой, с обыгрыванием омонимии, с символикой и т. п.);

2: мост в прошлое;

3: мост из прошлого в настоящее;

4: мост в будущее или в надприродное.

 

Условные оценки видов хайку.

 

I дан (оценка «+0.5»): хайку со смысловой досказанностью;

II дан (оценка «+0.5»): хайку-такыны;

III дан (оценка «+1»): хайку-трассы;

IV дан (оценка «+1»): оранжевые хайку;

V дан (оценка «+1.5»): жанровые;

VI дан (оценка «+1.5»): динамические хайку;

VII дан (оценка «+2»): классические хайку.

 

Большой проблемой этого конкурса было определение победителя среди двух жанровых хайку авторов pol_doma (условно: про учительницу) и polyanka (условно: про мост). Формально «учительница» одноопорна. Если написать текст одной строкой, то он читается одним предложением. Однако я посчитал, что «Перед уроком» достаточно сильное символическое словосочетание, которое условно можно считать смысловой опорой. При этом «учительница» легко понятна и неподготовленному читателю.

«Мост» технически прочен и представляет чисто жанровое хайку, но страдает тем недостатком, что труден для восприятия неподготовленному читателю.

 

 

ПРИЗЕРЫ  КОНКУРСА «ПОЭЗИЯ ХАЙКУ — 4»

 

********************** I место V дан  ЖАНРОВОЕ ХАЙКУ **********************

1

перед уроком

учительница стирает с доски

слово «любовь»

 

pol_doma

 

Кажется, что трехстишие одноопорное, так как читается одним предложением. Но заменим первую строчку, для примера, «перед грозой». «Перед уроком» — несет символический подтекст, поэтому я считаю текст условно двуопорным

Анализ:

символическое (1 условие хайку): «стирает слово «любовь» — убивает любовь к учению; есть и забавная 4-я строчка «перед уроком учительница стирает (белье)» с одновременным обыгрыванием омонимии;

мост в прошлое (2-е условие): легко восстанавливается картина, как дети писали на доске «Петя+Маша=Любовь»;

мост в настоящее (3-е): дети тянутся к знаниям, но, эти же дети, становясь  взрослыми «стирают слово «любовь».

мост в надприродное или будущее (4-е): на уроках взрослых, как  правило, учителя так же стирают слова «любовь к ближнему», однако те, кто учился в школе, помнят, что как бы «учителя» не стирали с доски слово «любовь», оно проступает…

 

********************** II место V дан  ЖАНРОВОЕ ХАЙКУ **********************

2

Поцелуев мост.

Меж лепестками

Окурки.

 

polyanka

 

Анализ, смотрите статью «Привязка к природе в хайку» http://stihi.ru/2011/05/05/7216.

 

********* III место  I дан ХАЙКУ СО СМЫСЛОВОЙ ДОСКАЗАННОСТЬЮ **********

3

прислушайся

как пчёлы гудят в саду

заброшенного дома

 

ketschmidt

 

Стартовая оценка: побуждение (14 кю) «прислушайся!».

Анализ, смотрите статью «Краткий анализ трехстишия автора ketschmidt»

http://stihi.ru/2011/05/07/328

 

****************************** IV место  3 кю *********************************

4

закат

у закрытой двери

старик с котомкой

 

Радуга

 

Жанровое, 3 кю. Я бы поставил точку после «закат». Тогда возникало бы интересное символическое прочтение «закат у закрытой двери» (скажем, жизнь после смерти возлюбленной). При этом отмечу хорошую вариативность: старик мог отправиться в путь, проситься на ночлег или вернуться домой.

 

****************************** V место  4 кю *********************************

5

огромная луна

за окном веранды

саженцы вишни

 

ketschmidt

 

Оранжевое. В слове «огромная» видно присутствие автора.

 

Оранжевое, 4 кю

 

****************************** VI место  4 кю *********************************

6

ветреный март

на самом дне ступки для специй

душистый горошек

 

иса

 

«Ветреный» — скрытое олицетворение, хайрю (3 кю), «на самом» — выдает авторское присутствие (4 кю).

 

Оранжевое, 4 кю.

 

****************************** VII место  4 кю *********************************

7

белая кость

весь в снегу

продавец нецке

 

pol_doma

 

Оранжевое. Присутствие автора вижу в слове «весь». 4 кю

 

****************************** VIII место  4 кю *********************************

8

талый снег

наполовину чист

носовой платок

 

Просто Сергеич

 

Оранжевое из-за «наполовину», 4 кю.

 

****************************** IX место  4 кю *********************************

9

В Крыму с юной женой…

«Холодное лето

пятьдесят третьего.»

 

Евтеев А.М.

 

Оранжевое, 4 кю. Ошибочка (точку нужно вынести из кавычек).

 

****************************** X место  4 кю *********************************

10

Старая куртка…

На рынке в солнечный день

Ищу сдачу

 

Евтеев А.М.

 

Оранжевое, 4 кю. Интересно, что речь может идти как о продавце, так и о покупателе. Слово «сдача» омоним.

 

****************************************************************************

 

 

 

 

 

4 кю

МЕСТА    11 — 17

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

веточка ивы

тонко коснулась лица

нить паутины

 

ketschmidt

 

Оранжевое. «Тонко» — выдает присутствие автора. 4 кю

 

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

тропинка в лесу

солнечные зайчики

под ногами

 

Николай В.

 

Оранжевое 4 кю, присутствие автора видно, в том числе, и в употреблении устойчивого выражения «солнечные зайчики». Усматриваю и скрытое обыгрывание этого устойчивого выражения, хайрю, 3 кю.

 

 

Оранжевое со скрытым обыгрыванием устойчивого выражения, 4 кю

 

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

ПЕРВЫЙ СНЕГ

 

утренняя пробежка —

первая рожица

на заснеженном капоте

 

polyanka

 

Оранжевое из-за «рожица», 4 кю. Мне кажется предстишие лишним. Без него повышается вариативность, включающая и «первый снег».

 

Оранжевое, 4 кю

 

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

подледный лов

медитирует рыбак

вниз по течению

 

Просто Сергеич

 

Оранжевое из-за «медитирует», 4 кю

 

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

Снег едва сошёл…

Метит мою аллею

Пёсик без поводка

 

Евтеев А.М.

 

Оранжевое, 4 кю

 

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

дружные всходы перцев

под целлофаном дрожат мелкие

паровые капли

 

иса

 

«Дрожат» — скрытое олицетворение, хайрю (3 кю), «дружные» — выдает присутствие автора (4 кю).

 

Оранжевое, 4 кю.

 

******************************** 4 кю ***************************************

11-17

волна

смывает следы на песке

алые паруса

 

Радуга

 

Вторая строчка выдает авторское присутствие. Часто авторское присутствие – это наличие скрытого утверждения. Укажите на морском берегу такую деталь (скажем, забытую вещь), чтобы читатель нарисовал себе и волны, и следы. А то получается, что у волны только и дела, что смывать чьи-то следы и потом носить их по морям и океанам.

 

Оранжевое, 4 кю.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

5 кю

МЕСТА    18 — 43

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

осенний ветер

в чердачном окошке

вправо-влево свеча

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

Сильно напоминает известную сцену из «Собаки Баскервилей». «Вправо-влево» выдает временную протяженность. Для меня хайку картинно, т. е. остановлено во времени. Типичный трасс (трехстишие-рассказ).

 

трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

жаворонок за окном

выше и выше поёт

канарейка в клетке

 

ketschmidt

 

«Выше и выше» — трасс из-за протяженности во времени. Образуется множество гармоничных прочтений, например:

 

жаворонок за окном

выше и выше

поёт канарейка в клетке

 

Трасс, 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

густой туман

тяжелеет от росы

сеть паутины

 

ketschmidt

 

Трасс из-за «тяжелеет», 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

сосновая ветка

потрескивает на ветру

искрами костёр

 

ketschmidt

 

Трасс из-за «потрескивает» (неоднократность действия), 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Забытая книга.

Отдаёшь как была

В суперобложке

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю из-за указания на точку в прошлом «забытая».

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

стёртые СМС-ки

прошлогодний снег

 

Яна-Фа

 

Трасс, 5 кю из-за указания на точки в прошлом.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

выпускной вечер

огоньки на мачтах

тают во мгле

 

RomanLy

 

Трасс, 5 кю, из-за временнОй продолжительности слова «тают».

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Эспрэссо

За столом с ромашкой

Четвёртый год

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Старшая внучка.

 

Книгу закрывая,

«Было, и не было ничего…»

Шепчу над спящей

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Из зимнего леса

Выхожу под фонарь городской…

На «Битцевский парк»

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

ветер уносит

обрывки вчерашних газет

чистые окна

 

Радуга

 

Трасс («вчерашних») с оранжевизной («чистые», «ветер уносит»), 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

дождь за окном

дети читают сказку

лампа Алла Дина

 

Радуга

 

Трасс, 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

пригревает

женщина гладит

крохотный чепчик

 

alexeyfan

 

Трасс, 5 кю из-за временнОй продолжительности «пригревает».

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

та что выбрал

быстрее других

сгорает у алтаря

 

alexeyfan

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

подсмотрел ненароком

а не оторваться от окна

женщина кормит

 

alexeyfan

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

зимняя горка

кубарем дети и пёс

на «ватрушке»

 

Мила

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Там птицы не поют

 

гнёзда пустые

на обгорелых стволах

прошлое лето

 

Мила

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

выписывает

письмена старый мой пёс

а снег всё идёт

 

Мила

 

Трасс, 5 кю из-за «всё идёт».

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Чайник свистит.

Вспорхнув, суетится…

Синичка

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Зима в России…

Молча шагают след в след

Дети и мужики

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

гнёзда пустые

на обгорелых стволах

прошлое лето

 

Мила

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

рабочее время

медленно тянется

дым из курилки

 

Просто Сергеич

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

У станции метро.

 

Новая весна…

Знакомый серый кобель

Уж не облает

 

Евтеев А.М.

 

Трасс, 5 кю

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

молодая луна

вниз по реке

льдина за льдиной

 

polyanka

 

Трасс, 5 кю.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

долгий закат

к ногам приластилась

и опять ушла кошка

 

иса

 

Трасс, 5 кю из-за временнОй продолжительности.

 

******************************** 5 кю ***************************************

18 – 43

Весеннее рукоделье

 

стежок за стежком

по канве прошлогодней

зелёная гладь

 

Яна-Фа

 

Предстишие не должно выполнять роль названия, так как основное свойство хайку – смысловая вариативность. Интересно обыгрывается омонимия. Трасс, из-за временнОй продолжительности — «стежок за стежком» 5 кю.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

6 кю

МЕСТА    44 — 47

******************************** 6 кю ***************************************

44

шумный перрон —

из поднятых воротников

облачка пара

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

Такие трехстишия я называю такынами (трехстишия-акыны). Автор рисует словами, то, что видит. Однако жанр хайку предполагает объективность, так как, если мы будем писать о том, что «просто» видим, то иногда будем описывать абсурдные вещи. Например, идем по летнему лесу, видим ворону, которая просто открыла клюв, а за вороной в это время запел соловей. Неужели будет хорошо:

 

сосновый лес

из клюва вороны

соловьиная трель

 

Такыны становятся хайку если не теряется объективность и двучастность.

 

такын, 6 кю

 

******************************** 6 кю ***************************************

45

ветка сакуры

чуть покачивается

рассвет над Хонсю

 

Просто Сергеич

 

Речь, вероятно, о землетрясении 11 марта 2011 года.

Такын, 6 кю

 

******************************** 6 кю ***************************************

46

капельки росы

на зелёном листочке

утренний туман

 

Николай В.

 

Последние две строчки можно воспринимать, или как метафора («на зелёном листочке», т. е. на лугу), или как такын (мне кажется, что туман на листочке).

 

Такын, 6 кю.

 

******************************** 6 кю ***************************************

47

зеркало воды

листок по небу плывёт

через облака

 

Николай В.

 

Типичный такын, как видится – то и пишу, 6 кю.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

7 кю

МЕСТА    48 — 55

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

странное слово

разочарование

весною осень

 

Яна-Фа

 

Мини-танка, 7 кю

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

чайки над морем

ноги горячий песок

так обжигает

 

Мила

 

Сопоставляется картина природы «чайки над морем» с авторским чувством «так обжигает».

 

Мини-танка, 7 кю

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

дождь одинокая берёза

качается за окном

о путнике сердце болит

 

Николай В.

 

Мини-танка, 7 кю. Сопоставляется природное явление с чувством автора.

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

Над кинотеатром

Полная луна…

Что мне билеты

 

Евтеев А.М.

 

Мини-танка, 7 кю. Сопоставляется природное явление и чувство автора.

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

Липы в цвету

 

жужжание пчёл

в пахнущей мёдом аллее

дышится сладко

 

Мила

 

Мини-танка, 7 кю. Сопоставляется природное явление и чувство автора.

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

так холодна ночь

прижмись же пышным бочком

блудница-кошка

 

ketschmidt

 

Мини-танка, 7 кю. Сопоставляется природное явление и чувство автора.

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

где бы зонт найти

эту вишню в цвету

от дождя укрыть

 

Николай В.

 

Мини-танка, 7 кю. Сопоставляется природное явление и чувство автора.

 

******************************** 7 кю ***************************************

48 – 55

как прекрасна эта роза!

в руках садовника

ножницы

 

Дадалова Марина

 

Написано в духе известных переводов:

 

Белая хризантема –

и ножницы вдруг перед ней

замерли на мгновенье…

Александр Долин – Ёса Бусон (1716-1783)

«Шедевры японской классической поэзии в переводах Александра Долина», М.: ЭКСМО, 2009, с. 450

 

Срезал пион –

и себе настроенье испортил

на целый вечер…

Александр Долин – Ёса Бусон (1716-1783)

«Шедевры японской классической поэзии в переводах Александра Долина», М.: ЭКСМО, 2009, с. 447

 

Мини-танка, 7 кю. Сопоставляется цветок и чувство автора.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 кю

МЕСТА    56 — 67

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

тень за тенью

над детским приютом

чёрные аисты

polyanka

 

К сожалению, я  усматриваю наличие скрытого отрицательного вектора. И вполне понимаю, что автор никоим образом не имел в виду ничего плохого. Дело в том, что «черные аисты» — это бойцы элитного подразделения, которые были одеты в черную форму и воевали против наших ребят. Афганская война началась, когда я учился в 9 классе. Т. е. старшее поколение это трехстишие может понять совсем иначе. Извините.

 

наличие скрытого отрицательного вектора, 8 кю

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

ламбада в кафе —

покачиваются у берега

пара щепок

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

По моей классификации – это хорошее жанровое трехстишие, так как сезонность достаточно размыта (или третьестепенна). Почему не отличное? «Жанровость» часто тянет за собой технические ошибки. Здесь – это так называемая смысловая рифма: когда две строчки заканчиваются ответом на один вопрос «где?»:

 

ламбада «где?»

покачиваются «где?»

 

Причем избавится от смысловой рифмы почти невозможно. Если оставить одно слово «ламбада», то оно почти полностью будет относиться к «щепкам» и трехстишие станет почти метафорическим.

Для меня «жанровые трехстишия» часто – скрытые метафорические. Посмотрите, ведь автор не делает ничего более, как просто сравнивает два похожих явления: танец в кафе и «танец» щепок. В этом определенная ущербность жанровых трехстиший. Автор хорош, но может подняться выше.

 

жанровое со смысловой рифмой, 8 кю

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

тот же абажур

тихие разговоры

на кухне чайник

 

Николай В.

 

По сути динамическое трехстишие (2 кю), но с технической ошибкой – явной рубленности (явной трехчастности) (8 кю).

 

динамическое с ошибкой, 8 кю по принципу «слабейшей ошибки»

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

больничный двор

кормит новорожденного

белая кошка

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

Необходима точка после первой строчки, так как получается:

 

больничный двор

кормит новорожденного

(грудью, с ложечки, из бутылочки)

 

Необходимо указать, кого именно кормит кошка. Ведь было дело, когда волчица выкормила Ромула и Рема. Я усматриваю скрытый отрицательный вектор или

 

скрытую смысловую ошибку, 8 кю

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

ворбьиная

склока хотел вмешаться

общебетали

 

Николай В.

 

Трасс, т. е. рассказ (5 кю). Печально то, что автор в стремлении к форме 5-7-5 разбил словосочетание «ворбьиная склока», что я считаю ошибкой (8 кю).

 

трасс с ошибкой, 8 кю

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

локон в медальоне —

сворачиваюсь в клубок

под старым пледом

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

Жанровое со смысловой рифмой:

локон «где?»

сворачиваюсь в клубок

«где?»

 

жанровое с ошибкой, 8 кю по принципу «слабейшей ошибки»

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

негатив чёрно-белый

красный фонарь освещает

грошик на паперти

 

НИПАТОМУША

 

Хорошее жанровое трехстишие. Идея сопоставления печати фотографий при красном свете и, скажем, китайских красных фонарей. При этом используется игра омонимии слова «грошик», читатель может представить, к тому же, средневековую Европу, старую Россию и недавнюю Польшу.

Но именно жанровость и мешает стиху стать жанровым хайку. Если в хайку легко написать одно слово в зачине: дождь, снег, листопад и т. п., то в жанровом трехстишии по разным причинам первая строчка обычно представляет словосочетание.

В нашем примере плохо написать просто «негатив» из-за негармонирующей омонимичности этого слова.

Приходится уточнять «негатив чёрно-белый», но теперь возникает другая ошибка – большое смысловое пересечение, т. е. становится частично неэкономичным. Дело в том, что красный свет относится именно к черно-белой печати. При цветной печати фотобумага засвечивается от красного света. Сам негатив (на пленке) проявляется вообще в полной темноте. Частично стали пересекаться и указатели на ночь: «черно-белый» (церковь белая, ночь – черная) и «фонарь».

Произведение не могу причислить к цветным, скорее – к тонированным, что, на мой взгляд, приемлемо.

Жанровое трехстишие вынужденно неэкономичное, 8 кю.

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

На сером

Серебряные крылья…

Обломок обшивки

 

Евтеев А.М.

 

Одноопорное. Если я правильно пониманию, речь идет о самолете. Но вынужден заметить скрытое сенрю. Стал как-то подниматься Икар на серебряных крыльях…

 

8 кю.

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

Битцевский парк

Под лесною молнией

Обронённый орех

 

Евтеев А.М.

 

На мой взгляд, это трехстишие с ошибкой. Не бывает «лесных молний». 8 кю.

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

остатки сугроба

на краю газона

дубок без макушки

 

polyanka

 

Кажется симпатичным. Однако к сильным авторам у меня другие мерки. Сущность видится в скрытом сравнении (3 кю). В хайку скрытые сравнения могут быть, но в двух строчках. Третья должна должна делать их частью, например, дзенской идеи.

Бросается в глаза полная симметрия стиха (вторая строчка общая) с тройной смысловой рифмой на вопрос «чего?»:

 

остатки «чего?»

на краю  «чего?» — общая строчка

дубок без «чего?»

 

На мой взгляд, в хайку лучше воздерживаться от употребления отрицаний «не», «без» и т. п., так как становится заметно присутствие автора.

 

Смысловая рифма, 8 кю

 

******************************** 8 кю ***************************************

56 – 67

окопы

на марсовом поле

линия жизни

 

Радуга

 

Марсово поле есть в Риме, в Париже, в Санкт-Петербурге (и в хиромантии). Военные парады на них проводились, а вот о траншеях ничего не известно. В любом случае видна попытка обыграть устойчивое выражение, а это 8 кю.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

 

9 кю

МЕСТА    68 — 76

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

облако над грядой

стекает через край

кофейная пена

polyanka

 

Комментарий автора:

«»Солнечный кофе» (27 января) — праздник встречи солнца в Исландии»

 

Считаю лишним слово «стекает»:

 

облако над грядой

через край

кофейная пена

 

неэкономичное, 9 кю

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

море луж и крабов пир

цунами Луну закрывая

наш дом на себе прокатил

 

НИПАТОМУША

 

Комментарий автора:

 

«Ответ справочной службы русского языка

 

Цунами – несклоняемое существительное среднего рода (некоторые словари допускают женский род). (конец цитаты)

 

Ставя намеренно мужской род существительного цунами в данном произведении, автор намеренно усиливает чувство мощи сил природы».

 

«Прокатил» указывает временную протяженность, т. е. трасс (5 кю). Однако трасс, на мой взгляд, убит неэкономичностью («море луж», «крабов пир») (9 кю).

 

трасс неэкономичный (9 кю)

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

у ручья

беседуют двое

воды течение

 

Радуга

 

Отнес бы к неэкономичным. Так, если убрать вторую строчку, то получится:

 

у ручья

воды течение

 

неэкономичное, 9 кю

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

хризантема

с переломленным цветком

чуть раньше

 

Дадалова Марина

 

Стартовая оценка: одноопорное (6кю), так как читается одним предложением. При хорошей потенциальной символичности трехстишие губит большая пересекаемость значений слов: «хризантема» и «цветком». Т. е. получается как бы «цветок» с «цветком».

 

Одноопорное с большой пересекаемостью значений слов, 9 кю

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

озеро Чад

летним вечером

тлеют торфяники

 

Радуга

 

Интересно, что, как утверждает  «Географическая энциклопедия»,

«Чад» с одного из местных языков переводится как «большое пространство воды», «озеро». Встают в памяти строчки Николая Гумилева «далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф». Если дело в простом созвучии «Чад» — «чадить», то это сенрю. Однако думается, что все не так просто. Чад – древнее (реликтовое) мелеющее озеро. Оно слабосоленое, так как есть сток в высохшую реку Газелей. Однако если ее копнуть, вода появляется. Это свойство очень похоже на тлеющие торфяники.

Несмотря на интересную идею, мне кажется несколько избыточной вторая строчка, так как время года прекрасно указано «сезоном торфяников».

 

Неэкономичное, 9 кю.

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

букет тюльпанов

чуть губки приоткрыты

улыбкой нежной

 

Мила

 

Видно стремление автора к форме 5-7-5 ценой потери экономичности. Так кажется лишним слово «нежной», если «приоткрыты», то сомнительно употребление — «чуть». Извините, но, может возникнуть ощущение, что улыбка, это «открывашка», так как ею, «улыбкой нежной», — «губки приоткрыты». Для меня лучше лаконизм при форме 1-7-3, чем неэкономичность при форме 5-7-5. При этом, если два стиха хороши, то 5-7-5 у меня НИКОГДА по причине формы не будет лучше 1-7-3.

 

Неэкономичность, 9 кю

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

Долгий путь

 

пыльные травы

сопровождают тропу

к Храму дорога

 

Мила

 

«Сопровождают» — скрытое олицетворение, хайрю 3 кю. Неэкономичное из-за большого смыслового пересечения слов «путь», «тропу» и «дорога».

 

Хайрю неэкономичное, 9 кю

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

Дождались

 

лето пришло

в расплавленном асфальте

узоры каблучков

 

Мила

 

Как известно, асфальт плавится летом лишь в нескольких странах Евразии: России, Белоруссии, Эстонии, Литве, Латвии, Китае и на Украине. О причинах можно узнать из статьи: «Почему на наших дорогах плавится асфальт, образуются колеи и кто в этом собственно виноват?»

http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url=http.stroika24.eu&text=&l10n=ru&sign=2798255fe1953c297b9d6aac0a297dd4&keyno=0

Трехстишие же производит впечатление неэкономичного. Я усматриваю пересечение в первых двух строчках, а также в словах «дождались» и «пришло», которые являются признаком «трасса», 5 кю. Слово «пришло» мне кажется лишним.

 

Трасс неэкономичный, 9 кю.

 

******************************** 9 кю ***************************************

68 – 76

лист прошлогодний…

подхватил его

весенний ветер

 

Евтеев А.М.

 

Неэкономично «лист» и «его», 9 кю

****************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 кю

МЕСТА    77 — 92

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

шах ставит маты

 

конь идёт за слоном

шах ставит маты

за персидский ковёр

 

НИПАТОМУША

 

Приз в шахматной партии — персидский ковёр.

Шах убирает спортивные маты ставя их за персидский ковёр.

Конь идёт за слоном за окном дворца.

Шахматные фигуры конь и слон.

Сочетание шах-маты обыгрывать не обязательно.

 

В кратком анализе произведений предыдущего конкурса я говорил о своем отношении к суперплотным трехстишиям. Они хороши тем, что позволяют увидеть возможности языка и тренируют готовность авторов и читателей к восприятию омонимичных текстов. Известно, что японский язык высокоомонимичен. Вероятно, именно так там выглядит обычное трехстишие. Задача японского хайдзина, думаю, помимо прочего, состоит в освобождении от излишней омонимии. В этом смысле нам гораздо легче писать хайку.

 

суперплотное, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

шум на улице —

с балкона тянут шеи

хризантемы

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

Я бы отнес это произведение к жанру сенрю. При желании можно отнести и к метафорическим трассам.

Итак, «шум на улице» был сначала, очевидно, что «тянуть шеи» стали потом. Перед нами протяженность во времени – трасс (5 кю). Однако вторая строчка общая, и шеи тянут еще и хризантемы, а это явно указывает, что перед нами метафорическое трехстишие (11 кю).

 

сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

алыча цветёт

на жёлтом одуванчике

белый лепесток

 

Николай В.

 

цветное, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

солнечный луч

радугой в палисаднике

цветная тень

 

ketschmidt

 

Смысловая ошибка. Солнечный луч – абстрактное понятие, как точка на числовой прямой. (8 кю). Но еще хуже, что трехстишие цветное (10 кю).

 

Цветное, 10 кю.

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

карпы зеркальные

рисовый шарик

мандарин достаёт

 

НИПАТОМУША

 

Он может съесть их или может накормить им.

 

Интересное обыгрывание омонимии слова «мандарин».

 

Сенрю, 10 кю.

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

Пятница, вечер.

Ананасы в шампанском

у Робинзона

 

Радуга

 

Интересное сенрю с омонимией Пятницы и Робинзона.

 

Сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

джин с электрички

отстаёт голова

от состава

 

pol_doma

 

Забавное сенрю с гармоничным обыгрыванием омонимии сразу трех слов — «джин», «голова» и «состав».

Сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

Мулен Руж.

Оперились девочки —

глаз да глаз…

 

polyanka

 

Сенрю. На этом конкурсе вообще стильные сенрю. При первой возможности хочу поговорить с главным редактором о возможности в будущем открыть отдельный конкурс «сенрю».

Сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

бетховен

по барабану

прыгают сопли

 

pol_doma

 

сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

Виляет хвостом

Старая рыжая сука…

Мартовский полдень

 

Евтеев А.М.

 

Написано хорошо. Но вторая строчка напоминает мне известную фразу из анекдота: «А кто будет шельмовать (т. е. мошенничать в игре), того будем бить по НАГЛОЙ РЫЖЕЙ МОРДЕ». Омонимия слова «сука» переводит трехстишие в разряд сенрю или «в наличие скрытого отрицательного вектора», что, вероятно, зависит от читательского восприятия.

 

10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

я — не я

хранит страшную тайну

зеркало для бритья

 

pol_doma

 

сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

разлив

редкий мат долетает

до середины реки

 

pol_doma

 

сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

майская гроза

за стеной кабинета

новый начальник

 

Просто Сергеич

 

сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

во искупленье

ставит начальник свечу

от геморроя

 

Просто Сергеич

 

Сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

лепесток вишни

лежит на обочине

автоинспектор

 

Просто Сергеич

 

Зная нашу действительность (когда запросто могут безвозмездно взять арбуз или лоток с вишней) и сенрю Михаила Сапего, воспринимаю это трехстишие так:

 

лепесток вишни

лежит на обочине автоинспектор

не родную ль деревню вспомнил

 

лепесток вишни

лежит на обочине автоинспектор

жизнь удалась

 

сенрю, 10 кю

 

******************************** 10 кю ***************************************

77 – 92

зал прилёта

информационное табло

щёлкает по носу

 

polyanka

 

Сенрю, 10 кю

****************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11 кю

МЕСТА    93 — 114

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

ночной автобус —

мерцают окошки

мобильников

 

Напечатано в Улитке-4

 

RomanLy

 

Жанровое (3 кю). У мобильников – экраны; «окошки» — метафора.

 

метафорическое,  11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

ветерок

влетел разбуянился

за шторкой овод

 

ketschmidt

 

Олицетворение ветерка и овода: «разбуянился», 11 кю.

 

Метафорическое, 11 кю.

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

половодье

разливается

песня жаворонка

 

ketschmidt

 

Неудачна вторая строчка, так как «половодье разливается» — тавтология, а «разливается песня жаворонка» — метафора.

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

небо

над камышами

летающая форель

 

ketschmidt

 

«Летающая» — метафора.

 

Метафорическое, 11 кю.

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

цветущий клён

разворачиваются

атласные листья

 

ketschmidt

 

Атласные листья могут быть и из атласной ткани. Однако одно из равноправных прочтений говорит не только о протяженности во времени (трасс, 5 кю: «разворачиваются»), но и о метафоричности — «атласные листья».

 

Трасс метафорический, 11 кю.

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

иду вослед

короткой тени

длинного дня

 

Дадалова Марина

 

Оранжевое (4 кю), одноопорное (6 кю), метафорическое (11 кю), так как тени у дня не бывает, а такое прочтение есть.

 

11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

жаркий полдень

звенит над водой

детский смех

 

polyanka

 

Метафорическое из-за «звенит». 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

Летний денёк.

Липнет к асфальту

даже моя тень…

 

polyanka

 

Комментарий автора:

 

хонкадори на Кидзё:

 

Зимний денек.

От меня вперед протянулась

моя же тень…

 

это его перифраз на хайку Басё:

 

Еду на коне,

а тень моя рядом мерзнет

в зимний денек…

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

оттепель

вверх по морщинам

вода

 

Николай В.

 

Слабо понимаю это трехстишие. Вероятно, речь идет о разливе реки. Но и в этом случае «морщины» — метафора.

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

клочьями бока

мокрые лапы поджал

мартовский сугроб

 

Яна-Фа

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

солнце по берегу —

разлетаются лучики

с собачьей шерсти

 

RomanLy

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

Тучи сбираются.

Будто хотят погасить

Пожар за рекой…

 

Евтеев А.М.

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

талые капли

весело падают с крыш

первые коты

 

Просто Сергеич

 

«Весело» — скрытое «очеловечивание» капель или котов.

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

На перекрёстке

 

тёмная ночка

режет конусом света

горбатый фонарь

 

Мила

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

гибкие лозы

стати подобны твоей

танец волшебный

 

Мила

 

Метафорическое, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

В волнах

 

лёгкой волною

косы твои расплелись

негой купаюсь

 

Мила

 

Метафорическое, 11 кю из-за «негой». Последняя строчка, на мой взгляд, шероховата с точки зрения русского языка.

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

на полу сидит

повелитель игрушек

все вокруг него

 

Николай В.

 

Метафорическое, 11 кю из-за «повелитель игрушек». Неэкономичное (9 кю) из-за «него», второе упоминание. Третья строчка похожа на утверждение или на дополнительное несколько избыточное сообщение.

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

кружка чая в руке

солнечный зайчик рядом порхает

вместе чай пьём

 

Николай В.

 

Метафорическое из-за «солнечный зайчик порхает», 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

Морозно

 

кот спит клубочком

тянется дым из трубы

в синее небо

 

Мила

 

Метафоричное из-за «клубочком». Неэкономичное из-за лишнего, на мой взгляд, слова «тянется», да и «в синее небо» не является большой неожиданностью.

 

Метафоричное, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

часовня

у старого кладбища

лестница в небо

 

Радуга

 

Метафорическое из-за «лестницы в небо», 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

одинокое облако

просит прикурить

случайный попутчик

 

pol_doma

 

«Одинокое облако» — олицетворение, 11 кю

 

******************************** 11 кю ***************************************

93 – 114

другая планета

любимая женщина

манит, влечёт

 

Николай В.

 

Если бы значение слова «планета» относилось только к космосу, то трехстишие было бы динамическим. Однако это и метафора, поэтому – метафорическое.

 

Метафорическое, 11 кю.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12 кю

МЕСТО    115

******************************** 12 кю ***************************************

115

стрекоза

качается на поплавке

побег из города

 

polyanka

 

Техничнее, на мой взгляд, без «качается». Получится более вариативно. А так сразу – трасс (5 кю). Омоним «побег» — интересен по отношению к поплавку. Но в целом последняя строчка – скрытое пояснение, 12 кю.

****************************************************************************

 

 

 

 

 

 

 

14 кю

МЕСТА    116 — 135

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

двенадцать месяцев

сижу на ёлке

седая старина

 

НИПАТОМУША

 

Отношу к трехстишиям-загадкам. Например.

 

Двенадцать   месяцев

 

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик  седой .

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой.

На первую ступеньку

Встал парень молодой.

(Елена Благинина)

 

Однако есть и другая загадка:

 

«Доктор крылатый на ёлке сидит,

И по стволу острым клювом стучит.

Разных жучков из коры вынимает –

Он от вредителей лес защищает.

(Белозёров Т.)»

 

загадка, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

то ли от солнца

то ли сам собой первый

сияет листок

 

Николай В.

 

размышление, рассуждение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

за окном стена

на небо вид городской

половинчатый

 

Николай В.

 

Первые две строчки – такын (6 кю), последняя – объяснение (14 кю).

 

такын с ошибкой, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

с последней нотой

привыкает к пустоте дерева

выходной костюм

 

pol_doma

 

Из-за «привыкает»: либо — утверждение (14 кю), либо – метафорическое (11 кю).

 

14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

Вспыхнул нездешним

Лик встречной девицы —

Ожил смартфон…

 

Евтеев А.М.

 

Утверждение («Вспыхнул нездешним») (14 кю).

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

солнце над горизонтом

укачивает чайку

бронзовое море

 

Николай В.

 

Утверждение «укачивает», «бронзовое» — метафора.

 

Утверждение, 14 кю.

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

На чаше весов

капли дождя.

Что в противовес?

 

Радуга

 

Вопрос, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

Любимая книга.

Возвращаешь мне чувство

В старой газете

 

Евтеев А.М.

 

Утверждение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

ромашка

лепестки роняет

инженю

 

Радуга

 

Третья строчка подпадает под «оперирование невещественным». Возможно, я излишне строг, и это мини-танка, где автор видит ромашку в роли простушки. Тут я прошу авторов простить меня еще раз, так как строгой границы у жанров нет, и любое судейство ошибочно в той или иной мере.

 

Оперирование невещественным, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

большая льдина

уплывает к морю

цепочка следов

 

polyanka

 

В хайку ни птицы не могут лететь на юг, ни льдины плыть к морю. Рисунок, не карта.

 

Утверждение, 14 кю.

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

дата на надгробной плите — день космонавтики

 

pol_doma

 

Сообщение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

на стройплощадке

первым вырос

огромный тополь

 

pol_doma

 

Сообщение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

стресс на работе

подрывает здоровье

нитроглицерин

 

Просто Сергеич

 

Утверждение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

автостоп

машет красною шляпкой

мак у дороги

 

Мила

 

Оперирование невещественным (14 кю) из-за «автостоп», метафорическое (11 кю) из-за «машет мак».

 

оперирование невещественным (14 кю)

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

первый цветочек

крепко зажат в кулачке

маме подарок

 

Мила

 

Третья строчка – объяснение или пояснение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

время идёт

всё больше

очков на тумбочке

 

Николай В.

 

Первая строчка — общеизвестный (лишний) факт, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

шорохи, шорохи

ночь ожила

засохший букет осыпается

 

Николай В.

 

Олицетворение «ночь ожила», 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

Луна исходит…

Соперничает с нею

Февральский ветер

 

Евтеев А.М.

 

Утверждение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

тихим ясным утром

пропела птица за окном

вот оно счастье

 

Николай В.

 

Утверждение, 14 кю

 

******************************** 14 кю ***************************************

116 — 135

девятая жизнь

глубоко

дышу

 

polyanka

 

«Жизнь», «смерть», «Бог» и т. п. общие ключевые слова в хайку, поэтому не употребляются.

 

Употребление общих ключевых слов, 14 кю

 

*****************************************************************************

 

«9» мая 2011 г                                                Игорь Шевченко

г. Дубна

Добавить комментарий