Разбор-2 образцов трехстиший ВКХ-3.
Представление об организации конкурса и уровне судейства дает очередная порция переводных трехстиший, которые приведены в тексте объявления конкурса http://haiku3.ru/. Вероятно, это образцовые хайку, на которые нужно равняться. Удивительно, что трехстишия приводятся без указания источников, авторов и переводчиков.
Варю картошку.
В безмолвном просторе Вселенной
ребенок плачет…
Известное трехстишие Кавахигаси Хэкигодо (1873 – 1937), А. Долин, «История новой японской поэзии», т. 4, с. 252. Оригинал трехстишия, вероятно, взят из книги «Собрание хайку нового направления». К классическим хайку это трехстишие также не имеет никакого отношения. Поэтому автор и отнес свое творение к новому направлению. Хорошее трехстишие на вечную тему сопо(противо)ставления: высокого/низкого, бесконечного/конечного и т. д.
Почему это трехстишие просто трехстишие, а не хайку?
1. Явно виден автор, разве, что не написано «я варю».
Сравните с классикой: «на сухой ветке ворон осенние сумерки». Где тут автор?
2. В хайку не употребляются существительные, обозначающие всё и вся. Существительные в хайку конкретны (исключение – сезонные слова). Если принять законным употребление слова «Вселенная», то тут же мы должны признать законным употребление «Сущность бытия», «добро», «зло», сравнения, олицетворения и т. д. и т. п.
3. Нарушается принцип экономии: лишнее слово «простор».
4. Думаю, неверно, что Вселенная безмолвна. Где-то также есть атмосфера, слышать можно не только звуковые волны и т. д.
5. Не характерно в хайку употребление отрицаний и слов с «без».
В хайку тот же эффект достигается через естественные и видимые природные циклические явления.
Европеизация хайку, к которой стремился автор, достигла своей цели, культуры соединились, только это – не хайку, а трехстишие, которое дает представление о хайку, как подливка может дать представление о жарком, сама по себе блюдом не являясь.
«4» сентября 2010 года Игорь Шевченко
г. Дубна
© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110090400941