26.09.2004. Спектральный анализ трехстиший

 

И.А.Шевченко

Существующая классификация трёхстиший: иронические, свободные и собственно
хайку, на наш взгляд, недостаточна. Да и традиционное деление хайку по
жанрам на сезонные, любовные, разлуки, странствий, приветственные, скорби и
т.д. носит по большому счёту внешний характер.
Читая трёхстишия, мы на интуитивном уровне ощущаем его художественную
ценность. Трёхстишия, которым мы ставим оценку 9.0 и выше, представляют для
нас художественную ценность, и именно их мы и будем называть хайку.
Один из нас, Михаил, при оценке хайку настроен обычно консервативно, в духе
древнеяпонской поэзии. Другой, который Игорь, имеет слабость всё
олицетворять, поэтому часто защищает неканонические произведения.
Принципиальные беседы постепенно сблизили наши позиции на другом уровне
понимания современных трехстиший. Так появились с 1 по 6 классы трехстиший.
Теоретизируя далее, как менделеевцы, мы нашли ещё два незаполненных класса:
7 и 8. Мы предлагаем совместными усилиями заполнить эти классы достойными
примерами.
8 классов. Как в периодах таблицы Д.И.Менделеева, с увеличением номера
ослабевают металлические свойства и, наоборот, усиливаются —
неметаллические,
так и от класса к классу, хайкуподобные трехстишия в зависимости от авторского вмешательства постепенно меняют свою внутреннюю структуру, как — от угла преломления
солнечных лучей участки радуги изменяют цвет. Поэтому и классы мы назвали
согласно цветам радуги: от красного до фиолетового. Последний класс, имеющий
черты внутреннего совершенства, мы ассоциируем с белым цветом.
Базисными понятиями (векторами) мы считаем:
1) наличие вещественной картинки в хайку,
2) эмоциональное отношение автора,
3) интуицию читателя или художественное чутьё.

I. Красные трехстишия (можно назвать хайку).
Ключевая фраза — вещественная картина, нет авторского присутствия.
Содержательная характеристика.
В основе хайку лежит вещественная картинка без авторского присутствия.
Свобода автора лишь в выборе предметов. Как правило, в красных хайку
картинка отражает конкретный момент во времени.
Формальной характеристикой может служить обилие существительных.
Прилагательных или наречий, часто, не больше одного.

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Японские трёхстишия, Басё, пер. с яп. В.Н.Марковой, Лабиринт Пресс, 2002,
с.37)
Прилагательное старый практически не несёт эмоций.

У дороги — крест,
У креста — скамья и стол,
На столе — стакан.
(И. А. Шевченко, Осень, ВКР-4)

II. Оранжевые трехстишия.

Ключевая фраза — вещественная картина, обозначено авторское присутствие.
В основе — вещественная картина, но появляется намёк на эмоциональность.
Автор едва заметно, кивком головы, движением глаз намекает на эмоциональную
окраску. В оранжевых хайку проявляется авторское видение не только в выборе
предметов для картинки, но и в лёгком налёте эмоций. Прилагательных или
наречий — два-три.

На голой ветке
Ворон сидит одиноко.
Осенний вечер.
(Японская классическая поэзия, Басё, АСТ, 2003г, пер. В. Марковой, с.216)

Девушка-вампир
грустно в зеркало глядит:
пусто за стеклом.
(Silver Wolf, Дайджест?1, ?25)
Здесь слово грустно вносит эмоциональный оттенок в картину и выдаёт
авторское присутствие.

III. Жёлтые трехстишия.

Ключевая фраза — вещественная картина, явное присутствие автора.
Вещественная картина подаётся явно эмоционально. Наличие метафор становится
почти обязательным. Автор явным образом обозначает отношение к ситуации. В
картинку включаются метафоры, олицетворения традиционно сочетаемые,
органично присущие предметам и явлениям (пассивные олицетворения).

Камнем спит гора,
а вокруг камней горы
камни спят горой.
(И. А. Шевченко, Дайджест ?1, ?24)

Ночью под снегом
Спят, прижавшись друг к другу,
Горы Синано.
(Кобаяси Исса, Ливень пятой луны, С-П, КРИСТАЛЛ, 1999г, пер. Т.А.
Соколовой-Делюсиной, стр.92)

Первые три класса содержат, на наш взгляд, относятся к классу «хайку и около», так как
основой для них является вещественная картина.

IY. Зелёные трехстишия (не хайку).
Ключевая фраза — сильное вмешательство автора в вещественную картину.
Автор вторгается в ситуацию и лепит из неё картинку по своему усмотрению,
заставляя читателя идти жёстко заданным путём. Сильная метафоричность,
активные олицетворения, каламбуры. Однако, реальная картина ещё первична,
хотя уже начинает прогибаться под наслоением личных эмоций. Сюда можно
отнести произведения в стиле хайкай.

В кольце облаков
Забился солнечный мяч!
Горы обнялись.
(И. А. Шевченко, 25 хайку, ВКР2-1)

Y. Голубые трехстишия (не хайку).
Ключевая фраза — авторские эмоции первичны, вещественная картина как их
следствие.
Первичной становится эмоция, из которой материализуется (визуализируется)
вещественная картина. Часты сравнения, для лучшей передачи чувства.
Вещественная картина в голубых хайку всё более размывается.

Утро. Но медлит рассвет:
Зимнее солнце лениво,
Словно жена в воскресенье.
(Ivar, Дайджест ?1, ?28)

Твоя улыбка
Тает на сером асфальте
Листьев шуршаньем
(А.Пас, Дайджест ?1, ?19)

Сладко-тревожно.
Да, нет, не свидание.
Плещется рыба.
(В.Экспресс, Дайджест ?1, ?18)
В первой строке — романтическая эмоция. Вторая — показывает, что мы
ошибаемся, и лишь в третьей понимаем, что речь идёт о чувстве рыбака.

YI. Синие трехстишия (не хайку).
Ключевая фраза — авторская символика и отражения.
И снова первична эмоция, но в реальную картину она уже не отливается и
появляется в виде символа. Картину можно рассматривать уже лишь отражением
вещественной. Мир в синих хайку представляется отражением в зеркале
авторских чувств.

Движение душ
в локомотиве жизни
на рессорах сна.
(И. А. Шевченко, Дайджест ?1, ?110)

Ковшом вечера
Черпаются песчинки
Отставших часов.
(В.Экспресс, Дайджест ?1, ?20)
Зимний вечер. В это время ковш опускается к горизонту. Часы отстают, так
как страна перешла на зимнее время. Но одновременно мы вспоминаем о
космических часах из 12 созвездий и мысль тонет в символике.

Зима на все руки:
и прошлого нет как нет,
и под ногами небо.
(Алексей Грохотов, Хайкумена, выпуск 2, ЛЕТНИЙ САД, М, 2004г, с.109)

YII. Фиолетовые трехстишия (чаще всего не хайку).
Ключевая фраза — авторские эмоции не выстраиваются ни в вещественную
картину, ни в отражения, ни в символику, а существуют лишь в чистом виде.
Картинка исчезает, чисто авторское видение, одни эмоции. Этот класс
аналогичен первому. Но здесь картина рисуется эмоциями.

Смертельна
открытая рана
между касанием и ладонью.
(Алексей Грохотов, Хайкумена, выпуск 2, ЛЕТНИЙ САД, М, 2004г, с.108)

Будто бы ветер весенний…
А Бог знает куда
занесло, словно снегом…
(Алексей Грохотов, Хайкумена, выпуск 2, ЛЕТНИЙ САД, М, 2004г, с.110)

YIII. Белые трехстишия (чаще всего не хайку).
Ключевая фраза — нет вещественной картины, нет картины отражения, исчезают
авторские эмоции, область невещественного и безлично-интуитивного,
производит эффект коана.

Осенью
где
настоящее время
(Алексей Грохотов, Хайкумена, выпуск 2, ЛЕТНИЙ САД, М, 2004г, с.108)

Наш опыт говорит, что писать зелёные трёхстишия легче, но зато выйти на
приемлемый уровень качества (хотя бы 9 баллов) гораздо труднее: большое
значение приобретает эстетическое чувство дозволенного, к примеру, как у
ТоМ(а).

Резюме.
Все трёхстишия, которые трогают нас, мы разбили на 8 классов, семь — по
цветам радуги, восьмой назвали белым, так как теоретически он может иметь
свойства любых классов. Первично художественное впечатление, поэтому зелёное
хайку, например, в 9.8 балла, для нас будет, вообще говоря, ценнее, скажем,
жёлтого хайку с оценкой 9.0 балла. Озвучить спектры мы захотели для того,
чтобы сказать, что все стили хороши, если получаются хорошие стихи.
Кроме спектров мы используем и другие классификации трехстиший, о которых мы
напишем в книге «Опоры моста», которая должна выйти в сентябре 2005 года в
издательстве Восточная коллекция.

Игорь Шевченко и
Михаил Кожин.

 

© Copyright: И.А.Шевченко, 2004
Свидетельство о публикации №104092600120 

26.09.2004

Добавить комментарий