07.12. 2011.Эссе Михаила Кожина и 24 трехстишия

 

И.А.Шевченко

Я давно просил Михаила Кожина изложить свои взгляды на хайку. И вот к моей радости Михаил приоткрыл дверь в свою поэтическую лабораторию, и с его разрешения я публикую данную статью «Коньяк, живопись и хайку», тем более, что это эссе и 24 последующих трехстишия Михаила Кожина можно расценивать как «кандидатские материалы».

КОНЬЯК, ЖИВОПИСЬ И ХАЙКУ
=========================

Прежде всего хочу отметить, что статья сия ни в коей мере не претендует на искусствоведческий анализ, являясь лишь плодом праздных размышлений об эстетике хайку в холодный декабрьский вечер в уютной тёплой комнате под горячий чай и ароматный коньяк с ломтиком лимона.

Как-то меня спросили, в каком стиле я пишу хайку? Вопрос поначалу поставил в тупик — ну какой тут может быть стиль? Начнём с того, что я их и не пишу вовсе — просто зарисовываю то, что случайно приходит в голову. Даже называю их при этом «трёхстрочные зарисовки» — а то сколько уже копий сломано (и сколько будет сломано ещё) по поводу того, хайку ли тот или иной трёхстрочник, или же сэнрю, хайрю, или какой иной литературный ярлык, прилипший как банный лист с нелёгкой руки критиков. Для меня это просто остановленные мгновения — как щелчок затвора фотоаппарата в приглянувшемся сюжете, с последующей глубокой обработкой в фотошопе, дабы вывести фото из-за кулис документалистики на сцену искусства. Но вот в глубокой-то обработке и кроются истоки стиля, поскольку фотография приобретает свойства картины. Три строки — как три взмаха кистью… Но если рассматривать хайку (пусть пока побудут «хайками»: короче и удобнее, чем «трёхстрочные зарисовки») как картины, почему бы не сопоставить их с живописными стилями?

Прежде всего — КЛАССИЦИЗМ. Логично будет утверждать, что классицизм в хайку — это японские традиции XVII века, когда были заложены основы этого жанра со всеми канонами его формы: размером в 5-7-5 слогов, обязательным сезонным словом «киго», со-положением двух объектов в динамике их отношений, разделительным словом «кирэдзи», разводящим эти объекты по разным углам ринга… в смысле, стиха. А также с канонами содержания: по словам Масаока Сики, тема поэзии хайку — «поэт и его пейзаж», а цель — «создать образы, человеческие и данные небом, связанные со сменой времен года». Природа в хайку должна быть не сколько понята, узнана и описана, а как бы «схвачена» в конкретный момент существования, «застигнута» врасплох непосредственным наблюдателем.

Соответственно — хайку, строго следующие японским традициям, можно отнести к НЕОКЛАССИЦИЗМУ. Пожалуй, единственным отличием от японского классицизма будет послабление в отношении жёсткой привязки к шаблону 5-7-5, ибо средняя длина слова в русском языке больше, чем в японском:

хлопнула калитка
закрываются на ночь
лепестки ромашки
…………….(Этель Янова)

туман над рекой –
везу в пивной баклажке
парное молоко
…………….(С.М.Ли)

Осенний дождь.
Солдат на капустном поле
Укрылся мешком.
…………….(Михаил Бару)

гром вдалеке —
лёгкий ветер покачивает
шары мошкары
…………….(Алексей Грохотов)

Но русские поэты зачастую не ограничивают себя строгими классическими формами в стремлении наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. А это уже признаки ИМПРЕССИОНИЗМА: выражение частного впечатления автора, замены мысли восприятием, а рассудка — инстинктом.

Персик на ветке –
Хлопнешь его по попке, и тотчас
Отяжелеет ладонь..
…………….(Александр Белых)

утро бабьего лета
рвется на горле
паутинка через тропу
…………….(Наталия Леви)

За занавеской
Заляпанное детьми
Полнолуние
…………….(Андрей Парамонов)

почти водой нарисован
легкий дождь над холмами
…………….(Светлана Бобкова)

Иные идут дальше, ища выразительные средства, способные преодолеть эмпиризм художественного мышления и позволить перейти от фиксации сиюминутного и преходящего — отдельных мгновений жизни — к воплощению длительных состояний окружающего мира, материальных и духовных констант — как мастера ПОСТИМПРЕССИОНИЗМА:

осенние сумерки
на столе домино…
пусто один
…………….(Константин Микитюк)

ночь
пламя свечи
воском – одежда у ног
…………….(Дмитрий Кудря)

утро в деревне
немножко жмёт с непривычки
паутина в окне
…………….(Алексей Грохотов)

валенки варежки шарф
у печки зима
обрастает подробностями
…………….(Алексей Грохотов)

Разумеется, поэты не могли обойти стороной РОМАНТИЗМ, с его изображением сильных (а зачастую и бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы:

южный ветер с восточным
играет в футбол
моей головой
…………….(София Русинова)

библиотеку приключений
продает старик
на одной ноге
…………….(Петр Савченко)

Провод до Брянска.
Все коммутаторы слышат
Признанье в любви.
…………….(Артем Мочалов)

Паганини.
Не успевают
вернуться клавиши.
…………….(Тэнгу)

Некоторые вместо описания реального мира, заселяют свои три строчки символами, благо лаконичность формы предоставляет унавоженную почву для недосказанности, намеков, таинственности — что в полной мере присуще СИМВОЛИЗМУ:

меж «любит» — «не любит»
золотая середина
цветка ромашки
…………….(София Русинова)

затянул ремешок на запястье
перестукиваемся
со временем
…………….(Сергей Григорьев)

Все шестнадцать
Выписывает велосипед.
…………….(Нора Марина)

звенящей тропой
разговоры ни о чём
игра в горизонт
…………….(Дмитрий Кудря)

А некоторые хайку порой врываются прямо в подсознание, минуя прихожую логики, благодаря удачным аллюзиям или парадоксальным сочетанием форм, совмещением сна и реальности — настоящий СЮРРЕАЛИЗМ с его иррациональным выражением бессознательных фантазий:

Вдогонку весенней ночи
уютная радость детства: мы уходим,
пленных не брать, война закончилась.
…………….(Алексей Грохотов)

Ресторанчик у моря. Кажется, въелись
в стены, в предметы, в свечу на столе
неугомонные тени трех кошек.
…………….(Алексей Грохотов)

В многодетной крови бузины
легкий пыл комариной кольчуги
укутает павших.
…………….(Алексей Грохотов)

Вино октября…
побродить, настояться
под тёплым дождём
…………….(Тэнгу)

Иные авторы описывают не сколько окружающий мир в его реальной или символической ипостаси, сколько собственные эмоциональные состояния — когда впечатления и умственные образы проходят через душу, как через фильтр, отсеивающий грубую материальную оболочку событий и оставляющий реакцию автора на них в чистом виде — это ЭКСПРЕССИОНИЗМ:

падающая звезда –
не успел сказать желание,
только имя
…………….(Алексей Андреев)

Мокроносенький!
Прыгушечка! Целовашка!
Где тапки, сволочь?
…………….(Багджо)

всех бы щенков купить
и запретить расти!
…………….(София Русинова)

бутылка пива
как жаль что тебя нельзя
выпить три раза
…………….(Артем Мочалов)

Есть и такие хайку, авторы которых идут, как в НАИВНОМ ИСКУССТВЕ, на нарочитое упрощение художественных средств и форм ради достижения наибольшей выразительности, щедро включая юмор, интерпретируя народный фольклор и даже не гнушаясь просторечной лексикой:

Рыбалка в разгаре!
Уже и наживку
С трудом отличу от закуски…
…………….(Михаил Бару)

банка варенья
задрожала, увидев
карлсонов стаю
…………….(Артем Мочалов)

Гейши купались в реке
Корень женьшеня нашли…
День пролетел незаметно.
…………….(Сергей Цветков)

В сад камней пришел старый Йосики
Одного, видит, нету
Ну не ****и?
…………….(Владимир Нескажу)

Как и в других областях искусства, в хайку существуют авторы с почерком, выходящим за рамки классической эстетики, главной целью которых является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира и несущих новые выразительные средства изобразительного языка. Это АВАНГАРД, эклектичный по сути, принявший под своё крыло (…под крылом авангарда о чём-то поёт…) целый букет разнородных течений:

Снег. Учу сына читать –
заяц… санки… собака
…………….(Владимир Ищенко)

Над озером утки летят
.ад озе… .тки ..тят
Сезон охоты
…………….(Иван Маншин)

Остановись, мгновенье,
нет, проходи…
Следующее!
…………….(София Русинова)

и не то чтобы пьян,
но…
весна! — одним словом.
…………….(Михаил Сапега)

интересная штука — жизнь!
вот — вчера, например…
или, скажем, — сегодня…
…………….(Михаил Сапега)

И даже такому, казалось бы, чуждому для хайку направлению, как АБСТРАКЦИОНИЗМ, где материальность мира приносится в жертву на алтарь определённых сочетаний слов, призванных вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации, удалось угнездиться, как летучим рыбам в несвойственной для рыб воздушной стихии, в таких вот, к примеру, палиндромах:

У ниш в укоре
пело, воя о воле,
перо кувшину.
…………….(Айдын Ханмагомедов)

Я ел облепиху,
то тлел, то тух
и пел, болея.
…………….(Айдын Ханмагомедов)

К чему я всё это? Ах да — к тому, в каком же стиле пишу я сам? Думаю, добрых две трети написанного мной можно отнести к МАГИЧЕСКОМУ РЕАЛИЗМУ, который использует при изображении повседневных сюжетов реализм в сочетании с некоей кажущейся аберрацией зрения художника. в реальность органически вплетаются символы, неодушевленные предметы живут своей тайной жизнью, а действующие лица принимают и не оспаривают логику магических элементов.

сочный гул шмеля
продолжает тихо спать
в колчане стрела

вечер, ветер
зажигает и гасит звёзды
в кроне сосны

скользит луч фонаря
с лопаты дворника
звук просыпающегося песка

игла хайвэя
впрыскивает автО
в дрожащий горизонт

катера
нарезают ломтями
опрокинутые дома

на талом снегу
под созвездием Рыб
серенады котов

А вообще, ещё раз повторю: вряд ли кто из пишущих хайку всерьёз задумывается о том, в каком стиле выходят из-под пера его творения. Просто настраивается на волну окружающего его мира и фиксирует результат.

Михаил Кожин

==========================================

24 произведения Михаила Кожина

*
сочный гул шмеля
продолжает тихо спать
в колчане стрела

*
играет в прятки
в молодом березняке
далматин-щенок

*
ступенька, другая –
карабкаются по склону
рисовые поля

*
под ветхой
сосновой обложкой
дневник короеда

*
капля янтаря
влип в историю
чёрный муравей

*
солнце садится
горящие острова
дрейфуют к дальнему берегу неба

*
вечер, ветер
зажигает и гасит звёзды
в кроне сосны

*
дорога домой
по созвездиям окон
сверяю маршрут

*
на талом снегу
под созвездием Рыб
серенады котов

*
воду на полный напор! –
свивается в кольца, шипит
шланг душевой

*
осенний вечер
раскладываю пасьянс
из крымских фотографий

*
на белой простыне
крутим кино
про любовь

*
сложены стопкой
в комоде на чердаке
детские сказки

*
конвертирует сентябрь
кроны
в злотые

*
листает ветер
отрывной календарь
октября

*
переписывает
набело декабрь
книгу перемен

*
слетаются
под красные фонари
ночные бабочки

*
матерится дворник —
кто-то свистнул метлу
в Вальпургиеву ночь

*
скользит луч фонаря
с лопаты дворника
звук просыпающегося песка

*
летят утки
распахнуты настежь
окна больницы

*
игла хайвэя
впрыскивает автО
в дрожащий горизонт

*
пульсируют
в венах города
потоки машин

*
пересыхают к окраинам
разноцветные реки
метро

*
катера
нарезают ломтями
опрокинутые дома

==========================================

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2011
Свидетельство о публикации №111120702640 

 

Добавить комментарий