4
у засохшего дерева
в бочке с водой
плавают листья
pol_doma, 12.08.11 15:35
Подходить к этому трехстишию с обычными мерками бесплодно. Так, например, неверно будет сказать, что у трехстишия структурная симметричность:
где?
где?
что?
на том основании, что первая строчка омонимична, и ее можно понять так: «принадлежащее дереву, из которого сделана бочка». Ошибочно будет сказать, что трехстишие рубленное, так как обнаруживаются межстрочные связи: «у засохшего дерева в бочке», «с водой плавают листья». Трудно даже придраться к большому пересечению значений слов: «с водой» и «плавают», так как плавают листья, скажем, с каплями дождя (с водой).
В чем здесь секрет? Дело в том, что трехстишие это шлюзовое. Шлюз – это разрыв (изгиб) привычных (стандартных) связей слов, оголение их невидимых связей, которое открывает новые пространства.
Как представить шлюз?
1) Привычно течение реки. Но резкий перепад высот приводит к водопаду. Река вдруг обнаруживает вертикальное движение и совершенно новый характер.
2) Привычен вид чайной ложечки. Однако помещенная в стакан с чаем, ложечка странно «гнется», и комфортно существует сразу в двух мирах с разной плотностью.
3) Вы идете по лесной дороге, которая вдруг выходит к большому и глубокому оврагу. Вы идете по краю, и у Вас начинает кружиться голова из-за кажущихся одновременных и разнонаправленных движений предметов. Так полоска земли около вас «уходит» назад, а «даль» идет вперед вместе с вами.
В трехстишиях шлюзами являются обыгрывание омонимии и четвертая строчка. При определенной концентрации шлюзов стихотворение переходит в разряд многомерных, молекулярных или шлюзовых.
Обозначим звездочками некоторые шлюзы в этом трехстишии:
у* (засохшего дерева)**
в бочке* с водой*
плавают* листья
Краткий комментарий:
«у» — где находится? / кому принадлежит?;
«засохшего дерева» — рассохшееся дерево (бочки)/ умершее дерево (растение);
«в бочке» — четвертая строчка;
«с водой» — а) бочка с водой, б) плавают вместе с водой, в) листья с водой…
Отличительной особенностью шлюзовых многомерных трехстиший является иммунитет к любому анализу. Поэтому невозможно обвинить автора в кажущихся откровенных противопоставлениях — (засохшего/с водой), (засохшего дерева/ плавают листья).
Многомерные шлюзовые трехстишия (МШТ) подходят близко к жанру хайку с точки зрения замысла. В МШТ, как в стихах-лилиях и хайку-коанах, сами по себе тексты не так важны, как — глубинные идеи: соединимость несоединимого и несоединимость соединимого, дробность целого и целостность дробного. Может все предметы, включая и человека – многомерные шлюзы? Пища для ума здесь есть.
На первый взгляд кажется, что перед нами многомерное шлюзовое хайку. Однако жанроопределяющим свойством хайку является наличие смыслового веера в одном пространстве. Наличие шлюзов, наоборот, является признаком сенрю. Поэтому перед нами многомерное шлюзовое сенрю, 3 кю.
«4» ноября 2011 г Игорь Шевченко
г. Дубна