Ко мне обратилась Зина-Зиночка-Зинуля с вопросом: «Можно ли «научиться» писать хайку или это от Бога?..»
В этой статье я хочу развенчать миф о недоступности хайку для россиян. Интересен парадокс хайку – писать хайку гораздо легче, нежели понимать глубины с такой легкостью написанного текста.
Хайдзин подобен рассказчику, который лаконично и правдоподобно пытается показать картину связей окружающего его дуального мира. Для хайдзина все окружающие его предметы и явления имеют между собой связи разной степени очевидности.
Написание хайку можно разбить на три этапа:
1) Опоры (два слова) — любые два сопоставляемых явления (желательно в единственном числе). Чаще всего это просто два существительных, которые можно нарисовать (реже звуки, запахи и т. п.).
2) Хайкетка (две строчки) – или частично развернутые в настоящем времени какого-либо сезона опоры.
3) Мост – соединяющий развернутые опоры. Соединительная строчка, часто общая для опор.
Пример 1. Рассмотрим близко стоящие явления (по цветовому признаку).
Опоры:
ворон
вечер
Если вечер поздний, то очевидно, что цвет оперения ворона почти сливается с темнотой вечера. Поэтому просто оживляем картину вечера с вороном.
Развернутые опоры (хайкетка):
сидит ворон
осенний вечер
Мост:
На голой ветке
Ворон сидит одиноко…
Осенний вечер!
Басё, перевод Веры Марковой
Эта простая картинка может по-разному (вариативно) осмысливаться. Осмысление этой простой картинки можно делать бесконечно. Например, можно вспомнить, что ворон в христианстве символ греха. Вечер начало тьмы.
Пример 2. Теперь рассмотрим далеко отстоящие явления (разнородные).
Опоры:
молния
крик
Хайкетка:
молния вдали
выпи резкий крик
Мост:
Молния вдали.
Пронизал ночную мглу
Выпи резкий крик.
Мацуо Басё
Чтобы мостовая строчка была общей нужно подбирать опоры одного рода.
Итак, цепочка: опоры-хайкетка-мост, должна чаще всего приводить к хайку. Необходимо помнить, что опорными должны быть существительные не абстрактные, а вещественные, обозначающие объективно существующие явления. Хайкетки должны быть свободными от персонификации (даже скрытой), сравнений, мудрствований, утверждений, отрицаний и «внутренних явлений», типа «вспомнил», «решил», «считаю» и т. д.
«Хайку и около»
Рядом стоящие с хайку типы трехстиший я называю танкетками и хайрю. В танкетках (как и в танка) допускается сопоставление с «внутренними явлениями», в хайрю – скрытая персонификация. Примеры:
Танкетка 1:
Лунным светом обманут,
Я подумал: вишневый цвет!
Нет, хлопчатника поле.
Мацуо Басё
Танкетку выдают слова «я подумал».
Хайрю 1:
Детский Мир.
На рулетке в витрине
зайчик играет.
Здесь я игрой слов пытаюсь скрытно «оживить» игрушечного и солнечного зайчиков.
Хайрю 2:
Льет весенний дождь!
По пути беседуют
Зонтик и мино.
Бусон
Применение приема «недосказанности» приводит к неявному олицетворению зонтика и мино.
Попробуйте свои силы в этом непривычном для россиян искусстве. Возможно, оно сделает Вашу жизнь насыщеннее, так как позволит пристальнее всмотреться в окружающие Вас предметы и явления.
С уважением, Игорь Шевченко.
© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110041305858