02.06.2011.Форма и содержание

И.А.Шевченко

Форма и содержание

I.
Автор — Психоделика Или Три Де Поэзия написал рецензию на мою «Тематическую базу лучших трехстиший»http://stihi.ru/avtor/stichi&book=44#44. Вот ее начало:

«Игорь,
я на Вашей странице гость достаточно частый 🙂 которому было положено учиться годы..
.
Уход от 5-7-5 мы с Вами уже проговаривали. Я остаюсь жёстким (подчёркиваю это слово несколько раз) приверженцем этого канона (без разницы на каком языке пишется хайку), так как это одно из важнейших составляющих твёрдой поэтической формы. Но мысль не стоит на месте, поэтому, думаю есть смысл свериться ещё раз и поработать (немного/если не против) на Вашей странице. Тема: форма и содержание. Лучшие трёхстишия(! именно трёхстишия) так и грешат олицетворениями, авторским присутствием и утверждениями, прошедшим и будущим временем, обобщающими и невещественными понятиями. Что происходит? Автор освобождён от твёрдой формы, пиши, русский язык богат. Ан нет. Не можется или не хочется?…»

И так далее в том же духе, полный текст в рецензиях к статье «В» http://stihi.ru/2011/04/14/1230. Постараюсь обозначить свою позицию по этим вопросам еще понятнее.
Слово «трехстишие» для меня обозначает форму, т. е. пустоту. И уже поэтому трехстишия не могут грешить «олицетворениями, авторским присутствием и утверждениями, прошедшим и будущим временем, обобщающими и невещественными понятиями». «Форма» таких слов не понимает, ей все равно, чем быть заполненной. Она может быть подходящей, а может и не удовлетворять автора, как ботинки, платье или костюм.
Содержание, которым заполняется эта форма, может быть различным. Например, в форме трехстиший можно записать пословицы, поговорки, афоризмы и т. д. Каждое содержание (т. е. жанр) имеет свои смысловые отличия. При этом лишь жанр хайку (да и то лишь в моем понимании) практически не допускает  «олицетворений, авторского присутствия и утверждений, прошедшего и будущего времени, обобщающих и невещественных понятий». Однако хайку в нашей стране, на мой взгляд, пока написано лишь два-три десятка.
Под «лучшими трехстишиями» я понимаю собрание лучших стихов в самых разнообразных жанрах. Мне нравятся все жанры от афоризмов до хайку. Однако особенности «национального Интернета», международного компьютерного дела и моей ауры приводят к тому, что базы на моем компьютере стираются на корню. Например, в этом году у меня пропала вся почта на YANDEXе. Служба поддержки Яндекса разводит руками и сообщает: «Обращаем Ваше внимание, что если пропавших писем нет в папке «Удаленные», восстановить их, к сожалению, невозможно». Поэтому я разместил черновик своей старой базы на стихи.ру и теперь время от времени буду ее пополнять.
5-7-5 для меня так же форма, т. е. пустота. Трехстишие, записанное в форме 5-7-5, ни в коем случае не будет определять жанра хайку. Трехстишие же, не нарушающее смысловых принципов хайку будет хайку даже в том случае, если оно написано 4-8-4, 3-7-2, 1-6-3 (т. е. без разницы в какой форме), на том основании, что именно содержание и определяет форму.
Надеюсь, что я в который раз осветил свой взгляд на форму и содержание.

II.

Однако есть другой интересный вопрос формы и содержания, касающийся различий моих воззрений на хайку и хайкуменовцев. Хайкуменовцы давно вкладывают в понятие хайку основные черты жанра мини-танка. Это прекрасно видно по их восторженным отзывам в рецензиях к победившему мини-танка на последнем конкурсе (ВКХ-3). По сути хайкуменовцы тем самым говорят конкурсантам, что для них хайку – это сжатая до трех строчек танка.
Японцы также записывали танка в трех строчках. В статье «1904-1971 годы в книгах о хайку и около»http://stihi.ru/2011/05/22/5973 я приводил цитаты о творчестве Исикавы Такубоку с примерами записи танка в три строки. Однако от этого танка не стала хайку, и теоретики такого подхода писали именно о танка, записанной в три строки.
Хайкуменовцы почему-то считают, что если танка записать в три строчки и убрать лишние «красоты», то получится хайку. Именно в этом принципиальное расхождение в нашем понимании хайку.
Я считаю, что если танка иссушить (например, изменив ритм и мелодику) до трех строчек (условно с 17-ью слогами), то получится мини-танка, которое будет иметь черты хайку (из-за лаконичности) и танка (из-за сопоставления авторских чувств и явлений природы). В то же время такое трехстишие никак нельзя назвать хайку по той причине, что жанр хайку, говоря упрощенно, объективная зарисовка, обладающая смысловой вариативностью.
Считаю очевидным, что нельзя перепрыгнуть из одного жанра в другой, изменяя только форму.

«2» июня 2011 г                                                             Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2011
Свидетельство о публикации №111060204655

Добавить комментарий