02.11.2010. Главному редактору журнала Поэзия. Триединство хайку

 

И.А.Шевченко

Триединство хайку.

При стремлении в творчестве к высшему началу автор получает пищу для размышления об этом высшем начале. Мы не можем видеть Творца, нашим чувствам доступна лишь малая часть Творения, которая является многоступенчатым следствием деятельности Творца. Размышляя над видимым, мы пытаемся построить мост в невидимое. То же и с хайку: мы видим картинку, из которой мы строим мост (пытаемся почувствовать или догадаться) сначала в предшествующую (причинную или прошлую) картинку, а затем «по образу и подобию» пытаемся перекинуть мост на последующую (третью) ступеньку. Рассмотрим эти умозрительные ступеньки хайку подробнее.
Первая ступенька (причинная для хайку) – человеческая (живая). На ней главное действующее лицо – человек с его земными проблемами и внутренним миром или иное живое существо. На эту ступеньку, прежде всего, мы хотим попасть при чтении хайку.
Вторая ступенька (собственно хайку) – смешанная, природная и человеческая. На ней могут быть бури, солнце, дождь, одним словом все, что реально (объективно) окружает человека. Человек становится частью природы (пейзажа). Человек, пишущий хайку, смотрит на него как бы со стороны, объективно. На этой ступеньке внутренний мир изображаемого человека становится несущественным. Мы видим человека или следы его деятельности как на картине, объективно, как элемент пейзажа. Ситуации фантастические, метафорические, нереальные являются производными человека, продуктами деятельности его мозга, поэтому и не являются предметом хайку.
Третья ступенька – исключительно природная, но «очеловеченная», понятная.
Читая хайку, мы смотрим на картинку (вторая ступенька) и сначала думаем о причине, о том, что предшествовало этой картинке (первая ступенька). Тем самым мы начинаем отдаленно ощущать ступеньки мироздания и причинно-следственные связи в нем. Затем мы возвращаемся к хайку и читаем его на новом уровне понимания, потому что мы уже заглянули в невидимый мир прошлого, и теперь нам есть с чем сопоставить реальную картинку хайку. Смысловая задача автора хайку состоит в гармоничном подборе следственно-причинной пары. Образно говоря, поэт перекидывает мост в «живое», с тем, чтобы читатель смог перекинуть свой умозрительный мост в видимый хаос и почувствовать в нем «живое», с тем, чтобы сделать первый шаг по пути к тайнам мироздания (третья ступенька), к ощущению величия Творца, так как до него не счесть этих умозрительных ступенек. И вполне возможно, так как человек не может объять необъятного, что путь мыслительной деятельности перейдет в умозрительное созерцание, к отрешению от земного.
Хайку, таким образом, мост, соединяющий, условно говоря, живые и неживые силы природы. Рассмотрим следующее хайку:

летний ливень…
в песочнице вверх дном
ведёрко

Константин Микитюк, г. Москва

Итак, перед нами картинка гармоничного соединения неживой (стихийной) природы – «летний ливень» и остатков игры детей или ребенка – «ведёрка вверх дном». Это вторая, видимая, ступенька хайку.
На первой ступеньке мы можем побывать умозрительно. Вероятно, дети играли в песочнице, наполняли песком ведерки и строили башню, а, может, просто сидели на ведерках или стучали по ним как по барабанам. Внезапно солнце закрыла туча, и начался ливень. Дети побросали игрушки и разбежались по домам.
Теперь мы возвращаемся снова к хайку и читаем, имея в уме первую ступеньку, т. е. прошлое этой картинки. Мы замечаем, что роль детей теперь выполняет дождь. Теперь уже ливень «сидит» на ведерке, «ломает» башню и «стучит» по ведерку, как по барабану.
Понимая теперь это хайку с его следственно-причинными связями, попытаемся  «очеловечить» неживую природу.
Заметим, что и сам ливень в песочнице «вверх дном», так как его начало, туча, вверху. А значит, сам ливень можно представить в виде перевернутого ведерка. И кто-то барабанит по нему (гром), строит башни (тучи) или просто сидит на нем (ветер).
Помимо пространственно-временного содержания хайку символично. Обратим внимание на песочницу, которая обычно огорожена бортиками (от взрослых), и в которой дети играют во взрослых. Хайку, как и песочница – первая ступенька, с который начинается познание мира. Благодаря хайку, мы начинаем ощущать связь всех явлений, начинаем внимательнее всматриваться в окружающие нас явления, глубже понимать мир, а, значит, и любить. С другой стороны, хайку требуют усилий и от читателя. На первое место в хайку выдвигается не автор стиха, а АВТОР и КРАСОТА МИРОЗДАНИЯ.

«2» ноября 2010 года                                         Игорь Шевченко
г. Дубна

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2010
Свидетельство о публикации №110110203740 

Добавить комментарий