Современная классификация краткостиший в номинациях конкурсов 2017 года

 

 

Теоретически все краткостишия я разделяю на четыре области. Сущностными являются две: Хайку и Парахайку. В жанре Хайку минимизировано пространство, в Парахайку – время. Дети этих родителей – трёхстишия. Чада могут быть ближе к маме или к папе или занимать относительно равновесное положение. Когда детвора обезьянничает перед зеркалами, возникают их бесчисленные отражения, которые уводят нас от Первых. Покажем сказанное в виде схемы.

 

.                                                         ПАРАХАЙКУ                                                    ХАЙКУ

.                                                                                            ТРЁХСТИШИЯ

.                                                                                             ОТРАЖЕНИЯ

.                                                                                             ОТРАЖЕНИЯ

.                                                                                             ОТРАЖЕНИЯ

 

И Хайку и Парахайку также состоят из четырёх областей: мужской, женской, чувственной (живой) и смешанной (смех). Можно развить тему генетики Трёхстиший и их Отражений, но ограничимся тем, что из-за доминирования все они в итоге состоят из тех же четырёх частей.

К отражениям я отношу: сравнения, метафоры, олицетворения, смешение этого всего, символику и т.п. Для примера:

 

Движение душ
в локомотиве жизни
на рессорах сна.
И. А. Шевченко, «Опоры моста», М.: «Наталис», 2005 , с. 519

 

Но, так как отражения не могут быть правдивее оригинала, то, если соединить жанры Трёхстиший и Отражений в один, то по причине доминирования правды, отражения превратятся в безжизненные тени. Таким образом, схема конкурсных жанров выглядит триадой, в которой каждый жанр состоит из четырёх поджанров.

 

.                                            ХАЙКУ                                                                           ПАРАХАЙКУ

.                   (сущность и беспространственность)                                          (красота и картинность)

.                           (направлены внутрь себя)                                                         (направлены во вне)

(1. Игровые, 2. Эмоциональные, 3. Парадоксальные, 4. Юмор)       (5. Созерцательные, 6. Амазония, 7. Японские, 8. Пародии)

 

.

.                                                                                         ТРЁХСТИШИЯ

.                                                      (9. Северные, 10. Южные, 11. Экваториальные, 12. Сенрю)

 

К этим 12-ти основным номинациям хочется добавить ещё четыре: 13. Новинки, 14. Параллелизмы, 15. Подвижные и 16. Министишия. Первые три чисто технические, а министишия (до 12 слогов) являются переходными к так называемым ядерным жанрам. Таким образом, теоретически возможны 160 стихов-призёров. О подвижных краткостишиях читайте недавнюю статью в моём блоге. Вкратце суть проста: игра с пробелами, соединениями и разъединениями слов. Акро я традиционно не выделяю в отдельный конкурс, так как считаю его составным элементом техники. Впоследствии, такая же участь может ждать и конкурс подвижных трёхстиший.

 

Игорь Шевченко

Московская область

26 мая 2017 года

Добавить комментарий