29.04.2010. О конкурсе Весеннее равноденствие

29.04.2010. О конкурсе Весеннее равноденствие

И.А.Шевченко

О конкурсе «Весеннее равноденствие».

Вчера по просьбе Миры Михайловой попробовал оценить трехстишия одного из конкурсов хайку под названием «Весеннее равноденствие» (весна во всех её проявлениях) http://stihi.ru/2009/03/23/1390 .
Считаю, что лучше оценивать по тройной пятибалльной шкале: за технику, за оригинальность и разнесенность опор, и за композиционную плотность. При равном количестве очков место выше занимает трехстишие с большей оценкой слева направо. Если все оценки равны, то – по алфавиту. Прошу авторов не воспринимать болезненно оценки. Я тоже учусь, ошибаюсь, и бываю не правым. Читатели могут распределить места и отдельно по каждой оценке.
Итак, мое мнение на данный момент.

1
сломанная метла
в последнем сугробе
чиню перья
11.5 (3.5+3+5)
Технично. Вторая строчка общая. «Последний сугроб» — омонимичное словосочетание, которое в том числе указывает на месяц, скажем, апрель. Безличное. Недостаток вижу в пробивающемся втором смысле – «некий Дед Яг взял у Яги метлу, попал в ДТП, теперь – чинит перья» (-1); смущает третья строчка неестественностью, можно ведь сказать проще, скажем «чиню карандаши» (-0.5). Получается, что автор сознательно ставит задачу найти связь между метлой и перьями. Техника – 3.5.
Опоры: метла и перья, стоят близко – 3.
Плотность хорошая: 1) общая строчка, 2) омонимия «в последнем сугробе», 3) ассоциативные связи: а) летать на метле/ перья у птиц, б) метла из перьев дорогих птиц, в) сменить метлу на перья, г) хворостинками из метлы можно рисовать… Думаю, что пятерку обосновал – 5.

Прошу разрешения разместить в статье «Твердые формы» в лучших хайку и , конечно, ник.

2
весенняя пыль
между окнами
сонная муха
11 (5+3+3)
Техника: может показаться, что пыль между окнами с зимы, но может быть и весенняя – через форточку. Претензий нет: 5.
Опоры: пыль – муха близкие 3.
Плотность: общая вторая строчка 3.

3
засмотрелся в окно
ещё одна страница в дневнике
осталась чистой
11 (2.5+5+3.5)
Техника: «засмотрелся» — принцип досказанности, может лучше, просто «смотрю» (-1), глаголы в прошедшем времени (-1), обращение к прошлому «ещё» (-0.5): 2.5.
Опоры: окно и страница. Хорошо: дневник как окно – 5.
Плотность: есть хорошее прочтение «одна страница в дневнике осталась» и «одна страница в дневнике осталась чистой»: 3.5.
Хороший автор, подтянет технику и хайдзин.

4
равноденствие.
в ветвях вербы
иероглиф весны
10 (3.5+3+3.5)
Техника: из-за «иероглиф» – шероховаты 2 и 3-я строчки, может, «из веток составлен…». Переводя на наш язык, получается: «в ветвях слово (знак, символ) весны» — не звучит(-0.5). Пересечение понятий вербы и весны, т. е. не экономично (-1). Хорошо поставлена точка. Итого: 3.5.
Опоры: равноденствие и иероглиф весны, близко 3.
Плотность: Есть хорошее прочтение 1 и 2 строчек. 3.5

5
вечерний звон…
стихает песня
на полуслове
9.5 (3.5+3+3)
Техника: последовательность действий: сначала звон, потом стихает – рассказ (-1.5), а не композиция. Не снимаю больше, так как интервал действия трехстишия не большой.
Если  поменять местами 3 и 2 строчки – будет забавное прочтение 1 и 2 строчек. Оценка 3.5
Опоры: звон и песня, близки.3
Плотность: есть прочтение «вечерний звон стихает»: 3.

6
мимозы
в солнечных бликах
её веснушки
9.5 (3.5+3+3)
Техника: плохо использовать местоимения (-1), после второй строчки нужна точка (-0.5), иначе 2 и 3-я строчки не правдоподобны: — 3.5.
Опоры: мимозы в бликах и веснушки, близки – 3.
Плотность: есть прочтение, но нет точки – 3.

7
равноденствие
под свежим снежком
набухшая почка
9.5 (3.5+3+3)
Техника. Нужно поставить точку после первой строчки (-0.5). Будет хорошее прочтение. Есть сезонность. Не хороший и не гармонирующий есть смысл в «набухшей почке», так как есть кисломолочный напиток под названием «Снежок» (-1). «Свежий» на грани фола, но не обыгрывается. Не считаю, что пересекаются равноденствие и снег, так как снег может выпасть и в конце сентября. И только почка ставит окончательный диагноз –  20-21 марта. Оценка: — 3.5.
Опоры: равноденствие и почка – близки. 3.
Плотность: есть гармонирующее прочтение первых двух строчек, но не гармонирующая омонимия: 3.

8
мокрые воробьи
бренчит по зонтам
мартовский дождь
9.5 (3+4+2.5)
Техника: шероховато авторское «бренчит» (-0.5), скрытое олицетворение дождя «дождь бренчит» — (-1.5): 3.
Опоры: мокрые воробьи – мокрые зонты, в духе хайку, этакое одиночество в коллективе: 4.
Плотность: 2.5.

9
день-то какой! —
сын с дочкой тянут
в разные стороны
9.5 (2.5+4+3)
Первая строчка – авторская, что нежелательно. Вторая и третья – следствие, не технично. Хорошо, что безличное и две части. Техника: 2.5
Опоры: день и дети. Разнесенность – 4.
Плотность: хорошая ассоциация – чудный день/красивые дети – 3.

10
раннее утро
вытряс из валенка дед
косточку вишни
9.5 (1.5+5+3)
Техника: «вытряс» — действие закончилось (-1), оно, вероятно, и лишнее слово(-2) — может проще – «из валенка деда косточка вишни», нужна точка после первого предложения, иначе – «вытряс дед и раннее утро» (-0.5) : 1.5.
Опоры: утро и косточка вишни, хорошо: встает красное солнце и косточка вишни: 5.
Плотность: 3.
Автор талантлив, техника-то подтянется, а находки могут быть чудные.

11
моешь полы —
мурлычу
песенку о любви
9.25 (3.25+3.5+2.5)
Техника: тянет на сенрю (жена(муж) моет полы – автор мурлычет), тем не менее можно рассмотреть и как хайку. Динамическое – сопоставляются два процесса, что не совсем характерно для хайку (-0.5), как следствие большая концентрация сказуемых: два слова из пяти (-1), хайку – поэзия «существительного». Как автор избегает местоимений, так же нужно стараться избегать второго глагола, если, конечно, это позволяет логика стиха. Снял бы чуть-чуть за «мурлычу»(-0.25). Может так лучше:

уборка
в соседней комнате
пою о любви

Оценка: 3.25.
Опоры: мытье пола и мурлыканье: близкие (звуковые) – 3.5
Плотность: 2.5

12
праздник дерева
верчу приглашение
подпись Мацуччи
9 (3.5+3+2.5)
Техника: отнес бы к сенрю. Все клонится к еврейскому празднику деревьев (новый год деревьев), а Мацуччи, стало быть прототип Деда Мороза от слова «маца» — праздничная еврейская еда, вроде Берт(ол)уччи. Тем не менее, сделано все по правилам, и можно оценить работу как хайку.
Нет точки после первой строчки (-0.5), получается плохое прочтение «праздник дерева верчу», плохо, что трехстишие разбито на три части, т. е. можно строчки менять местами (-1), лучше, кажется, «верчу приглашение от Мацуччи», но, вероятно, автор стремился к форме 5-7-5: 3.5
Опоры: праздник и (приглашение + подпись): близки – 3.
Плотность: 2.5.

13
южный ветер
еще на пядь правее
закат солнца
9 (3+3+3)
Техника: шероховата связь с прошлым (-0.5), нужно поставить точку после первой строчки (-0.5). Экономичнее писать просто «закат» (-1). Оценка – 3.
Опоры: ветер и солнце. 3
Плотность: есть прочтение 1 и 2 строчек (жаль, что не поставлена точка). Оценка – 3.

14
жмуримся на солнце
в трещинке асфальта
кособокий одуванчик
9 (1+5+3)
Техника: первая строчка понятна, но, если вдуматься (-2), думаю, что «на солнце» — лишнее, сомнительно выражение «кособокий одуванчик», нет у одуванчика бока (-1), нужна точка после первой строчки (-0.5), первые две строчки читаются с юмором (-0.5) : 1.
Опоры: жмуриться и согнувшийся одуванчик, 5.
Плотность: 3.

15
свист синицы
в истлевших листьях
ушки тюльпанов
8.5 (2+2.5+4)
Техника: Нужно поставить точку после первой строчки (-0.5), все-таки синицы поют не в истлевших листьях. Обыгрываются ушки, т. е. игра слов. Сразу сенрю. Оценка: 2.
Опоры: свист и ушки, близкие. 2.5
Плотность: есть гармонирующее прочтение первых двух строчек. Обыгрывается омонимия «ушки» -4.
Но для сенрю очень хорошо.

16
Сколько ни пой
Ветров мотив подытожат
Кот и подснежник
8.5 (1.5+3.5+3.5)
Техника: это не хайку, а – утверждение. Неправдоподобность: кот и подснежник не умеют подытоживать. 1.5
Опоры: звук ветра и кот с подснежником. 3.5. (кот и звук ветра близки)
Плотность: есть такая фамилия Ветров, вот и смешное прочтение для сенрю. Девочка говорит такое трехстишие Ветрову))) с запятой после Ветров. Сенрю не плохое.3.5

17
собранье поэтов
в наступившей тишине
флейта водосточных труб
8.5 (1+4+3.5)
Техника: аллюзия на Маяковского хороша, но 3-я строчка метафорична (-3), плохо «в наступившей», так как уже рассказ (-1), лучше просто «в тишине»: 1.
Опоры: поэты и звук водосточных труб, 4.
Плотность: вторая строчка общая – 3.5

18
Белая кошка
Через дорогу –
Черный кот
8 (3.5+1.5+3)
Техника: дважды «кошка» и «кот» (-1), игра словами «белая», «черный» (-0.5): 3.5.
Опоры: кошка и кот: 1.5
Плотность: общая вторая строчка – 3.

19
день поэзии —
мат водителю
от старушки
8 (2+3+3)
Техника: хорошее сенрю, которое можно было рассматривать и как хайку, так как есть две опоры: день поэзии и мат старушки, но все дело в отрицательном векторе – «мат от старушки»: 2.
Опоры: день поэзии и мат старушки, 3.
Плотность: 3.

20
мартовская ночь
на половинку луны
облизывается кот
8 (2+3+3)
Техника: (2 и 3) и (1 со 2) строчки плохо читаются (-1),  авторское вмешательство «облизывается на…» (-2): 2.
Опоры: мартовская ночь и кот + луна, близкие:3.
Плотность: прочтения есть, но нет точек. 3.

21
набухшие клёны
девочка с мамой
обсуждают завтрашний день
8 (1+4+3)
Техника: плохо «набухшие клёны»(-3), обсуждают, может, план на завтрашний день (-1): 1.
Опоры: почки и план на завтра, 4.
Плотность: 3.

22
первый жаворонок
высоко летит
детский смех
8 (1+4+3)
Техника: нужна точка после второй строчки (-0.5), сомнительно употребление авторского слова «первый» (-0.5), олицетворение смеха (-3) «смех летит»: 1.
Опоры: жаворонок и смех: 4.
Плотность: 3.

23
весенний ветер
летит куда-то
список дел на сегодня
8 (0.5+4+3.5)
Техника: нужна точка после первой строчки (-0.5), плохо «ветер летит» (-3), плохо «куда-то» (-1) – хайку конкретно: 0.5
Опоры: ветер и список, 4.
Плотность: вторая строчка общая – 3.5

24
пение птиц
набирает свет половинка
весенней луны
7.5 (3+1+3.5)
Техника: неправдоподобно «набирает свет» (-3), небольшое пересечение «пение птиц» и «весна» (-0.5), небольшое олицетворение «половинка набирает» (-0.5): — 1.
Опоры: пение птиц и свет луны. Хорошо: 4.
Плотность: есть забавное прочтение «пение птиц набирает свет»: 3.5.

25
день равен ночи
сингапурский шарманщик
бубнит о весне
7.5 (2+3+2.5)
Техника: автор понимает технику, но первая строчка плоха, автор стремится к форме 5-7-5, и вместо слова равноденствие употребляет формулу (-3), в хайку не хорошо сравнивать, нужно рисовать и сопоставлять. Жаль, но стремление к внешней оригинальности в хайку чаще всего не ценится. Вот быть оригинальным в выборе опор —  другое дело: 2.
Опоры: равноденствие и весна близки – 3.
Плотность: 2.5

26
Белое облако
Качает Черное море
Взбитые сливки
7.5 (1.5+3+3)
Техника: море не может качать облако (-3), плохо «море качает взбитые сливки», лучше, если взбитые сливки будут качаться в море (-0.5): -1.5.
Опоры: облако-сливки близки – 3.
Плотность: вторая строчка общая – 3.

27
конец холодам —
под солнечной крышей
воркуют ручьи
7.5 (1+3+3.5)
Техника: воркуют голуби, а не ручьи – сравнение (-3),  шероховато «солнечная крыша» (-0.5),  «конец холодам» -шероховато, есть юмористическое значение (-0.5): 1.
Опоры: крыша и ручьи близки: 3.
Плотность: интересное прочтение «(под)подсолнечной крышей воркуют», интересные наслоения – конец, дам, под крышей, — весна, одним словом: 3.5.

28
солнечный луч
плещется в луже
парочка воробьев
7.5 (0+4+3.5)
Техника: плохо «луч» (-2), так как его никто не видел, плохо олицетворять «луч плещется» (-3): 0.
Опоры: лучи и воробьи: 4.
Плотность: вторая строчка общая – 3.5.

29
солнечная капель
с крыши
последний снег
7 (3+1+3)
Техника: «солнечная» — плохо (-1),  опора «капель» следует из опоры «снег» (-1): 3.
Опоры: 1.
Плотность: общая вторая строчка – 3.

30
мама родная…
тянется к небу
мать-и-мачеха
7 (2+2+3)
Техника: первая строчка авторская (-1), скрытое олицетворение «мать-и-мачеха тянется к небу» (-1), повторение «мама» и «мать» (-1): 2.
Опоры: мама и мать-и-мачеха, очень близки: 2.
Плотность: есть прочтение: «мама родная тянется к небу»: 3.

31
дождь за окном
в старом саду распускает
почки сирень
6.5 (0.5+3+3)
Техника: третья строчка никакая – (-3), небольшое олицетворение «дождь распускает» (-0.5) и «распускает сирень почки» (-0.5), нужна точка в конце 1-ой строчки (-0.5): 0.5.
Опоры: (дождь и сирень) и почки: близкие – 3.
Плотность: 3.

32
в году два раза
поровну я получаю
тебя и солнца
6.5 (0+3+3.5)
Техника: сообщение (сколько раз, что) – (-3), местоимение «я» и «тебя» — (-1), растянуто во времени: 0.
Опоры: я, ты и солнце: близкие -3.
Плотность: есть прочтения и вторая строчка общая – 3,5.

33
течет ручеек
причудливо макраме
солнечных лучей
6.5 (0+3+3.5)
Техника: лишнее слово «течет» (-2),  «причудливо» — авторское (-1), сравнение «макраме лучей»: 0.
Опоры: ручеек и лучи: близкие – 3.
Плотность: есть прочтения – 3.5

34
каждой весной
ночь на стихи и тебя
пытаюсь делить
6 (0+3+3)
Техника: плохо «каждой», в хайку нужно быть конкретным, например, «весна» (-2), ночь нельзя делить (-2) на стихи (-2) и…:0.
Опоры: весна и (стихи + ты), близкие: 3.
Плотность: 3.

35
в дни равновесия
солнцу экватор как трос
эквилибристу
5 (0+3+2)
Техника: сравнение «как трос» (-3),  одно предложение (-1), «день равновесия» — авторское (-1): 0.
Опоры: (солнце + экватор) и (трос + эквилибрист) близкие: 3.
Плотность: 2.

36
Пыжится туча
Снежностью лучик прикрыть
Дики ей утки
4.5 (0+2+2.5)
Техника: Плохо «пыжится», так как авторское (-1), плохо «лучик» (-1), так как его никто не видел, плохо «дики» (-1), так как авторское, плохо «ей» (-1), так как местоимение, олицетворение «пыжится туча прикрыть»(-3) и т. д.: 0.
Опоры: туча и утки, опоры хорошие, но не связаны – 2.
Плотность: 2.5.

37
по тонюсенькой нитке
между красным и белым
наперегонки
4 (1+0+3)
Техника: нет опор (-3), трехстишие-загадка, так как практически отсутствуют существительные (-1): 1.
Опоры: 0.
Плотность: вторая строчка общая – 3.

38
с запада на восток
бумажные тюльпаны
на снегу
3.5 (1+0+2.5)
Техника: лишь одна опора — «тюльпаны» (-3),  не нравится первая строчка: ощущается бесконечность, а не конкретность, если же указывать направление, то достаточно сказать «на восток», и будет понятно, что с запада (-1): 1.
Опоры: 0.
Плотность: 2.5

39
шаг за шагом
краешек вселенной
в рассветных лучах
3.5 (0+0+3.5)
Техника: вселенную лучше не упоминать, так как ее нельзя увидеть (-1),  читается одним предложением (-1) и поэтому можно менять строчки местами (-1), протяженность во времени (-0.5): «шаг за шагом», отсутствие опор (-3): 0.
Опоры: отсутствуют (рассказ), так как непонятно, что такое «краешек вселенной»? 0
Плотность: вторая строчка, вероятно, общая: 3.5.

40
пол-апельсина
за горизонтом стола
это – на завтра
3 (0+0+3)
Техника: метафора «горизонт стола» во 2 строчке (-3), отсутствие опор (-2) и т. д.: 0.
Опоры: 0.
Плотность: 3.

41
азбука морзе
слезы песен зимы
с ледяных ресниц
0 (0+0+0)
Техника: сравнения «слезы песен зимы» и «с ледяных ресниц»:0.
Опоры: отсутствуют: 0.
Плотность: 0.

42
День и ночь
Решаю
Уравнение
0 (0+0+0)
Техника: внутренний процесс – деятельность мозга «решаю» — (-3),  растянутость во времени («день и ночь») (-1), оперирование невещественным (-3) и т. д.: 0.
Опоры: отсутствуют: 0.
Плотность: 0.

43
днём или ночью
между зимой и весной
стихи о любви
0 (0+0+0)
Техника: нет опор (-3), нет момента времени «днём или ночью» (-1), «между зимой и весной» (-1): 0.
Опоры: 0.
Плотность: 0.

44
перевалило …
и хочется лета
и колется «лет»
0 (0+0+0)
Техника: нет предметности и нет опор: 0.
Опоры:0.
Плотность: 0.

45
снова цепляет
вспомнив о красных плодах
яблоня в марте
0 (0+0+0)
Техника: плохо «снова» — нет фиксации времени (-1), плохо олицетворять «яблоня вспомнив» (-3), плохо оперировать невещественным «вспомнив» (-3): 0.
Опоры: 0.
Плотность: 0.

«29» апреля 2010 г                                            Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110042904886 

Добавить комментарий