12 номинаций конкурсных трёхстиший 2017-го года

12 номинаций конкурсных трёхстиший 2017-го года

 

.                                                                                                                   стало прохладней
.                                                                                                               вновь возмутился народ
.                                                                                                                   «только привыкли»

.                                                                                                                                      Кицунэ Миято, 2013

.                                                                                     призёр 10 конкурса в номинации «Лучшие сенрю»

 

 

  1.       География трёхстиший

 

На первом конкурсе АКЖ только среди трёхстиший открыто 16 номинаций. Вопросов много. Это и понятно – «только привыкли».  Сегодня постараюсь рассказать о сокращении номинаций с 16-ти до 12-ти.

Если Хайку – Северный полюс, а Парахайку – Южный, то равновесные трёхстишия можно условно отнести к экватору. Севернее экватора, где как бы территория России, располагаются условно северные трёхстишия. Там, как это ни парадоксально звучит, отсутствует пространство, а вся власть принадлежит Времени. Это богатые трёхстишия, у них есть главное – Время.

Южные трёхстишия условно располагаются  в Бразилии, где много-много диких обезьян. Кроме этого у них огромные просторы, но и они ничто в сравнении с их желаниями. Таким образом, суть Бразильского жанра можно охарактеризовать словами: «сначала желание, затем предмет».

 

  1.                 Голубые

 

Подвид голубых трёхстиший впервые описан в нашей с Михаилом Кожиным  статье «Спектральный анализ хайку» (2004). И, конечно, с исторической точки зрения и в знак уважения к авторам, так можно было бы и оставить. Как бы обрадовались хайдзины Европы и Штатов! Но всё, что мы можем им дать – «крепкий русский подзатыльник».

Цитирую из книги «Опоры моста» (М.: «Наталис», 2005):

«Ключевая фраза — «авторские эмоции первичны, вещественная картина как их следствие». Первичной становится эмоция, из которой материализуется (визуализируется) образ [вещественная картина]. <…>. Вещественная картина в голубых хайку всё более размывается».

Для характеристики жанра Южных трёхстиший я бы сделал единственное уточнение к слову «эмоция» – эмоция-желание (из-за пустоты, неимения и бессилия). Образец вновь из «Опор»:

 

Холод пробрал в пути.
У птичьего пугала, что ли,
В долг попросить рукава?
.                 Мацуо Басё (1644-1694) – Вера Николаевна Маркова (1907-1995),

.              «Японские трёхстишия», М.: ГИХЛ, 1960, с. 116

 

Теперь, когда есть два полюса, экватор и тропики, можно более точно определить и бразилистое место трёхстиший Сапеги и Танэды Сантока:

 

под настроение сжёг
государственный флаг США… —
полегчало.

.         Сапега, г. Санкт-Петербург, «Поэзия», № 1, 2012 г, с. 247

 

Направил струю

туда, откуда во мраке

доносится джаз…

.         Танэда Сантока – Александр Долин,

.      «Танэда Сантока», пер. с японского Александра Долина, СПб.: Гиперион, 2001, с. 69

 

 

А вот для Северных трёхстиший уточнение к слову «эмоция» звучало бы так – «от избытка сил», которых, как многие (причём напрасно) считают, у хайдзинов никогда не было. Говорят, что свою музейную фразу:

«смотреть здесь совершенно нечего

упадочный стиль

эпоха Керенского», –

Остап Ибрагимович произнёс, прочтя между делом хайку мастеров краткостиший, опубликованных в глянцевом журнале. Конечно, стихи много выиграли бы, будь они нацарапаны даже ржавым гвоздём, но на мебели мастера Гамбса. Да, нет у современных Гамбсов той энергии двадцатых прошлого столетия.  Послушайте.

 

Радостным шагом

с песней весёлой
Мы выступаем…

.                Александр Алексеевич Жаров, 1922

 

эх, хорошо

в стране советской

жить

.         Владимир Георгиевич Шмидтгоф, 1935

 

вместо старых

куриных избушек

мы настроим садов-городов

.            Владимир Георгиевич Шмидтгоф, 1935

 

через тысячу лет

будет жить наш привет:

Будь готов! Будь готов!

.                   Владимир Георгиевич Шмидтгоф, 1935

 

Трёхстишия этих любителей я привожу исключительно для молодёжи, чтобы показать, время «задора и огня»…

 

Несмотря на то, что кое-кто на Западе, обложил нас санкциями, в альманахах «Хайкумены» мы с Михаилом нашли десятки полных сил стихов. Вот лишь 18 из них в алфавитном порядке.

1

август со стоном
трава распрямляется укрывая
нашу уст-алость
.                Алексей Грохотов, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 14

Отмечу, что перед нами одно из первых осознанно-подвижных трёхстиший. Мы, наверное, будем публиковать с максимальным дроблением без всяких знаков препинания. Т.е. третью строчку этого трёхстишия мы бы опубликовали так: «нашу уст алость», предполагая, что скрытое слово «усталость» — зазвучит само по себе.

2

а у вас, далеко –
облака творогами,
да шёпот дождя…
.                до, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 64

3
Вдруг гул моста
И снова тихий
Перестук колёс…
.                  Павел Захаров, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 78

4
В небо глядел бы,
Перемешав облака
Веточкой вишни…
.                Сергей Курбатов, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 80

5

вывернут зонтик,
но до него ли –
с юбкой сраженье!
.               Додо, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 61

6

дрожь
дождь в чем мать родила
по лужам
.              Алексей Грохотов, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 88

7

Издали лёгкий
Как тяжелеет вблизи
Мчащийся поезд
.                 Андрей Шляхов, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 83

8

искрится воздух! –
почти хрустит
морозное небо
.              Петрович, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 278

9

Мокроносенький!
Прыгушечка! Целовашка!
Где тапки, сволочь?
.                        Багджо, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 161

10

на новоселье
всем не хватило рюмок.
ну-ка, матрешка…
.                  Глеб Секретта, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 177

11

Новая сковородка.
Не мою ее –
Купаю.
.                Ореховая Соня, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 25

12

ночь коротка
и рвут её друг у друга
два соловья
.                  Боруко, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 38

13

океан
плыву на спине
полные уши счастья
.                    Константин Микитюк, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 45

14

оранжевой точкой
— и в брызги! –
сигарета с балкона
.                        Додо, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 56

15

последний снежок
запузырю в пространство –
здравствуй, апрель!
.                       Додо, «Хайкумена-2», М., 2004, с. 59

16

сбудется, если
подпрыгнув с ходу, сорву
высокий лист  —  да!
.                     Широки Мируками, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 98

17

Уходя через сад
Улыбаюсь – под вишней старой
Снова помята трава.
.                          Ита Тораноко, «Хайкумена-1», М., 2003, с. 17

18

«Эй вы, под зонтом!» —
Лупит по лавке
Весенний дождь…
.                    Игорь Шуган, «Хайкумена-3», М., 2007, с. 90

 

И всё же, чтобы не было путаницы, я объединю Северные, Южные и Экваториальные трёхстишия в просто «Трёхстишия». Напомню, что они в точности повторяют «голубые» трёхстишия «Спектрального анализа». А также вместо трёх номинаций «юмор», пародии» и «сенрю» оставляем одну – «Сенрю». Итак, окончательно 12 номинаций 2017-го года выглядят следующим образом:

 

.                                            ХАЙКУ                                                                           ПАРАХАЙКУ

.                   (сущность и беспространственность)                                          (красота и картинность)

.                           (направлены внутрь себя)                                               (формально направлены во вне)

.     (1. Игровые, 2. Эмоциональные, 3. Парадоксальные)           (4. Созерцательные, 5. Амазония, 6. Японские)

 

.

.                                                                                 7. ТРЁХСТИШИЯ

 

К этим семи основным номинациям добавляются ещё пять: 8. Сенрю, 9. Новинки, 10. Параллелизмы, 11. Подвижные и 12. Министишия.

 

Игорь Шевченко

Московская область

27 мая 2017 года

Добавить комментарий