19.05.2010. Редакции журнала Москва

19.05.2010. Редакции журнала Москва

И.А.Шевченко

Редакция журнала «Москва» в лице Устиновой Е. М. (отдел прозы и поэзии) согласилась рассмотреть несколько авторских подборок хайку и подборку лучших хайку на предмет возможности публикации и проведения в будущем российского конкурса хайку. Публикую текст, который должен предоставить редакции в этот четверг. Хочу включить авторскую подборку Origa. С такой просьбой я послал ей письмо:
Ольга!
Редакция журнала «Москва» в лице Устиновой Е. М. (отдел прозы и поэзии) согласилась рассмотреть несколько авторских подборок хайку и подборку лучших хайку на предмет возможности публикации и проведения в будущем российского конкурса хайку. Прошу Вашего разрешения на включение в мою статью Вашей авторской подборки.
С уважением, Игорь Шевченко
Так как ответа я не дождался, то вынужден изменить текст статьи.
Понятно, что шансы на успех организации российского конкурса невелики. Однако, считаю, что такие попытки делать нужно.
У меня есть права на публикацию трехстиший с моего сайта. Остальных авторов буду искать после утверждения статьи редакцией. Ведь вполне может статься, что статья редакции не понравится.

Редакции журнала «Москва»,
Устиновой Е. М.

Часть I. Введение в хайку

Хайку особый композиционный и предельно сжатый жанр, не похожий ни на один известный европейцам. Твердость формы (5-7-5) не носит жесткого характера из-за разницы в языках: японского и русского. Допустимо писать хайку с люфтом 2-3 слога в любую сторону. Как это не покажется парадоксальным, жестко в хайку именно содержание. Содержание состоит в попытке автора и читателя заглянуть в мир, который стоит за суетой и иллюзорностью окружающего.
I. Время в хайку

Именно поэтому  хайку — вне времени. Технически это достигается тем, что действие в хайку разворачивается перед глазами, т. е. в настоящем времени. Мы не можем вернуть прошлое или быть в будущем. Наша жизнь всегда – в настоящем, т. е. вне времени. Поэтому одним из признаков жанра хайку является картинность. Жанр хайку можно причислить к изобразительному словесному искусству:

туман над рекой –
везу в пивной баклажке
парное молоко
…………………С.М.Ли

II. Запреты в хайку.

Картинность хайку делает невозможным писать в нем об абстрактном: о добре, зле, о богах, о справедливости и т. п. Картинность не позволяет оперировать невещественным: «я памятник себе воздвиг нерукотворный», «крик души». Картинность делает хайку предметным и конкретным. Недопустимо в хайку писать: «пусть кое-кто кое-где у нас порой». Такую фразу можно рассматривать как антихайку. Понятно, что невозможно нарисовать – «кое-кто кое-где порой». В хайку нехорошо озвучивать внутричеловеческие процессы: размышления, поиски решения или слов, прилив крови к голове и т. п. – на том основании, что их невозможно нарисовать. Хайку позитивно и созидательно. Запрещается изображать в хайку насилие, издевательство, уничтожение живого, т. е. запрещается хайку иметь «отрицательный вектор». Вектор хайку направлен на созидание, помощь и сочувствие всему живому:

короткие дни…
разговор медсестёр
в коридоре
………………..Савченко Петр

III. Композиция в хайку.

Композиционное строение малых форм не ново. Примером могут служить пословицы, которые часто состоят из двух частей, например: «богатый и в будни пирует, бедный и в праздник горюет», «дерево узнают по плодам, а человека – по делам», «камыш у нас растёт, а на свирели другие играют».
Хайку также состоит из двух частей: I(природное явление) и II(связка будничных явлений):

осенний ветер
идущий по кромке прибоя
поправляет шарф
…………………Светлана Бобкова

Здесь первая строчка – природное явление, в двух последующих косвенно сопоставляется пена прибоя и шарф.
Смысл композиции хайку в соединении несоединимого, так как именно так можно приблизиться к пониманию мира. В хайку соединяются вечное и конкретное (природное циклическое явление) и (связка бытовой конкретики).
Можно ли сравнить сложность композиционного строения хайку с композициями И. Е. Репина или И. И. Сурикова? Конечно, нельзя, так как лексика хайку предельно проста, а слоговое пространство хайку в среднем составляет 17 слогов. Но, при использовании в хайку слов «бурлак», «стрелец», «Суворов» или «Ермак» у читателя могут всплыть в памяти соответствующие картины.

IV. Предмет хайку

Предметом хайку может быть все, что попадает в поле зрения, слуха и обоняния автора. Здесь большое сходство с предметом живописи. В хайку есть место и высокому и низкому:

утро бабьего лета
паутинка через тропу
рвется на горле
………………………………..Тайша

…….НА ПУСТЫРЕ

радуга!
мочится бомж,
голову к небу задрав…
…………………………………………..Михаил Сапего

V. Жанры «хайку и около».

V.1. Мини-танка

Жанр мини-танка самый близкий к хайку. Это жанр трехстиший, в которых природному явлению сопоставляются внутренние процессы (те, которые нельзя нарисовать):

букетик лесных трав
ищу простые слова
…………….Леонид Попов, Воронеж

Слышу сквозь шум
Ветер в знакомых ветвях
Безотцовщина
…………………Евтеев А.М.

чуть свет –
во рту уже нарушен
кислотно-щелочной баланс…
…………………………..Михаил Сапего

V.2. Динамические хайку

Близок к хайку и жанр динамических хайку. Главная особенность динамических хайку – непрерывное или дискретное развитие действия во времени:

Краешек шали
Перебираю рукой.
Дождь утихает…
…………………………………………Ольга Лаэдель

хайкумену
листаю
страницы люди года
……………………………………..lyablin

«Хайкумена» — альманах хайку и трехстиший, который можно было читать и десять лет назад, можно просматривать и сейчас, и надеюсь, в него можно будет заглянуть и через много лет. Альманах каждый раз один и тот же, вероятно, прежними будут стол и стул. Однако каждый раз вокруг будет все иное: президент, машины, облака.

V.3. Жанровые хайку

Природные явления в этом жанре отсутствуют вовсе:

совещание…
открываю портфель –
плюшевый поросенок
………………………………………………………Константин Микитюк

Лежу в палате,
Надо мной – родные лица
В трещинах потолка…
………………………………………Wanja-san

V.3.1 Сенрю

Жанр сенрю изобилует метафорами, каламбурами, обыгрыванием слов, смешением времен и юмором:

*** / покидая г. Тюмень
город Тюмень —
добрый город!..
одно только «тю» — чего стоит!
…………………..Михаил Сапего

БЕЗВЕТРИЕ
минус тридцать.
над дымом фабричной трубы
месяц задницу греет…
…………………..Михаил Сапего

ведут беседу
по грудь в озёрной воде
дамы… валеты…
……………………………Боруко

V.3.2 Жанровые визуальные  хайку

…………………..….прогнивший мостик……………вместо досок
…………………………………………….п а у т и н к а

…………………………………………………………………………………………….Марина Хаген

Часть II. Подборки хайку трех лучших авторов.

Жанр хайку только начинает развиваться в нашей стране. За десять лет написано пока всего лишь около 50 хайку: Origa (18), Константин Микитюк (4 хайку),  Кицунэ (4 хайку). Далее могу отметить: Андрея Шляхова (2 хайку), Михаила Сапегу (2 хайку), SKYdancer (2 хайку). По одному хайку написали — Александр Кудряшов, Валерия Крестова, Витя Зилов, Глеб Секретта, Зина-Зиночка-Зинуля, Ляблин Михаил, Мира Михайлова, Савченко Петр, Светлана Бобкова, С.М.Ли, Тайша, аlexeyfan, kalesta, Zurg. Понятно, что могу судить лишь о прочитанном. Столь малое число написанных хайку за 10 лет говорит о необходимости постоянно идущего конкурса хайку в масштабах России.

*****************************************************************************
1. Константин Микитюк
*****************************************************************************
1
обрезаю сигару…
над камышами
туман
…………………Константин Микитюк
2
осенние сумерки
на столе домино…
пусто один
…………………Константин Микитюк
3
снегопад…
стою у окна в коридоре
во время урока
………………..Константин Микитюк
4
летний ливень…
в песочнице вверх дном
ведёрко
………………..Микитюк Константин

*****************************************************************************
2. Кицунэ
*****************************************************************************
1
Листик гинкго –
Маленький желтый веер
На сером асфальте.
…………………Кицунэ

2
Цветок на окне.
А внизу сияет огнями
Ночной Киото.
…………………Кицунэ

3
Вереница зонтов,
А над ними — вершина Хиэй.
Сюгакуин.
…………………Кицунэ
4
Тает снег.
В луже у дома плавает
Детская лопатка.
…………………Кицунэ

*****************************************************************************
3. Андрей Шляхов
*****************************************************************************
1
Поздняя осень
В вымытых стеклах видна
Дочки ладошка
…………………Андрей Шляхов
2
Жгучее солнце
Из водосточной трубы
Пух тополиный
…………………Андрей Шляхов

*****************************************************************************

«19» мая 2010 года                                                   Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110051804662 

Добавить комментарий