12 номинаций конкурсных трёхстиший 2017-го года
. стало прохладней
. вновь возмутился народ
. «только привыкли»
. Кицунэ Миято, 2013
. призёр 10 конкурса в номинации «Лучшие сенрю»
- География трёхстиший
На первом конкурсе АКЖ только среди трёхстиший открыто 16 номинаций. Вопросов много. Это и понятно – «только привыкли». Сегодня постараюсь рассказать о сокращении номинаций с 16-ти до 12-ти.
Если Хайку – Северный полюс, а Парахайку – Южный, то равновесные трёхстишия можно условно отнести к экватору. Севернее экватора, где как бы территория России, располагаются условно северные трёхстишия. Там, как это ни парадоксально звучит, отсутствует пространство, а вся власть принадлежит Времени. Это богатые трёхстишия, у них есть главное – Время.
Южные трёхстишия условно располагаются в Бразилии, где много-много диких обезьян. Кроме этого у них огромные просторы, но и они ничто в сравнении с их желаниями. Таким образом, суть Бразильского жанра можно охарактеризовать словами: «сначала желание, затем предмет».
- Голубые
Подвид голубых трёхстиший впервые описан в нашей с Михаилом Кожиным статье «Спектральный анализ хайку» (2004). И, конечно, с исторической точки зрения и в знак уважения к авторам, так можно было бы и оставить. Как бы обрадовались хайдзины Европы и Штатов! Но всё, что мы можем им дать – «крепкий русский подзатыльник».
Цитирую из книги «Опоры моста» (М.: «Наталис», 2005):
«Ключевая фраза — «авторские эмоции первичны, вещественная картина как их следствие». Первичной становится эмоция, из которой материализуется (визуализируется) образ [вещественная картина]. <…>. Вещественная картина в голубых хайку всё более размывается».
Для характеристики жанра Южных трёхстиший я бы сделал единственное уточнение к слову «эмоция» – эмоция-желание (из-за пустоты, неимения и бессилия). Образец вновь из «Опор»:
Холод пробрал в пути.
У птичьего пугала, что ли,
В долг попросить рукава?
. Мацуо Басё (1644-1694) – Вера Николаевна Маркова (1907-1995),
. «Японские трёхстишия», М.: ГИХЛ, 1960, с. 116
Теперь, когда есть два полюса, экватор и тропики, можно более точно определить и бразилистое место трёхстиший Сапеги и Танэды Сантока:
под настроение сжёг
государственный флаг США… —
полегчало.
. Сапега, г. Санкт-Петербург, «Поэзия», № 1, 2012 г, с. 247
Направил струю
туда, откуда во мраке
доносится джаз…
. Танэда Сантока – Александр Долин,
. «Танэда Сантока», пер. с японского Александра Долина, СПб.: Гиперион, 2001, с. 69
А вот для Северных трёхстиший уточнение к слову «эмоция» звучало бы так – «от избытка сил», которых, как многие (причём напрасно) считают, у хайдзинов никогда не было. Говорят, что свою музейную фразу:
«смотреть здесь совершенно нечего
упадочный стиль
эпоха Керенского», –
Остап Ибрагимович произнёс, прочтя между делом хайку мастеров краткостиший, опубликованных в глянцевом журнале. Конечно, стихи много выиграли бы, будь они нацарапаны даже ржавым гвоздём, но на мебели мастера Гамбса. Да, нет у современных Гамбсов той энергии двадцатых прошлого столетия. Послушайте.
Радостным шагом
с песней весёлой
Мы выступаем…
. Александр Алексеевич Жаров, 1922
эх, хорошо
в стране советской
жить
. Владимир Георгиевич Шмидтгоф, 1935
вместо старых
куриных избушек
мы настроим садов-городов
. Владимир Георгиевич Шмидтгоф, 1935
через тысячу лет
будет жить наш привет:
Будь готов! Будь готов!
. Владимир Георгиевич Шмидтгоф, 1935
Трёхстишия этих любителей я привожу исключительно для молодёжи, чтобы показать, время «задора и огня»…
Несмотря на то, что кое-кто на Западе, обложил нас санкциями, в альманахах «Хайкумены» мы с Михаилом нашли десятки полных сил стихов. Вот лишь 18 из них в алфавитном порядке.
1
август со стоном
трава распрямляется укрывая
нашу уст-алость
. Алексей Грохотов, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 14
Отмечу, что перед нами одно из первых осознанно-подвижных трёхстиший. Мы, наверное, будем публиковать с максимальным дроблением без всяких знаков препинания. Т.е. третью строчку этого трёхстишия мы бы опубликовали так: «нашу уст алость», предполагая, что скрытое слово «усталость» — зазвучит само по себе.
2
а у вас, далеко –
облака творогами,
да шёпот дождя…
. до, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 64
3
Вдруг гул моста
И снова тихий
Перестук колёс…
. Павел Захаров, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 78
4
В небо глядел бы,
Перемешав облака
Веточкой вишни…
. Сергей Курбатов, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 80
5
вывернут зонтик,
но до него ли –
с юбкой сраженье!
. Додо, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 61
6
дрожь
дождь в чем мать родила
по лужам
. Алексей Грохотов, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 88
7
Издали лёгкий
Как тяжелеет вблизи
Мчащийся поезд
. Андрей Шляхов, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 83
8
искрится воздух! –
почти хрустит
морозное небо
. Петрович, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 278
9
Мокроносенький!
Прыгушечка! Целовашка!
Где тапки, сволочь?
. Багджо, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 161
10
на новоселье
всем не хватило рюмок.
ну-ка, матрешка…
. Глеб Секретта, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 177
11
Новая сковородка.
Не мою ее –
Купаю.
. Ореховая Соня, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 25
12
ночь коротка
и рвут её друг у друга
два соловья
. Боруко, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 38
13
океан
плыву на спине
полные уши счастья
. Константин Микитюк, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 45
14
оранжевой точкой
— и в брызги! –
сигарета с балкона
. Додо, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 56
15
последний снежок
запузырю в пространство –
здравствуй, апрель!
. Додо, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 59
16
сбудется, если
подпрыгнув с ходу, сорву
высокий лист — да!
. Широки Мируками, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 98
17
Уходя через сад
Улыбаюсь – под вишней старой
Снова помята трава.
. Ита Тораноко, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 17
18
«Эй вы, под зонтом!» —
Лупит по лавке
Весенний дождь…
. Игорь Шуган, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 90
И всё же, чтобы не было путаницы, я объединю Северные, Южные и Экваториальные трёхстишия в просто «Трёхстишия». Напомню, что они в точности повторяют «голубые» трёхстишия «Спектрального анализа». А также вместо трёх номинаций «юмор», пародии» и «сенрю» оставляем одну – «Сенрю». Итак, окончательно 12 номинаций 2017-го года выглядят следующим образом:
. ХАЙКУ ПАРАХАЙКУ
. (сущность и беспространственность) (красота и картинность)
. (направлены внутрь себя) (формально направлены во вне)
. (1. Игровые, 2. Эмоциональные, 3. Парадоксальные) (4. Созерцательные, 5. Амазония, 6. Японские)
.
. 7. ТРЁХСТИШИЯ
К этим семи основным номинациям добавляются ещё пять: 8. Сенрю, 9. Новинки, 10. Параллелизмы, 11. Подвижные и 12. Министишия.
Игорь Шевченко
Московская область
27 мая 2017 года