21-23.04.2010. К проекту Японский сонет

21-23.04.2010. К проекту Японский сонет

И.А.Шевченко

В рамках проекта «Японский сонет» Валдис Дубулт попросил меня оценить трехстишия с точки зрения хайкуhttp://stihi.ru/2010/04/09/9168.
1
кусты сирени.
вновь аромат знакомый
подарит встречу
……………………………………………Фомин Алексей
http://www.stihi.ru/2010/04/10/3815

Технику хайку автор частично понимает. Строчки читаются хорошо, причем вторая – общая. Это плюсы.
Минусы:
1) «аромат» в хайку не может дарить,  нужно стараться избегать даже косвенной персонификации; поэтому это трехстишие;
2) «подарит» — будущее время лучше не использовать, действие в хайку – настоящее;
3) дарить в хайку можно лишь предметы, а не «встречу»;
4) хайку – композиция материальных (желательно отстоящих друг от друга) явлений; здесь же аромат является следствием «сирени». Вот, например,

Зал для заморских гостей
Тушью благоухает…
Белые сливы в цвету.
………………….Бусон, перевод Веры Марковой

Автор также хочет передать аромат слив. Отметим, что само слово «аромат» в хайку не используется, но является ассоциативным мостом, связывающим «зал для гостей» и «сливы в цвету».

2
Фонтан с полудня
хозяин в мокрой шляпе
пластом на крыше
………………………………………….Евгеньева Елена
http://www.stihi.ru/2010/04/10/5274

Хороший автор, и если бы не следование форме, можно было написать и чуть лучше:

Фонтан.
С полудня в мокрой шляпе
пляжник.

Здесь возникают две хорошие «четвертые» строчки:
1) «фонтан с полудня» (специально не смотрю текст сонета, чтобы он не оказывал на меня влияния) мне напоминает почему-то Петергоф, где фонтаны включаются и отключаются;
2) «фонтан с полудня в мокрой шляпе» — шикарно для хайку, где явно нельзя сравнивать.

Скелет хайку я называю хайкеткой. Здесь хайкетка:

фонтан
мокрая шляпа

Открытие автора – именно эта хайкетка.

Видно, что автор талантлив, и вынужден в угоду форме жертвовать красотой хайку. Думаю, для хайку в сонетах нужно дать послабление, впрочем, это мысли про себя.

3
на тонких ветках
набухли почки. завтра
услышу шёпот
………………………………………….Бойко Олег
http://www.stihi.ru/2010/04/10/5904

Идея хорошая: сопоставить рост почек с шепотом, но реализована идея с ошибкой. В хайку не нужно употреблять ни будущего времени, ни прошедшего. Из ничего возникла тройная ошибка:
1) употребление прошедшего времени «набухли»,
2) употребление будущего времени «услышу»,
3) смешение времен,
4) если есть возможность, лучше использовать единственное число.
Употребление словосочетания «набухли почки» имеет и другой смысл, в сочетании с «завтра услышу шёпот» он немного проявляется. На эту тему я сочинил бы так:

бутон тюльпана
чуть заметно качается
дорогая люстра

Избежал бы слова «почки», искал бы внешнее сходство «бутона» и «люстры» (люстра как бы раскрывшийся бутон, и в то же время мы замираем, когда качается люстра(шепот)), всего и не перечислишь…

Теперь понятно, что из трех произведений лишь одно  можно назвать хайку:

Фонтан с полудня
хозяин в мокрой шляпе
пластом на крыше
………………………………………….Евгеньева Елена
http://www.stihi.ru/2010/04/10/5274

Оставшиеся трехстишия имеют свои сильные и слабые стороны. Так трехстишие Фомина Алексея более технично (предметность, строчки цельные), а трехстишие Бойко Олега более идейное (сопоставляются рост почек и шепот).

Игорь Шевченко.

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110041100978 

 

К проекту Японский сонет часть 2

И.А.Шевченко

В рамках проекта «Японский сонет» меня  попросили ответить на вопрос:

«- 5-7-5 это признак твёрдой формы, ритмика тоже.
— переводы японской поэзии лишены всех!!! признаков твёрдой формы
— русская хайка пришла с перевода и узаконила употреблением форму(!) перевода.
— лишенная всех признаков твёрдой формы русская хайка является свободным стихом стилизованным под японскую поэзию (кроме того на стилизацию под японскую поэзию указывают и культурные особенности. нам читали в детстве не дзуйхицу, а сказки Пушкина)
— 5-7-5 и ямб это признаки твёрдой формы (вопрос только к содержанию и в умении авторов раскрыться именно в данной твёрдой форме)

теперь сам вопрос(ы):
— стоит ли уходить от твёрдой формы или стоит попытаться изменить ошибочные понятия возникшие в следствии некачественного перевода?

если мы пишем сами, а не переводим, у нас есть возможность выстроить линию новой русской поэзии хайку, как именно — твёрдая форма, а не верлибр»

********ОТВЕТ ИГОРЯ ШЕВЧЕНКО******************************************
Мое понимание «твердости форм» я изложил в статье «Твердые формы»:   «Хайку (по содержанию) в целом стремятся к форме 5-7-5 с суммой слогов 17», т. е. если в каждом конкретном случае стремиться к содержанию, тогда и форма всех произведений в жанре хайку будет стремиться к «золотой»: 5-7-5.
Странным образом здесь я вижу проявление идеи Христа, который говорил примерно так «стремитесь к Царству Небесному, а остальное приложится».
Считаю, что не может быть «русского» или «нерусского» хайку. Жанр хайку прост – это лаконичная правдоподобная композиция двух объективных явлений. Давайте переведем на язык хайку строчку Пушкина «то(буря) как зверь она завоет». Сначала выделим хайкетку:

буря
вой зверя

Теперь придумаем связывающий мостик и придадим композиции правдоподобие:

Снежная буря. (т. к. вихри снежные крутя)
Как долго воет
Собака соседа.

Сочинение хайку – занятие не сложное и довольно интересное. Смысл сочинения хайку в том, чтобы увидеть красоту и связи окружающих нас явлений. Вы правдоподобно соединяете любые два явления в настоящем времени и, как правило, получаете хайку.

Вообще у японцев есть еще одна интересная композиционная  форма — танка, в которой сопоставляются явления природы и жизни человека (в том числе и внутренней – мысли, чувства). Так же как у хайку можно выделить хайкетку (скелет, остов, сжатая суть), можно и в танка выделить танкетку. Может именно танкетки более пригодны для ЯС? Например,

Я мать и отца
вспоминаю сегодня весь вечер.
Кончается осень…
Ёса Бусон

букетик лесных трав
ищу простые слова
Леонид Попов, Воронеж, АиФ-2009

В хайку не принято говорить о внутренних процессах человека (к которым относят обычно деятельность мозга: «вспоминаю», «ищу слова»). А в танкетках – пожалуйста.
ЯС удобная форма для различных идей на стыке танка, хайку с одной стороны и сонета с другой.
Но замечу, если организаторы конкурса хотят, чтобы в ЯС было хайку, то, на мой взгляд, необходимо освободить авторов от соблюдения жесткой формы 5-7-5. Для всех остальных форм (например, для танкеток и просто трехстиший) жесткость формы скорее всего нужно оставить.

Теперь анализ с точки зрения хайку. Возможно, перепутаю авторство, прошу заранее меня простить.

1.
Малютина Анна
http://www.stihi.ru/2010/04/12/3095

изображенье
упущенных мгновений
пустая рамка

Здесь «осмысление». Автор утверждает, что «пустая рамка» – это «изображенье
упущенных мгновений». Утверждениями и обобщениями занимается жанр афоризмов. Но, с другой стороны, автор наполовину «опредметил» трехстишие – «пустая рамка».

2.
Валдис Дубулт
http://www.stihi.ru/2010/04/11/4823

цветы не ярки
в моём холодном доме.
в окне нет солнца.

Здесь по сути уже почти хайку. Но есть серьезные недочеты:
1) в хайку лучше избегать отрицаний, а их здесь два;
2) «в окне нет солнца» шероховато, видимо лучше «за окном».

3.
http://www.stihi.ru/2010/04/11/8756

идущий ворон
готов взлететь, оставив
взмах крыльев – тени

Вторая строчка не жизнеспособна. «идущий ворон готов взлететь» можно заменить на «взлетающий ворон». Интересно, что российское трехстишие достаточно редко становится хайку, если в нем обыгрываются тени. У Виктора Цоя есть подобная песня, в которой самолет оставляет Земле лишь тень. Лучше объектами для хайку выбирать природные явления и окружающие человека предметы.

4
Вирилори Вирилори
http://www.stihi.ru/2010/04/12/132

бутылка граппы
и шторы дождевые —
вода Сан Марко
высокая вода…
бутылочное солнце
гладит чёрный ил

«Шторы дождевые», «Бутылочное солнце» — выражения не из лексикона хайку. В хайку есть или «шторы», или «дождь», или «бутылка» или «солнце». Не может в хайку солнце гладить что-либо.

Фомин Алексей
http://www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

*** изучая пространство комнаты вижу бабочку

двойные шторы
бабочка никак
не распахнёт их

Утверждение: «никак не распахнет», старайтесь не возвращаться к предметам, о которых уже шла речь.

*** изучая пространство комнаты вижу часы (журавель, опускающий клюв в кувшин сбоку которого циферблат)

на книжной полке
клюв жураве’ль суёт свой
в кувшин с часами

Еще одно доказательство того положения, что не нужно стремиться любой ценой к форме 5-7-5.  Слово «свой» лишнее, да еще возвращает снова к клюву. Хайку – предельно лаконичная композиция. Лаконизм даже не обсуждается, это подразумевается как аксиома. Главный недостаток здесь в другом – трехстишие читается одним предложением (пусть даже оно весьма интересно и глубоко), т. е. нет композиции (журавлю ничего не сопоставляется).

Итак, можно сказать, что есть два трехстишия, которые наиболее близки к хайку своими предметными рядами.

1
на книжной полке
клюв жураве’ль суёт свой
в кувшин с часами
2
цветы не ярки
в моём холодном доме.
в окне нет солнца.

С уважением,

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110041301407 

 

К проекту Японский сонет часть 3

И.А.Шевченко

К проекту Японский сонет часть 3

Часть 1.  Разбор стихов, присланных автором Японский Сонет

В рамках проекта «Японский сонет» меня  попросили разобрать трехстишия с точки хайку. Удивительно, что все трехстишия написаны по схеме 5-7-5. Кстати, можно ответить на вопрос: какова вероятность написания хайку на сегодняшний день с формой 5-7-5?
Самая распространенная ошибка при написании хайку – неправдоподобность (необъективность). Спрашивайте себя: мог(ла) ли я это видеть глазами, слышать ушами и обонять? И если бы авторы трехстиший спрашивали бы себя, то брака было бы гораздо меньше, или характер ошибок был бы более тонким. Выделим из предложенных для анализа трехстиший те, в правдоподобности которых можно сильно сомневаться.

1
рисунок трещин
и таинство прощенья
песчинка помнит

Песчинка не может помнить.  Она может лежать, может попасть в глаз и т. д., но не может плакать, не может быть безвольной, грустить, смеяться и т. п.

2
земля пустыни
уносит в край далёкий
все краски мира

Не верю я в «землю пустыни». Не верю, что она уносит «все краски мира». Кто видел «все краски мира»?  Если «край далекий» вне Вашего поля зрения, то и не нужно писать о нем. Правдоподобно лишь то, что Вы можете увидеть глазами. Можно ли увидеть «все краски мира»?

3
луна – наседка
в гнезде залива Суо
драконьи камни

Луна – это космический объект, и ни в коем случае не наседка (в хайку). В хайку луна находится на своей орбите, а не в гнезде. Хайку предельно честны и правдоподобны.
«драконьи камни», насколько мне известно, мифические камни, т. е. камни, которые нельзя увидеть. Если же это реальное название реальных камней, то прошу меня извинить.
В хайку залив – это только залив, а не гнездо, луна – только луна, а не наседка.

4
наверно плачут
по тем кто не вернулся
дверные петли

Петли в хайку не плачут, а скрипят. Кто видел своими глазами как плачут дверные петли? В хайку нужно стремиться отражать мир объективно.

5
горячий пепел
след непрочтённых писем
ожог на пальцах

Кто видел след писем?  Письма не следят.

6
гербы селений
бурлеты, шлемы, розы
пускают корни

Нужно сидеть, наверное, неделю, чтобы увидеть, как розы пускают корни. Роза на моих глазах может стоять в вазе с водой, но уж никак не пускать корни. Бурлет, может и можно сказать, но, вероятно, точнее бурелет (фр. bourrelet).

7
два су в ладони
смеется нищий мальчик
весне и солнцу

Две первые строчки объективны. Третья – субъективна, так думает автор. Вместо того, чтобы третьей строчкой показать сопоставляемую картинку (например, весеннее солнце, роса на траве и т. д.), автор дает свое понимание происходящего. Подобную ошибку делает и Михаил Сапего в стихе:

сладко зевает
сытая кошка…
жизнь удалась!
«Сапега Сапегой», СПб.: Красный Матрос, 2002 г, с. 29.

Здесь третья строчка выводит трехстишие из разряда хайку, так как представляет собой вывод автора.

8
апрельский вечер
скамья на Патриарших
пока пустая

Снова две строчки естественны, натуральны и картинны. Третья же строчка неправдоподобна с точки зрения живописи. Можно нарисовать скамью, на которой никто в данное время не сидит. Но как нарисовать «пока пустую скамью»? Наверное, можно было бы нарисовать парящего Коровьева, пьющего газировку поэта Бездомного и т. д. Оперирование временем в хайку нарушает правдоподобность картины. Хайку показывает жизнь здесь и сейчас. Поэтому старайтесь не употреблять слова: вчера, завтра, каждый день, до сих пор и т. п.

К оставшимся двум трехстишиям у меня нет претензий с точки зрения правдоподобности. Написано картинно и просто.

9
дорога к дому
четырнадцать ступеней
до старой липы

Технично: вторая строчка общая. Но к хайку не отношу, так как  нет композиции. Такие трехстишия называю акын (или некомпозиционными).

10
дымок кострища
за дачною оградой
аллея клёнов

Технично: вторая строчка общая. Помимо прочего, неявно сопоставляется цвет пламени и красные листья кленов. Интересно сопоставить это хайку с другими:

Алая слива.
В багровых закатных лучах
дубы и сосны…
Ёса Бусон

На мой взгляд, «дымок кострища» лучше, так как переводчик Бусона навязывает нам сходство «в багровых». В «дымке кострища» сходство нужно искать.

Склоны гор вдалеке –
желтизна где бледнее, где ярче…
Голос кукушки.
Масаока Сики
А вот это хайку, на мой взгляд, сильнее. Здесь также читателю нужно сделать усилие, чтобы найти сходство. Но сопоставляются здесь разнородные явления: цвет(зрительное) и голос(слуховое).
*****************************************************************************

Часть 2.

*****************************************************************************
Теперь о 17 лучших (в порядке занятых мест)  из 221 трехстиший http://stihi.ru/2010/04/18/7407.
Моя оценка для большей понятности будет состоять из трех (по пятибалльной шкале каждая): за технику, за оригинальность и разнесенность опор и за композиционную плотность. Главный параметр на конкурсах техника. Два другие параметра (композиционная плотность и разнесенность опор) раскрывают потенциал автора, так как технику можно поднять. Из оставшихся двух параметров, выше, на мой взгляд, «оригинальность и разнесенность» опор, так как их выбор определяется почти полностью авторской волей, тогда как композиционная плотность чаще всего зависит еще и от удачи или особенностей языка и культуры.

1
пыль на дороге
за водовозом свора
собак бездомных
13(5+4+4) баллов
Можно поставить точку после «за водовозом». Техника безупречна. Символична «пыль на дороге», которая составляет сущность бездомных собак, как при жизни, так и после смерти.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 5, оригинальность и разнесенность опор – 4, композиционная плотность – 4 = 13 баллов.
*****************************************************************************
2
дымок кострища
за дачною оградой
аллея клёнов
11.5(5+2.5+4) баллов

Технично. Вторая строчка общая. Но опоры близкие: огонь/алые листья кленов. Все ровненько – не придерешься. Беда одна — выжать большее очень и очень трудно.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 5, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 4 = 11.5 баллов.
*****************************************************************************
3
клубится пена —
о бабах и про это
неспешны сказы
11.5(3.5+4+4) баллов
Интересная композиция: пена (пивная) и рассказы (с вымыслом-пеной).  Есть прочтение: «пена о бабах и про это». «Про это» напоминает стиль Сапего, который находит обилие смыслов в самых неясных выражениях, например:

*** / покидая г. Тюмень

город Тюмень –
добрый город!..
одно только «тю» — чего стоит!
«Сапего обыкновенный», СПб., с. 67.

«Неспешны сказы» — как бы указывает на былинный характер сих речей, которые велись еще при царе Горохе.
Небольшой недостаток в технике – использование существительных во множественном числе и достаточно большой промежуток времени действия хайку.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3.5, оригинальность и разнесенность опор – 4, композиционная плотность – 4 = 11.5 баллов.
*****************************************************************************
4
в футляре скрипка.
над лужей в майском парке
качнулась ветка.
11.5(2.5+5+4) баллов
Понравилась идея сопоставления «скрипки в футляре» и почки на дереве. И то и другое до поры скрыто от глаз. Может чуть лучше:

в футляре скрипка
над лужей в парке
качается ветка

Т. е. мне кажется, что излишне говорить о мае, так как читатель сам поймет, что речь идет о весне, так как почки «в футляре» и «над лужей». В глаголе «качается» больше живого. Качающаяся ветка над лужей больше ассоциируется с играющем смычком над прорезью в скрипке. «Качнулась» имеет оттенок мертвого, например, ветка упала в лужу и качнулась. Без «майском» больше вариативности, так как возникает и, например, осенний вариант.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 5, композиционная плотность – 4 = 11.5 баллов.
*****************************************************************************
5
знакомый почерк
пчела на хризантеме
и профиль Анны
11(4+4+3) баллов
Я бы воспринял, что речь идет об Анне Ахматовой. В стихотворении «Вечерняя комната» (1911) есть строки:
«Я говорю сейчас словами теми,
Что только раз рождаются в душе,
Жужжит пчела на белой хризантеме…»

Хорошо сопоставляются колебания полета пчелы у цветка с вязью почерка и путаной линией профиля. Остается сожалеть, что Ахматова не написала «наД белой хризантемой». Очевидно, что тогда и автор хайку написал бы:

знакомый почерк
пчела над хризантемой
и профиль Анны

Третья строчка содержит «досказанность», но связывается «профильной» траекторией полета пчелы.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 4, оригинальность и разнесенность опор – 4 (была бы 5), композиционная плотность – 3(была бы 5) = 11 баллов.
*****************************************************************************
6
пустая лодка
застыла водомерка
прохладный полдень
10(3+4+3) баллов
Действительно, тело водомерки и лодка похожи формой, а ножки водомерки – на весла. Сомнения вызывает употребление глагола в прошедшем времени «застыла». О том же можно было сказать и так:

пустая лодка
в короткой тени
(скользит) водомерка

Третья строчка («Прохладный полдень»), на мой взгляд, не совсем обоснована, приведена, видимо, для создания настроения, что, впрочем,  вполне допустимо. Вот пример обоснованности подобного выражения:

Звенят цикады.
Мимо бредет монах.
Полуденный час.
Ёса Бусон
Мусульмане, помнится, в полдень совершают вторую молитву. Монах бредет в полдень и вместо него также монотонно «молятся» цикады. К тому же, вероятно, он проходит как бы эпицентр силы звука (полдень – пик дня).

Не технично разбивать стих на три отдельные части. Цельно воспринимаются композиции из двух составляющих.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 4, композиционная плотность – 3 = 10 баллов.
*****************************************************************************
7
в большом флаконе
духов одна лишь капля
тебя нет в доме
10(2+5+3) баллов
Хороший замысел: у любящего осталась последняя капля терпения; одна капля/один дома; большой флакон/большая любовь. Плохо в хайку использовать местоимения и отрицания. Может быть лишнее слово «одна», так как оно в каком-то смысле ключевое его лучше спрятать — принцип «досказанности»

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2, оригинальность и разнесенность опор – 5, композиционная плотность – 3 = 10 баллов.
*****************************************************************************
8
урок последний
у двери интерната
слепые дети
9.5(3+2.5+4) баллов

Вторая строчка общая. Но вектор отрицательный, хотя в слепоте есть символика. Опоры близкие: урок/дети. Попадает в тональность использование гласной «у».

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 4 = 9.5 баллов.
*****************************************************************************
9
испанка в красном
на горизонте тёмном
восходит солнце
9(3+3+3) баллов

Нужно поставить точку после первой строчки. Понятно, что определить на горизонте национальность, пол и цвет одеяния невозможно. Слово «тёмном» сомнительно.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 9 баллов.
*****************************************************************************
10
шершавый листик
верчу в своих ладонях
сорняк на клумбе
9(3+3+3) баллов
В целом технично, но проявляется юмористический оттенок: сел на грядку, смял лист и что-то колет, но в данном случае оно гармонично. Лишнее слово «своих», это минус в технике.
Я бы поставил точку в конце второй строчки, так как прочтение «верчу…на клумбе» имеет отрицательный вектор (стоять на клумбе не хорошо).

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 3, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 10 баллов.
*****************************************************************************
11
на белом пляже
песок шлифован морем.
след чайки чёткий
8.5(2.5+3+3) баллов
«Песок шлифован морем», может, лучше заменить на «гладкие камни».

Вот как обыгрывали (не)четкость изображения классики:

ВЕСЕННИМ ВЕЧЕРОМ, СОБРАВШИСЬ В УЗКОМ КРУГУ, СОЧИНЯЛИ ТРЕХСТИШЬЯ, И МНЕ ВЫПАЛА ТЕМА «ЛУНА НАД ГОРОЙ ЭМЭЙ»

Сквозь темную ткань
Твой силуэт так нечеток. Луна
Над вершиной Эмэй.
Ёса Бусон

Летние травы.
Виднеются, чуть различимы,
игроки в бейсбол…
Масаока Сики

Заморский корабль,
Не причалив, вдали исчезает.
Весенняя дымка.
Ёса Бусон

Марево.
Люди ссыпают любовно в корзины
Черную землю.
Ёса Бусон

Примеров на четкость изображения в хайку совсем не много. Вот пример хайку на противопоставление белого и черного написанного, вероятно, когда автор вспоминал  картину неизвестного художника:

Муравей
Четко вычерчен черным
На белом пионе.
Ёса Бусон

Таким образом, получается, что автор пишет вполне в духе хайку, сопоставляя гладь камней или песка с четко вычерченным следом. Минус: неявная персонификация «песок шлифован морем». В хайку скорее «песок в море становится все более гладким», нежели море шлифует песок. Такие трехстишия я называю хайрю.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 8.5 баллов.
*****************************************************************************
12
ручей весенний
журчит. хлопочет славка
в ветвях калины
8.5(2.5+3+3) баллов
Хорошая идея сопоставить журчание ручья и подвижность славки. Плохо «хлопочет», персонификация (очеловечивание). Можно было написать «щебечет». Слово «журчит» должно быть на первой строчке.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 8.5 баллов.
*****************************************************************************
13
частит сердечко
вслед твоему трамваю
бежит собака
8.5(2.5+3+3) баллов

Нужно поставить точку после первой строчки или заменить ее на «машу рукой». Правильнее сказать «вслед ЗА трамваем бежит». При всем этом «бежит собака» говорит о том, что автор понимает язык хайку и не говорит «ах, как я хотел(а) бы ехать с тобой».

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 8.5 баллов.
*****************************************************************************
14
цветы срываю
на рукавах халата
мелькают птицы
8(2.5+2.5+3) баллов
Нужно поставить точку после первой строчки, иначе получается «цветы срываю на рукавах халата». Здесь снова работает принцип «досказанности», читателю не над чем думать, нечего достраивать. Вектор скорее отрицателен из-за «срываю цветы», в хайку лучше сажать цветы. Опоры также стоят слишком близко: цветы/птицы.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 3 = 8 баллов.
*****************************************************************************
15
в саду под липой
тельняшка на веревке
кораблик в луже
8(2+3+3) баллов

Тельняшка и кораблик хорошо сопоставлены. Но то же можно сказать и так:

Тельняшка на веревке.
В луже плавает
цветок липы.

Здесь есть гармонирующее прочтение «тельняшка на веревке в луже плавает».

Плохо читать, когда слова через одно отвечают на вопрос «где?»: «в саду» «под липой», «на веревке», «в луже».

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2, оригинальность и разнесенность опор – 3, композиционная плотность – 3 = 9.5 баллов.
*****************************************************************************
16
дробь барабана
затягиваю галстук
петля на шее
7.5(2.5+2.5+2.5) баллов

Третья строчка «досказывает», все разжевывает. Вектор отрицательный. Опоры близко: барабан/галстук.
Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2.5, оригинальность и разнесенность опор – 2.5, композиционная плотность – 2.5 = 7.5 баллов.

*****************************************************************************
17
спит сладко кроха
а я пою тихонько
у колыбели
6(2+2+2) баллов

«Сладко» — субъективно. «А я» — лишнее, нет необходимости и в «тихонько», понятно, что это не эстрада. Моста нет. Можно было бы так:

Пою колыбельную.
Снегом
заносит окно

Т. е. за окном вьюга, заносит окно снегом; ребенок закрывает глаза. Прочтение неплохое «пою колыбельную снегом», т. е. ребенок засыпает под шум метели.

Оценка по пятибалльной шкале: техника – 2, оригинальность и разнесенность опор – 2, композиционная плотность – 2 = 6 баллов.
*****************************************************************************
Вообще, думаю, что необходимо на серьезных конкурсах делать предварительное и окончательное распределение мест. Причем между ними можно сделать месяца два перерыва. На сегодня, всего двум хайку поставил высший балл за технику:

1
пыль на дороге
за водовозом свора
собак бездомных
13(5+4+4) баллов
2
дымок кострища
за дачною оградой
аллея клёнов
11.5(5+2.5+4) баллов
*****************************************************************************
Техника сочинения хайку растет. В ближайшее время я напишу открытое письмо редакциям газет и журналов федерального уровня с просьбой регулярно публиковать лучшие хайку. А также обращаюсь ко всем читателям за помощью в этом вопросе.

«23» апреля 2010 г                                                Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110042300839 

Добавить комментарий